Азаров Ю.П. Искусство любить детей. – М., 1987

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.,1988.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. –М.,1985.

Волкова С.И. Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика» //Начальная школа,1997,№9.

Выготский Л.С. Игра, ее роль в психическом развитии ребенка.//Вопросы психологии.1966,№ 6.

Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. – М., 1991.

Гельфан Е.М. Арифметические игры и задания. – М., 1968.

Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников.– М.,1990.

Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М.,1997.

Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. – М.,1989.

Кенеман А.В. Детский подвижные игры народов СССР. – М.,1988.

Крутецкий В.А. Психология. – М.,1986.

Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики//Начальная школа,1997,№2.

Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1987.

Моро М.И. Учебник по математике для 1 класса. – М., 2001.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1991.

Общая психология/ Под ред. Петровского А.В. – М.,1986.

Перевозникова Р. Волшебный десяток: Методы и приемы работы над первым десятком// Начальная школа: Еженедельное приложение к газете

 «Первое сентября», 1996,№22.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К., 1973.

Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.,1991.

Шмаков В.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.,1994.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,1978.

Эльконин Д.Б. Игра, ее роль в жизни и развитии детей// Дошкольное воспитание,1990, № 5.

 

 

1. А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В.Запорожца.-М.: Просвещение,1995

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2005

3. Венгер Л.А. и др.Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.: Высш. шк.,1988

4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.: Просвещение,1993

5. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука.- М.: Педагогика, 1989

6. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург: Кн. изд - во,1995

7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей     дошкольного возраста /Под. Ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,- М.: Просвещение,1989

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: НОРМА,2000

9. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду.- М.: Учпедгиз,1963

10. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1984

11. Математика от трех до семи: Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. - М.: Академия, 2001

12. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие.- М.: Просвещение,1994

13. Методические советы к программе "Детство".- С Пб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС",2002

14. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.- М.: Просвещение, 1985

15. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 1999

16. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой.-М; Просвещение.,1980

17. Поддьяков Н.Н. Особенности психического равзития детей дошкольного возраста.-М.: Наука,1996

18. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М.: Просвещение, 1985

19. Психология воспитания/Под ред. В.А Петровского.-М.: Просвещение,1995

20. Смоленцева А.А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение,1993

21. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.-М.: Просвещение,1975

22. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.- М.: Просвещение, 1980

23. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.: Просвещение,1984

24. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1981

Периодические издания

25. Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями// Дошкольное воспитание.- 2003.- №8.- с.13

Список литературных источников

 

1. Сай М. К.,Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Мн., Нар. асвета, 1990.-96с.      

2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 1988.-303с.

3. Сербина Е. В.Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с.

4. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение,1992.-192с.

5. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985.-175с.

6. Программа «Пралеска»

 

Программное содержание:

1.Продолжать учить детей логически мыслить. Учить измерять массу, используя разные 

мерки по схеме. Учить видеть смысловую сторону пословиц и поговорок.

2.Закрепить прямой и обратный счёт от 1 до 10 и от 10 до 0; отсчёт предметов по заданному числу.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве при помощи плана-схемы. Развивать образность речи. Развивать умение изменять интонацию, произнося фразу вопросительно, восклицательно, ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно.

3.Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.

4.А\С: молодица, под горушку, кум, куманёк, прибауточка, решета.

 Ход:

Воспит: Собирайся народ!

           Вас много интересного ждет!

           Много игр, много шуток

           И весёлых прибауток!

Под фонограмму р.н. мелодии входят дети.

Воспит: Вдоль улицы во конец

            Шел удалый молодец,

            Не товар продавать,

            Себя людям показать.

 И мы себе покажем – какие мы смелые да умелые!

 Да он не один пришел. Посмотрите, сколько с ним красных девушек и удалых молодцев пришло. А скажите - ко мне, молодцы, сколько с вами красных девушек пришло?

(дети считают и дают ответ).

 А сколько молодцев? – (дети считают и отвечают)

 А сколько всего вас пришло? – (ответ).

Воспит: Ай; да молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста!

 Дети садятся на стулья. Девочка встает, берёт ведро и выходит под слова воспитателя.

Воспит: Посылали молодицу                                    

          Под горушку по водицу,

         А водица далеко,

         А ведёрко велико!

На встречу ей идет одна девочка. Между ними разговор:

- Ульяна, Ульяна, где ты была?

- В новой деревне?

- А что видела?

- Петушка в сапожках,

- Курочку в серёжках,

- Селезня в кафтане,

- Утку в сарафане.

- И корову в юбке,

- В тёплом полушубке!

Воспит: Ребята, давайте поможем Ульяне посчитать, сколько всего животных она видела. (дети считают и дают ответ.)

Воспит: Ребята на столе лежат карточки, на которых написаны примеры. Нужно выбрать примеры ответ которых равен 5.

(Дети выбирают примеры и объясняют:«три плюс два равно пять.» и т.д.)

Воспит: Молодцы, ребята, правильно ответили. Давайте поместим цифру 5 на фланнелеграф.

 Реб: Ай, дуду, дуду, дуду!

    Потерял мужик дуду!

    Шарил, шарил - не нашёл

      Сам заплакал и пошёл.

Воспит: Ребята давайте поможем мужику найти дудку. Мы разделимся на 2 команды. И каждая команда получает план-схему, по которой нужно отыскать дудку. (Дети выполняют задание)

Воспит: Молодцы, ребятки, помогли найти дудку. А на какую цифру похожа дудка?(на цифру 1.) Поместим цифру 1 на фланелеграф.

Воспитатель обращается к мальчику: Кум, куманёк, где ты живёшь? Почему куманёк ко мне в гости не идёшь?

Мальчик: В тереме расписном я живу. К тебе кумушка, в гости иду! Я иду, иду, иду, прибауточку пою! Можно в гости?

Воспит: Можно, но сначала ответь на вопрос, а вы ребята помогайте. Вспомните пословицы, поговорки, где встречается число 7.

-Семь бед, один ответ.

-Семеро одного не ждут.

-Лук от семи недуг.

-За семью морями.

-До седьмого пота.

-Семь раз отмерь, один раз отрежь.

-У семи нянек дитя без глазу. 

Воспит: Ребята, а как вы понимаете смысл этих пословиц? (Дети отвечают.)

Воспит: Хотите поиграть? Выходите! Поиграем в одну старинную р. н. игру. Называется она «Нос».

Дети встают в ряд и считалкой выбирают водящего:

               Плыл у берега пескарик

               Потерял воздушный шарик.

               Помоги его найти –

               Сосчитай от 10.

               (счёт от 10 до 0)

Водящему завязывают глаза, он должен отсчитать каждый третий нос у ребёнка. На кого попадёт, тому даёт флажок. После отсчёта воспитатель спрашивает:

-Сколько всего флажков? (три)

-А вот другое задание. Нужно быстро перестроиться в три колонны. Капитаны с флажками.

-Сколько капитанов? (три)

-По сколько человек в каждой команде? (по три)

- Молодцы! А какую игру мы знаем, в названии которой есть цифра 3. (третий лишний.)

-А давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки с этим числом.

Дети:

-Заблудился в трёх соснах.

-Не узнай друга в три дня, а узнай в три года.

-От горшка три вершка.

-Наврал с три короба.

- Обещанного три года ждут.

Воспит: А как вы понимаете смысл этих пословиц?

          Ай да, молодцы! Поиграем ещё в одну игру! Посмотрите - ка какой у меня горох. А кто хочет мой горох похвалить?

Дети говорят скороговорку с разной интонацией.

                   Шли семь стариков,

                   Говорили про горох

                   Первый говорит: «Горох хорош»

                   Второй говорит: «Горох хорош»            

                   Третий говорит: «Горох хорош»

                   Четвёртый говорит: «Горох хорош»

                   Пятый говорит: «Горох хорош»

                   Шестой говорит: «Горох хорош»

                   Седьмой говорит: «Горох хорош»

                   И в самом деле – хорош горох!

Мальчик подходит к скамейке, берёт балалайку и говорит:

-Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха, да Демьян,

Николай, Семён, Иван…

Сядем, братцы, Все рядком,

Да частушки пропоём.

 

1.Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, а не дурак,

С дыркой, а не бублик.

2.Рисовал я единицу,

Получилась ну и ну!

Настоящая ракета

Для полёта на луну.

3.У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

 Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

4.А вот это цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи.

5.В тёмном небе звёздной ночью,

Я нашёл семь ярких точек.

Семь горящих глаз нашёл,

Называется ковшом.

6.Диво дивное паук:

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутёк-

Выручают восемь ног.

Воспит: Ай да молодцы! Весело, да ладно! Давайте поиграем в игру: «Пять имён» Правила такие: Нужно идти по линии и на каждый шаг мальчик называет имя девочки, девочка называет имя мальчика. Выигрывает тот, кто без остановки пройдёт 5 шагов и назовёт, не ошибаясь, 5 имён. (Дети играют)

-Молодцы, ребятки! А сейчас мы попросим наших девушек – красавиц испечь нам печенье к чаю.

Ти-та-та, ти-та-та,

Пожалуйте решета,

Мучки насейте,

Пирожки затейте.

Пирожки – то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

-А чтобы испечь вкусное печенье - надо отмерить столько стаканов муки, сколько кружков на первой карточке, и столько стаканов песка, сколько кружков на второй карточке. (Две девочки замешивают тесто)

-Желающие могут записать рецепт. Мы постарались, и наши девицы- красавицы заранее напекли печенье. Сейчас мы вас ими угостим.

-А вот и пирог поспел,

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едаков!

-Ульяна, накрывай на стол! Сколько гостей, столько и чашек поставь!

-Милости просим к нам на чаепитие! Приятного аппетита!

(Дети приглашают гостей в группу на чаепитие)   

  

                                           «Составим поезд»

Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: «Два да один – это три». И т.д. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида:

 «Три без одного – два. Два без одного – один». И т.д.

Учащиеся в игре закрепляют знание о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.

                                         «Лучший счетчик»

Дидактическая цель. Формирование приема прибавления и вычитания единицы.

Содержание игры. Учитель в каждом секторе магнитного моделеграфа размещает рисунки двух цветов: например, во втором секторе – кукол в красном платье и в синем платье, в третьем – 2 медвежат красного цвета и 1 оранжевого, в четвертом – 3 красных шарика и 1 синий и т.д.

Вращая круг, учитель открывает сектор за сектором. Учащиеся на наборном полотне составляют и решают примеры на сложение. Кто быстрее сосчитает результат и покажет нужную карточку, тот лучший счетчик.

 

       На этапе формирования вычислительного навыка прибавления и вычитания единицы использовалась игра  «Цепочка»2

Вариант

Дидактическая цель. Воспроизведение приема прибавления и вычитания единицы по памяти.

Содержание игры. Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание единицы. Ученик, получивший мяч, называет ответ и возвращает мяч учителю и т.д.

Вариант    

Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т.д. Поочередно он дает ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число.

 

         Прибавление и вычитание двух, трех, четырех рассматривается с использованием приема прибавления (вычитания) числа по частям. При ознакомлении с этими приемами вначале применялись игры с использованием средств наглядности.

                                         «Грибная поляна»1

Дидактическая цель.   Ознакомление с прибавлением и вычитанием двух.

Содержание игры. На доске изображается лесная поляна. Дети отправляются на прогулку за грибами. Сначала они идут по широкой, а затем по узкой тропинке, которые показаны на доске мелом, и, «находят» под деревьями грибы. Например, они видят под сосной 6 сыроежек, а затем еще 1 белый гриб и 1 масленок (к шести грибам учитель присоединяет еще два, прикрепляя их изображения рядом с уже имеющейся на доске карточкой). По рисункам дети составляют и решают задачу. Прием ее решения по ходу анализа учитель записывает на доске.

                            6+2=8

                            6+1+1

Вычислительный прием дети проговаривают хором: «Чтобы к числу 6 прибавить 2, надо прибавить сначала 1, а потом еще 1».

Затем учитель «срывает» 2 больших гриба – пусть остальные подрастут! Чтобы показать прием вычитания двух, он «снимает» грибы по одному. Опять по рисункам дети составляют и решают задачу. По ходу ее решения возникает запись на доске:

                                       8-2=6

                                       8-1-1

Ученики все вместе проговаривают: «Чтобы из 8 вычесть 2, надо сначала вычесть 1, а потом еще 1».

      Используя эту игру, аналогично разбирается прием прибавления и вычитания трех, четырех.

 

          При формировании вычислительных навыков важно обращать внимание и на проговаривание вычислительных приемов. В этом помогала следующая дидактическая игра:

                                        «Цепочка» (2 вариант) 1            

Дети совместно с учителем по цепочке воспроизводят вычислительные приемы. Например:

Учитель. Чтобы к числу 5 прибавить 2 … Продолжай, Ваня. 

Ваня. Можно к числу 5 прибавить сначала 1, получится 6.

Учитель. Продолжай, Ира.

Ира. Потом надо к 6 прибавить еще 1, получится 7.

            

        При изучении действий сложения и вычитания дети знакомились с названиями компонентов и результата сложения: «слагаемое», «сумма».

Здесь же начиналась подготовка детей к уяснению связи между сложением и вычитанием. С этой целью использовались следующие дидактические игры:

                                          «Угадайка»1

Дидактическая цель. Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа.

Содержание игры. Учитель размещает в каждом секторе моделеграфа соответствующее число рисунков: в первом сектор – 1 куклу, во втором – 2 медвежат, в третьем – 3 мяча и т.д.

Учитель открывает сразу два сектора и предлагает сосчитать число всех рисунков в одном из них, если в двух – 3, а в первом – 1. Учащиеся рассуждают: 3- это 2 и 1. Значит, во втором секторе 2 рисунка. Затем открываются второй и третий секторы. Учащиеся называют после счета число 5. Учитель закрывает третий сектор и предлагает угадать число рисунков во втором секторе. Дети рассуждают: 5 –это 3 и 2, а значит, в закрытом секторе 3 рисунка. Далее учитель открывает только один сектор и формулирует задание: в третьем и четвертом секторах 7 рисунков, из них в четвертом 4 рисунка. Сколько рисунков в третьем секторе? Ученики рассуждают: 7 – это 4 и 3. В одном секторе 4 рисунка, значит в другом 3 рисунка. И так далее. Для подтверждения ответов учитель открывает тот сектор, число рисунков в котором они угадывали на основе знания состава числа.

 

                                «Проверь Угадайку!» 2

Дидактическая цель. Закрепление приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы.

Содержание игры. Учитель в каждом секторе размещает рисунки в соответствии с числами первого десятка: В первом секторе –1 рисунок, во втором – 2, в третьем – 3. И так далее. Он сразу открывает 2 сектора, дети считают число рисунков в них. Затем один из секторов быстро закрывается, и детям первой команды предлагается угадать число рисунков в закрытом секторе по общему числу рисунков в двух секторах и числу рисунков в открытом секторе. Дети первой команды рассуждают, например, так: 5 - это 3 и 2, из них видно 3 рисунка, закрыто 2 рисунка. Дети второй команды проверяют правильность ответов детей первой команды, используя прием дополнения первого слагаемого до суммы. Они хлопают в ладоши и продолжают счет дальше, принимая за пункт отсчета одно из чисел. Например, если в открытом секторе 3 рисунка, а всего 5, дети, хлопая в ладоши, ведут счет: 4 – прибавил 1, 5 –прибавил 2. Учащиеся сделали 2 хлопка, значит, закрыто 2 рисунка. Учитель дает возможность убедиться в правильности ответа, открывая этот сектор. Затем он открывает следующие два сектора, игра продолжается аналогично. Побеждает команда, в которой ни один ученик не допустил ошибок или число ошибок меньше, чем у другой команды.

 

          Для раскрытия переместительного свойства сложения использовалась игра «Было - стало»1.

Дидактическая цель. Ознакомление с переместительным свойством сложения.

Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок елочки. На ее ветках он «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2.С помощью раздаточного материала дети украшают так же свои елочки на партах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3+2. После того как он будет решен, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, дети замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется еще один пример на сложение: 2+3.  Решив его, первоклассники получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив3-4 пары примеров на сложение, можно подвести учащихся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.   

 

            Чтобы дети научились применять прием перестановки слагаемых в тех случаях, когда это облегчает вычисления, то есть освоить прием прибавления пяти, шести, семи, восьми, девяти, использовалась игра «Капитаны»

                                           «Капитаны» 1     

Дидактическая цель. Закрепление знания прибавления и вычитания 5, 6, 7, 8, и 9.

Содержание игры. На магнитной доске учитель размещает рисунки пароходов и записывает под каждым пример вида: +5, +6,  +7, 

+8,   +9. Справа от рисунков он закрепляет ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 и пишет над ними: «Пристани».    

До начала игры детям рассказывается: «Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представьте себе, что на море шторм, пароход качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах может потопить его, погибнут люди». Учитель вызывает 3-4 учеников (капитанов) к доске и объясняет: «Курс каждого корабля зашифрован примером, а его пристань обозначена номером. Каждый «капитан» должен определить «курс движения» (решить пример под выбранным им рисунком), а потом причалить свой корабль к нужной «пристани», где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у пристани, то и будет лучшим капитаном».

 

     Было бы ошибкой полагать, что таблица сложения, состав чисел первого десятка будут усвоены детьми достаточно быстро. Чтобы обеспечить формирование навыков табличного сложения, необходимо буквально на каждом уроке тренировать детей, добиваясь умения не только правильно, но и быстро решать любой пример из таблицы, представлять любое из чисел первого десятка в виде суммы двух слагаемых различными способами. Наступает ответственный этап – сокращение полученной таблицы, выделение того минимального набора равенств, которые дети в дальнейшем должны будут запомнить.

     Поэтому составление таблицы сложения и дальнейшая работа с ней является самым важным этапом в формировании навыков сложения и вычитания. Учителю необходимо организовать работу на этих уроках таким образом, чтобы увлечь детей, способствовать быстрому и качественному запоминанию таблицы сложения. Этому способствует применение разнообразных дидактических игр как при составлении таблицы, так и при ее запоминании. Чем чаще учитель будет использовать дидактические игры, тем быстрее учащиеся запомнят таблицу сложения. Для этих целей проводилась игра:

                                     «Самый быстрый почтальон»1

Дидактическая цель. Закрепление случаев прибавления и вычитания в пределах 10.

Средства обучения. Листки бумаги и разрезные цифры.

Содержание игры. Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами. Они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10. Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного выражением (найти значение выражения), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими значения выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот – самый быстрый почтальон. Полученные решения проверяют все ученики.  

                                   

          На этапе закрепления проводилась дидактическая игра, которая требовала знания компонентов сложения, переместительного свойства сложения, состава чисел и взаимосвязи сложения и вычитания.

                                     «Математическая эстафета»1

Дидактическая цель. Формирование умения преобразовывать одни выражения в другие, логически связанные с ними.

Содержание игры. Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет выражения:

              6+2              5+4               7+3

К доске выходят по одному ученику одновременно от каждой команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро найти значение выражения, составить другое выражение с этими числами и передать эстафету своему участнику. Учащиеся по командам составляют цепочку взаимосвязанных выражений вида:

              6+2=8        5+4=9            7+3=10 

              2+6=8        4+5=9            3+7=10

              8-2=6         9-4=5             10-7=3

              8-6=2         9-5=4             10-3=7 

 

 Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все выражения с этими числами. Побеждает та команда, которая раньше других составит правильно цепочку взаимосвязанных выражений.

 

     На этапе формирования скорости выполнения операций важно включать не решение столбиков примеров для решения, а завуалированные ситуации, когда необходимость выполнения вычислений диктуется необходимостью решения другой проблемы. Этой цели служат такие задания, как:

             - раскрашивание загадочного рисунка:   

                  Сосчитай и раскрась

 

              - прохождение лабиринтов

Помоги лягушонку найти дорогу домой в лабиринте с числовыми выражениями. При этом значения выражений должны составить отрезок натурального ряда.        

                                                                               


                          8-3         4+6  5-2       9-2   1+7

                                   1+2             10-1                   4+4   

                          2+2                                    2+4

                                   

                                      5-4          9-3                     9-4    

                          8+1            8-5                   1+3         

                                   1+1            6-2                    10-3

                                              3+4

                  9-8 5+4          3+3                    7-4


                                   Такие игры на этапе ознакомления, повторения и закрепления изученного материала выполняют функцию формирования в процессе игры общеучебных умений и навыков, а так же психологических образований, крайне необходимых для активизации учебного процесса.

Тема урока: «Перестановка слагаемых»

Цель урока: Познакомить детей с переместительным свойством сложения.

                             Ход урока




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: