Динамика и структура просроченной задолденности по кредитам

               депозитам и прочим размещенным средствам      

           Показатель 1.01.08 1.01.09 1.10.09 1.12.09 1.01.10
Просроченная задолженность по кредитам, депозита и прочим размещенным средствам, млрд.руб. В том числе -по 20 крупнейшим по величине активов кредитным организациям, млрд.руб. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств банковского сектора, %     184,1   120,3     1,3     422,0   274,3     2,1     961,6   618,1     4,8     1043,4   663,2     5,2     1014,7   652,7     5,1
Просроченная задолженность в руб -млрд.руб. -в % от общей суммы кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях   167,1     1,6   353,2     2,5   766,6     5,5   837,5     6,0   835,1     6,0
Просроченная задолженность в иностранной валюте -млрд.руб. -в % от общей суммы кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в иностранной валюте - в долларовом эквиваленте, млрд.долл.     17,0     0,4   0,69     68,8     1,1   2,34     195,0     3,1   6,48     205,9     3,4   6,91     179,6     3,0   5,94

При сохранении положительной динамики развития российской экономики можно уверенно прогнозировать дальнейшее наращивание капита и объемов банковской деятельности.                                                                       

Выявленные особенности отечественной банковской системы свидетельствуют, что:

1. Российские коммерческие банки недостаточно хорошо выполняют свои фундаментальные обязанности по финансовому постредничеству, лишая экономических агентов доступа к капиталу для модернизации и развития производства.

2. Коммерческие банки, следуя логике рыночных принципов размещения финансово-кредитных ресурсов, не в состоянии обеспечить адекватный потребностям структурной перестройки российской экономики уровень перераспределения ресурсов между секторами народного хозяйства.

3. Российские коммерческие банки при выполнении своих функций наталкиваются на существенные количественные и качественные ограничения, свидетельствующие о недостаточной зрелости и невысоком уровне развития российской банковской системы, что не позволяет ей адекватно участвовать в решении проблем, стоящих перед российской экономикой.

4. Несмотря на положительную динамику отрасли в последние годы, принятые на всех уровнях меры явно недостаточны для решения задачи вывода российского банковского сектора на международный уровень конкуренции.

5. Существующие в настоящее время в банковском секторе России серьезные проблемы, в том числе системного происхождения, необходимо решать с помощью мер государственной политики; их решение позволит ускорить развитие банковского сектора и повысить его роль в экономическом развитии нашей страны.

     Глава 3. Проблемы и направления развития 

             российской банковской системы

      3.1. Особенности функционирования отечественной

                банковской системы в условиях кризиса

В октябре 1989 года был создан первый банк современной банковской системы России, ориентированный на функционирование в условиях рыночной экономики. За это время пройден значительный путь от понимания категории «банк» до формирования целостной системы, имеющей сложившуюся структуру, задачи, весьма существенную роль в развитии российской экономики — перераспределение ресурсов и регулирование финансовых потоков.

Создание российской банковской системы 80-х гг. прошлого века не имело отечественного фундамента. Дореволюционный опыт нельзя рассматривать в силу временной отдаленности, а советские банки выполняли преимущественно распределительные функции. Этап становления (1989-1999гг.) характеризовался спонтанным развитием банков и созданием ускоренными темпами их избыточного количества. К концу 1993 г. их число превысило 2 тыс., 1997 г. - 2,5 тыс. с последующим сокращением до 1,7 тыс. за счет несостоятельности и консолидации.

Острый недостаток банковских услуг в условиях роста компаний при возможности получения банками значительных доходов и высокой инфляционной составляющей явились стимулами количественного, но не всегда качественного роста. Инфраструктурные и регуляторные возможности, законодательство отставали от потребностей Российской Банковской Системы. Кризисы 1992, 1994, 1995 гг., системный кризис августа 1998 г. ускорили развитие этих компонентов. Катализатором кризиса 1998 г. послужили девальвация рубля и и последовавшая банковская паника. Но предпосылки были подготовлены заранее: усиление долгового кризиса, ухудшение ситуации на финансовых рынках, несбалансированность валютных позиций, пирамида государственного облигационного долга.

Последствиями кризиса помимо декапитализации и банкротства за короткий период более чем 250 банков стали нарушение функционирования платежной системы; потеря ликвидности межбанковского рынка, отсутствие возможности государственных заимствований; необходимость возврата депозитов проблемными коммерческими банками, прежде всего населению; остановка рынка срочных сделок в результате неисполнения большинства из них. Налицо была необходимость существенной реструктуризации Российской Банковской Системы.

Реструктуризация Российской Банковской Системы была проведена высокими темпами. При этом стимулирующее влияние оказало развитие промышленного сектора, его потребностей и возможностей. Возможности государства для восстановления Российской Банковской Системы были ограничены и концентрировались на создании условий регуляторного и законодательного характера. В частности, для санакции и реструктуризации банков было создано Агенство по реструктуризации кредитных организаций, использован механизм бридж-банков, за счет чего были отделены и оставлены в старых банках токсичные активы. К 2002 г. была восстановлена система расчетов. Наметилась тенденция к консолидации Российской Банковской Системы, в том числе за счет иностранных инвесторов.

Проблемными оставались требовавшие решения вопросы слабого доверия к банковской системе со стороны населения как потенциально стабильного ресурсного источника, неразвитость продуктового ряда и финансовых инструментов, сохранение высоких рисков банковского кредитования, низкий уровень капитализации.

Сравнительно полноценная банковская система в России сформировалась только в начале XXI в. К 2003 г. темпы роста банковской системы приобрели устойчивый характер. Рост активов и капитала был достаточно высок не только в номинальном, но и в реальном выражении: среднегодовые темпы роста активов и капитала за 2000–2009 гг. составили 36 и 44% соответственно. Среднегодовые темпы реального роста по этим параметрам за первое десятилетие XXI в. составили 21 и 28%, существенно превысив темпы роста ВВП.

Если структура активов Российской Банковской Системы менялась незначительно, то за последние полтора года значимо изменилась структура пассивов. Отток средств клиентов с 60 до 55% (связан прежде всего с сокращением доли вкладов физических лиц с 26 до 23% пассивов) дополнился уменьшением доли собственных средств банков с 14 до 12%, так как сократились фонды и прибыль.

Меры по наращиванию государственных средств в экономике (на середину 2009 г. до 8% банковских пассивов) частично компенсировали этот разрыв. Выросли резервы под ссуды как фактор ухудшения качества кредитных портфелей банков.

Институциональные изменения произошли во владении банками. Если число банков с участием государства в капитале сократилось, то доля активов таких банков возросла и составила на середину 2009 г. более 50%. Существенно возросла доля банков с иностранным участием в капитале. Количество таких банков приблизилось к 230, в том числе банков со стопроцентным иностранным участием выросло до 80 (рост в 1,8 и 2,7 раза соответственно). Доля банков, контролируемых иностранным капиталом, достигла 18,6% в активах и 17,6% в капитале Российской Банковской Системы (выросла по сравнению с 2007 г. почти на 2 процентных пункта).

Была реализована количественная стабилизация Российской Банковской Системы. Если с 2003 г. вновь зарегистрировано всего 50 новых кредитных организаций, то число действующих сократилось почти на 230 (количество банков немногим превышало 1000). Анализ концентрации Российской Банковской Системы по группам банков, упорядоченным по величине активов, показывает, что на 5 крупнейших банков («Сбербанк Российской Федерации», «ВТБ», «Газпромбанк», «Россельхозбанк» и «Банк Москвы») на начало 2009 г. приходилась почти половина объема банковских услуг (46% активов, 49% размещенных средств, 49% банковского капитала, 40% средств предприятий и организаций, 57% привлеченных средств населения, 52% бюджетных средств).

Почти 70% банковских услуг приходится на 20 крупнейших банков, а на 50 крупнейших банков приходится 80% банковских услуг. 200 крупнейших банков России обеспечивают почти 95% банковских услуг. Следовательно, на оставшиеся 800 с лишним (более 80% общего количества) мелких банков приходится только порядка 5% банковских услуг. Половина этих банков находится в Москве, где нет недостатка в предложении таких услуг. Поэтому вопрос о консолидации банковского сектора вполне назрел. За последний год рост активов и капитала отмечается именно для наиболее крупных банков.

Журнал TheBanker констатирует рост Российской Банковской Системы в составе мировой ТОР-1000. В 2009 г. в этот пул попал 35 российских банков по сравнению с менее чем 20 в 2004 г. Два банка («Сбербанк Российской Федерации» и «ВТБ») попали в первую сотню. Активы российских банков соизмеримы с активами стран BRIC (порядка 0,5% мирового уровня), за исключением Китая, на который приходится более 5% мировых активов.

Высокие темпы роста привели к существенному росту банковских показателей по отношению к ВВП. Если к началу 1998 г. активы составляли порядка 27%, а капитал — 2% от ВВП, то по итогам 2008 г. эти показатели выросли соответственно до 67 и 9%. Это выше значений, предусмотренных стратегией развития Российской Банковской Системы, хотя по-прежнему ниже уровня большинства европейских стран.

Банковские услуги по привлечению и размещению средств, являющиеся традиционными для банков, быстро росли по отношению к ВВП: в три раза по кредитам экономике — с 13 до 48% ВВП, более чем в 4 раза — до 9% ВВП — по капиталу. На начало 2009 г. 66% составляли кредиты предприятиям (13,5 трлн руб.), 18% — физическим лицам (3,8 трлн руб.). Банковские услуги составляли до 90% финансовых услуг.

За первую половину 2009 г. объем активов практически не вырос, а рост просроченной задолженности до 4,5% кредитного портфеля по российской отчетности является одной из болевых точек Российской Банковской Системы. По многим банкам просрочка не была в достаточной мере обеспечена ростом собственных средств и резервов на возможные потери по ссудам. В условиях текущего кризиса развитие Российской Банковской Системы практически остановилось.

Динамика услуг физическим лицам носит разнонаправленный характер. Если кредитование, которое в 1998–2000 гг. практически отсутствовало, выросло до 9% ВВП, то привлечение средств населения в депозиты (наиболее стабильный источник фондирования в развитых странах), напротив, снизилось с 26 до 14% ВВП, что определяет одну из проблемных точек банковской системы России. Уровень нормы накопления в России имеет тенденцию относительного падения, что, несомненно, нарушает пропорции банковских услуг. Относительный отток вкладов можно объяснить не столько снижением уровня доверия к банковской системе (система страхования вкладов и общий экономический фон пока что не дают оснований для резких действий), сколько снижением уровня доходов населения.

Доля средств предприятий и организаций на счетах в банках снизилась с 19 до 12% пассивов (составили 3,5 трлн руб. на начало 2009 г.), а доля средств населения находится на уровне 21–25%, снизившись на начало 2009 г. до минимального значения в диапазоне (соответственно 6,3 трлн руб.). Еще одним ресурсным источником являются долговые обязательства на отечественном рынке, которые выросли с 0,2 до 1,2 трлн руб. и на начало 2009 г. составили 1 трлн руб., или около 4% пассивов. Собственные средства банков на начало 2009 г. составили порядка 14%, или 3,8 трлн руб.

Для развития реального сектора экономики, реализации инвестиционных проектов требуются «длинные» деньги. Важным источником фондирования для банков и предприятий стали зарубежные заимствования. На начало 2009 г. они составляли 34% всего внешнего долга (166 млрд долларов США) по сравнению с 7% долга, приходящегося на государственные органы. Несмотря на более низкие ставки по этим ресурсам в докризисный период, связанные с ними валютные риски, риски ликвидности и неустойчивость данного источника фондирования проявились в последние два года, что потребовало помощи хозяйствующим субъектам от государства.

На протяжении 2001–2007 гг. проблема рисков не была определяющей. Кризис вернул проблему устойчивости Российской Банковской Системы в число первоочередных. Доля проблемных и безнадежных ссуд за первую половину 2009 г. выросла в два раза — до 7,6% даже по российской отчетности. Это создает дополнительную нагрузку на банковский капитал и является потенциальной угрозой усиления банковского кризиса.

Структурные проблемы Российской Банковской Сиситемы были вызваны «перегревом» расширения кредитования. Совместно с традиционной проблемой снижения уровня сбережений это усугубляет риски устойчивости ресурсной базы. Отношение средств клиентов к совокупным выданным ссудам существенно уменьшилось до 85% из-за снижения темпов роста клиентских средств при относительно высоком темпе роста кредитования. За счет резкого уменьшения прибыли существенно понизилась эффективность Российской Банковской Системы (более чем в 2 раза за первый квартал 2009 г.), как и рентабельность активов и капитала.

Первая стадия кризиса преодолена Российской Банковской Системой за счет своевременных мер, принятых Банком России. Меры, во многом аналогичные тем, которые были предприняты другими странами мирового сообщества (предоставление кредитов банкам, снижение ФОР и регуляторных требований, повышение уровня страховых покрытий), были дополнены мягкой девальвацией рубля. В то же время предоставление гарантии по кредитам предприятий государство практически не использовало, хотя и декларировало такую возможность. Это в определенной мере ограничивает кредитование, но, с другой стороны, снижает возможность долгового кризиса.

Основную опасность, по мнению банков, представляют кредитный и рыночный риски. В настоящее время более 60 банков используют внутренние модели рейтингов, предусмотренные Базелем II. Используется и продвинутый подход, включая модели дискриминантного и эконометрического анализа. В исследованиях рейтинговых агентств потребность в капитале оценивается исходя из целевого коэффициента адекватности капитала и уровня резервов до кризиса. Проведенный анализ показывает, что проблема избавления от «токсичных» активов является одним из основных факторов ускорения выхода из кризиса. По мнению Г. Грефа, массовые невыплаты компаниями-заемщиками по выданным ранее кредитам могут начаться в третьем квартале 2009 г. В то же время формирование единого центра концентрации плохих активов не планируется, а резкого всплеска дефолтов в России, по-видимому, удалось избежать.

Механизм рекапитализации задействован для стабилизации банковской системы не только в России, но и в США, в Великобритании, в странах Евросоюза. Рекапитализация может происходить в той или иной форме как за счет довнесения средств акционерами или государством, так и в результате слияния с более сильными банками. Госпрограмма по поддержке капитала первого уровня может стать существенным сглаживающим фактором. Кредитные потери в мелких частных банках могут способствовать консолидации в секторе. Не исключено, что требуемые вливания в капитал могут быть существенными (порядка 0,5 трлн руб.), однако ожидается, что процесс будет управляемым.

Относительно ряда КО осуществляются меры по предупреждению банкротства. Активы и капитал таких банков составили до 3% банковского сектора. Среди этих банков три банка из числа Тор 30 («КИТ-Финанс», «Связь-банк» и «Глобэкс»), которые рассматривались как системные дестабилизаторы Российской Банковской Системы. Агентство по страхованию вкладов в соответствии с законом оперативно решало все вопросы по выплате вкладов физических лиц вкладчикам банков, у которых была отозвана лицензия. Ряд банков находятся под оперативным управлением этой организации.

Проведенный анализ показал, что одним из основных вопросов предстоящего этапа развития Российской Банковской Системы (начиная с 2010 г.) является устойчивость. Поэтому этап — этап устойчивого развития — будет строиться именно на этой основе. Устойчивое развитие, понимаемое в рамках концепции контролинга, как стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе, является узловой компонентой управления как для отдельных банков, так и для Российской Банковской Системы в целом на среднесрочную перспективу. Без решения этих проблем обеспечение устойчивости и эффективности Российской Банковской Системы будет труднореализуемой задачей.       Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:

- философия доходности (ориентация на эффективную работу организации и устойчивый рост ее стоимости в долгосрочной перспективе);

- разбиение задач контроллинга на циклы;

- создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления с учетом рисков.

Концепция стратегической навигации предусматривает координацию, адаптивное стратегическое управление и планирование, сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов и заинтересованных лиц, в том числе в рамках корпоративного управления.

Можно выделить следующие проблемы, требующие системного решения:

1. Устранение системной недоразвитости Российской Банковской Системы в части:

- консолидации (комплексное управление Российской Банковской Системой, совершенствование требований к универсальным банкам, развитие специализированных КО (региональных, продуктовых));

- законодательного регулирования (внедрение отчетности по МСФО, комплексирование систем риск-менеджмента, совершенствование пруденциального надзора, в том числе за финансовым рынком в целом);

- технологического развития (модернизация платежных систем, развитие систем банковских и кредитных карт, внедрение новых продуктов и услуг, в том числе нетрадиционных).

2. Обеспечение пропорционального развития Российской Банковской Ситемы в интересах кредитования реальной экономики и населения, в том числе модернизации. Решение ресурсной проблемы, в том числе за счет отечественных возможностей для смягчения зависимости от зарубежных заимствований. Стимулирование роста нормы сбережения.

3. Укрепление капитальной базы Российской Банковской Системы. Формирование эффективных схем привлечения ресурсов в капитал банков, в том числе через механизмы публичных размещений. Регулирование доли иностранного капитала в Российской Банковской Системе.

4. Решение проблемы эффективного регулирования финансовых институтов (включая банки и банковские холдинги) на национальном и наднациональном уровнях. Повышение информационной прозрачности для обеспечения устойчивого долговременного развития.

5. Развитие категории независимой оценки бизнеса в интересах принятия бизнес-решений и управления рисками, в том числе упорядочивание деятельности рейтинговых агентств.

6. Трансформация структуры продуктов и услуг, определяемых вызовами времени, прежде всего развитие дистанционных услуг в связи с направленностью современного бизнеса на ускорение расчетов и переход на менее затратные технологии обслуживания клиентов.

Проблема формирования ресурсной базы является одной из ключевых для развития Российской Банковской Системы. При этом для развития экономики крайне важно стимулирование формирования ресурсных фондов для ее модернизации.

С этой целью можно рассматривать:

- привлечение ресурсов государственных фондов(золотовалютного, развития и др.) для стимулирования модернизации (в форме гарантий, софинансирования проектов, участия в создании целевых фондов и др.);

- развитие целевого внутреннего заимствования, для чего могут быть использованы механизмы облигационных займов и формирования фондов, причем основной является проблема доверия, меры по формированию которого станут ключевыми (участие или гарантии государства, крупных компаний и др.);

- стимулирование сбережений населения за счет целевого их использования в виде первоначальных накоплений на решение жилищных и бытовых проблем, участия в фондах, стимулирующих процентов при безотзывном размещении средств на депозитах, выборочное повышение уровня страховых гарантий для отдельных видов вкладов, а также стимулирования сбережений организаций, может быть за счет страхования вложений и экономических факторов;

- упорядоченное и регулируемое привлечение иностранного капитала преимущественно на прямое финансирование инвестиционных проектов.

Следует отметить, что назрела модернизация самой банковской системы в части структурной модернизации, регуляторных новаций, модернизации банковских технологий.

Отдельным вопросом, от которого во многом зависит не только устойчивость банковской системы, но и устойчивость всей финансовой системы, является проблема координации регулирования фондовых и валютных операций как фактора системного риска. В то же время накопились вопросы, требующие оперативного решения в условиях кризиса. Если проблемы ликвидности Российской Банковской Системы в настоящее время достаточно успешно решаются, то проблема «плохих» долгов остается актуальной и требует своего решения. Эта проблема тесно связана с вопросом докапитализации, который может стоять крайне остро, прежде всего для крупнейших банков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: