Результаты опытного обучения

 

         Прежде чем подбирать упражнения и всевозможные игры для использования на уроках, мы выявили, какие знания лежат в основе сложения и вычитания в пределах 10. 

- последовательность чисел в отрезке от 1 до 10

- нумерация

- смысл числа

- отношения «больше», «меньше»

- состав числа

        Все эти знания необходимы для сознательного и прочного усвоения материала. Поэтому первым нашим шагом было выяснение того, насколько этими знаниями и соответствующими умениями владеют учащиеся. Для этого была проведена самостоятельная работа, которая дала возможность определить имеющийся у учащихся уровень знаний по данным вопросам.

                                   В самостоятельной работе были даны следующие задания:

1. Какие числа пропущены?

   2 3           6      7     9  

 

 

2. Запиши цифрой: сколько кругов нужно дорисовать.

 

 

 

 

                                                                      

        

 

              9                8                    7  

   

          

             5                 6                     4   

             

3. Сравни количество предметов на картинках. Запиши неравенства.

 

 

                                                                                                           

 

 

 

 

Самостоятельная работа проводилась в 1 классе «А» (контрольном) и 1 классе «Б» (экспериментальном). Результаты самостоятельной работы были занесены в таблицу 1.

     
 

                                                      1 класс «А»          1 класс «Б»     

                                                     контрольный       экспериментальный


писали работу                             19 чел.                      20 чел.      

выполнили работу верно          12 чел. (63,1%)      12 чел. (60%)        

допустили ошибки на нуме-     1 чел. (5,2 %)           -------     

рацию чисел в пределах 10


допустили ошибки на состав     7 чел. (36,8%)       7 чел. (35%)          

 числа

допустили ошибки на срав-       4 чел. (21%)          4 чел. (20%)          

нение чисел

 

      Анализ детских работ (они даны в приложении №1) показал, что на начало эксперимента уровень знаний у детей контрольного и экспериментального классов находится на одном уровне.

      Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. В экспериментальном классе мы учли, что некоторые учащиеся не совсем хорошо усвоили необходимый материал. Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее приобретенных знаний.

        В 1 классе «Б» (экспериментальном) на уроках математики вводились дидактические игры. Они были направлены:

     - на подготовку к изучению нового материала;

     - на изучение нового материала;

     - на закрепления изученного материала.

       Игры давались систематически, в соответствии с целями и задачами урока. Дети охотно включались в дидактическую игру, с охотой принимали ее условия. Здесь даже пассивные, несмелые дети активно включались в работу, применяя на практике свои знания и умения. Особенно учащимся нравились задания, в которых надо исправить ошибки. От них требовалось не только исправить ошибки, но и объяснить, почему допущена ошибка. Отобранные дидактические игры позволили повысить активность учащихся в их деятельности, ведь ребенок сам активно участвует в процессе познания, сам решает какие знания и умения ему потребуются для выполнения поставленной задачи.

       В уроки так же включались сюжеты знакомых детям сказок и герои литературных произведений. Мы старались объединить уроки одной темой, одной сюжетной игрой. Так, например, при проведении урока-игры, дети отправились путешествовать в Математическое Королевство. По пути дети делали остановки, во время которых не только повторяли изученный материал, но и вспоминали литературные произведения, с их героями, вспомнили о дружбе, о друзьях, которым надо помогать, в игре-путешествии дети расширяли свой кругозор. 

     Отобранные игры давались на каждом уроке, естественно, форма подачи, виды и время игры или задания менялись в зависимости от цели и задачи урока.

      В конце 1 полугодия в контрольном и экспериментальном классах была проведена еще одна самостоятельная работа.

 

       Найди значения выражений:

        4+4       3+7       10-2          7-5

        3+5       5+4         8-3          9-2

        6+2       2+7         6-4          5-3

        8+1       4+3         3-3          8-6

 

 

Результаты этой работы были занесены в таблицу 2.

 

                                                       1 класс «А»          1 класс «Б»     

                                                     контрольный       экспериментальный


писали работу                               19 чел.                      20 чел.      

выполнили работу верно             10 чел. (52,6%)     14 чел. (70%)        

допустили ошибки на сложение  4 чел. (21%)        2 чел. (10%)                                                       

допустили ошибки на вычитание 7 чел. (36,8%)     4 чел. (20%) 

 

   В самостоятельной работе надо было найти значения выражений за ограниченный промежуток времени(10минут).

   Результаты этой работы (работы детей даны в приложении № 2) показывают, что в экспериментальном классе дети лучше усвоили материал, выполнили работу быстрее, допустив меньше ошибок при решении.

    Далее в экспериментальном классе была продолжена работа с использованием на уроках дидактических игр. В конце 3 четверти была дана итоговая работа.

           Найди значения выражений:

10-9             2+7                 9-5                 3+6

8-5              6-6              1+3                 8-7

8+2            4+6               9-0               10-6

9+1             7-3               2+6               4+3

 

Результаты были проанализированы и занесены в таблицу 3.

                                      

                                                       1 класс «А»          1 класс «Б»     

                                                     контрольный       экспериментальный


писали работу                               19 чел.                      20 чел.      

выполнили работу верно              9 чел. (47,4%)      17 чел. (85%)        

допустили ошибки на сложение 8 чел. (42,1%)       2 чел. (10%)                                                       

допустили ошибки на вычитание 6 чел. (31,5%)       2 чел. (10%) 

 

          Сопоставительный анализ уровня знаний учащихся в контрольном и экспериментальном классах (работы учащихся даны в приложении № 3) показал, что учащиеся экспериментального класса лучше справились с работой. В экспериметальном классе 17 человек выполнили работу верно, а в контрольном классе - 9 человек. Допустили ошибки на вычитание в экспериментальном классе 2 человека, а в контрольном -6 человек. Мы убедились, что игровая деятельность способствует не только активизации познавательной деятельности, но и формированию умения безошибочно вычислять.                                                                                            

        Применение дидактических игр позволило сделать обучение младших школьников более интересным, занимательным, активизировать мыслительную деятельность и воображение, повысить уровень внимания и памяти. Использование дидактических игр стимулирует активность каждого ребенка, повышает качество процесса обучения младших школьников.

    Дидактические игры помогают разнообразить виды учебной деятельности детей на уроке, воспитывают интерес к учебным предметам, ведут к систематизации знаний и жизненного опыта, являются хорошим средством для создания комфортной атмосферы урока. 

    Таким образом, результаты самостоятельных работ, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках подтвердили то, что включение в урок дидактических игр, отобранных в соответствии с целями урока, возрастными особенностями детей и уровнем их подготовленности, оказывает существенное влияние на активизацию учебной деятельности, обеспечивает успешное формирование навыка сложения и вычитания.

                                      

 

 

 

  

 

 

 


2 Там же, с 55.

1 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М.,1997.,с 56.

 

1 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М.,1997.,с 57.

 

 

1 Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. - М., 1989., с 28.

 

2 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М.,1997.,с 69.

 

1 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. - М., 1997., с 61.

 

 

1 Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. – М.,1997.,с 63

 

1 Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. – М., 1989., с 23

 

1 Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. – М., 1989., с 35.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: