Глава III Результаты исследования и их обсуждение

В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.

Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены в таблице 1.

Таблица 1

 

Показатель Контрольная группа Х± m Экспериментальная группа Х ± m t Р
Количество и счёт   3,6 ± 0,2   3,5 ± 0,2   0,3   >0,05
  Величина   3,1±0,2   3,5 ± 0,3   1   >0,05
Геометрические фигуры   3,6±0,3   3,5 ± 0,2   0,7   >0,05
Ориентировка в пространстве   3,1 ±0,3   3,0 ± 0,2   0,25   >0,05

 

Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:

- соответствие игрового материала задачам исследования;

- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;

-доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.

Игровая форма обучения повышала настроение детей» способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитию элементарных математических способностей.

Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.

Необходимо отметить, что с контрольной группой проводилась работа по формированию элементарных математических представлений, в основе которой лежала "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой, а в экспериментальной - работа шла по разработанной мною системе дидактических игр.

После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.

Средние значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице 2.

Таблица 2

 

Показатель Экспериментальная группа Х± m Контрольная группа Х± m t Р
Количество и счёт   6,42 ± 0,2   3,9 ± 0,2   8,4   <0,05
  Величина   5,82 ± 0,2   4,3 ± 0,2   5,0   <0,05
Геометричес-кие фигуры   6,29 ± 0,2   4,4 ± 0,2   6,3   <0,05
Ориентировка в пространстве   6,13±0,2   4,0 ± 0,2   7,1   <0,05

Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических представлений дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемых группах произошёл прирост в средних показателях математического развития. В экспериментальной группе произошёл прирост по разделам:

количество и счёт -28,2 %

величина-27,2 %

геометрические фигуры - 26,9 % ориентировка в пространстве- 30,3 %

В контрольной группе соответственно: количество и счет- 4 %

 величина-12 %

геометрические фигуры -9 %

ориентировка в пространстве- 10%  (Приложение 2)

Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено использованием предложенной мною системы дидактических игр. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических знаний у детей экспериментальной группы, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.

Выводы

1. Исследование показало, что разработанная нами система работы по математическому развитию детей с учетом современных требований "Концепции дошкольного образования" способствовала повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.

2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

3. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: