Какие факторы загрязнения воздуха?

В настоящий момент наибольшее давление создает энергоемкая тяжелая индустрия, включая промышленные заводы и другие предприятия, где используются процессами сгорания, а также загрязнение воздуха транспортом. Крупномасштабные промышленные комплексы, на которых не проводили реструктуризации со времен получения независимости, делают значительный взнос во все экологические проблемы, включая загрязнение воздуха. Энергоемкость производства, более высокая в несколько раз (9) от средней за ОЕСР, в сочетании с низкой энергетической эффективностью, безрасчетливым менеджментом других природных ресурсов и плохим административно-хозяйственным управлением и техническим обслуживанием, усиливают давление на окружающую среду.

Особенная обеспокоенность вызывает традиционный энергетический сектор, который поставляет 67, 5% от общего объема тепловой энергии и 50% электроэнергии. Возраст большинства средств производства электроэнергии в этом секторе превышает 25 лет. Хоть природный газ и доминирует в первичном энергетическом потреблении, все же сжигаются значительные объемы тяжелого мазута и низкокачественного угля, причем ни один из котлов не имеет вторичных мероприятий контроля для сокращения выбросов 80х, N02 и других газов.

Большинство источников загрязнения расположено близко или даже в пределах густонаселенных территорий, население которых страдает от загрязнения. Там же постоянно появляется количество дорожных транспортных средств, начиная с середины 90-х годов. Парк старых автомобилей остается преимущественно неконтролируемым, а низкокачественный этиловый бензин до этого времени продается на рынке (до 17% по официальным данным), часто смешанный с не этиловым бензином на заправочных станциях. На данном этапе разница в цене создает благоприятные условия для использования в виде горючего сжатого газа, но у компаний нет средств для инвестирования в развитие транспортных средств, которые используют сжатый газ.

Какая результативность национальной экологической политики в контексте Киотского протокола?

Киотский протокол предоставил возможность применения рыночных механизмов международного сотрудничества для решения национальных и глобальных экологических проблем. "Гибкие механизмы", предусмотренные в Киотскому протоколе, - торговля квотами на выбросы парниковых газов, проекты общего внедрения (СВ), проекты механизма чистого развития, - отрабатываются в Украине на уровне отдельных предприятий и регионов (Запорожье). Отработка этих механизмов открывает перспективу внедрения рыночного механизма торговли квотами с привлечением значительных финансовых ресурсов (иностранные и внутренние) для модернизации отечественной промышленности, постоянного ведения сельского и лесного хозяйств, программ, из эффективного использования энергии и ресурсов и тому подобное.

Киотский протокол требует от Украины не превышать уровень выбросов 1990 года в течение 2008-2012 годов. Ввиду существующих прогнозов развития экономики Украины, выбросы парниковых газов в период до 2012 или даже до 2020 года не достигнут уровня выбросов в 1990-ом. Таким образом, в Украине отсутствует неотложная необходимость сокращать фактические выбросы парниковых газов, что исключает потребность в финансовых ресурсах.

Более того, Украина будет иметь избыточные квоты на выбросы парниковых газов, которые она сможет продавать на международном рынке. Объем потенциальных инвестиций за механизмом СВ может быть значительным, поскольку Украина может осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов парниковых газов за счет меньших расходов, чем страны Европейского союза, Канада или Япония, для которых выполнение обязательств относительно сокращения выбросов только за счет внутренних усилий является практически невозможным. Следовательно, страны, где стоимость сокращения выбросов высока, заинтересованные в реализации проектов СВ в Украине.

Данные экономических прогнозов, сделанных на основе международных экономических моделей, свидетельствуют о том, что удельная стоимость сокращения выбросов парниковых газов в индустриальное развитых странах находится в диапазоне от 50 до 500 долларов США за тонну СО2. Для сравнения: стоимость снижения тонны Со2 в Украине стоит лишь 5-20 долларов США.

В 2010 году потенциальные возможности Украины относительно продажи квот на выбросы парниковых газов прогнозируются на уровне 257-367 млн. т Соз эквивалента, а в 2020 году - 147-293 млн. т СО из эквивалента.

За оценками международных исследовательских учреждений, Украина должна будет возможность продать 50% своих избыточных квот на выбросы парниковых газов по цене 3-6 долларов США за тонну (СО2-эквивалента. Это может обеспечить поступление в Украину до 2012 года от 500 млн. до 1 млрд. долларов США.

Что касается механизма СВ, то Межправительственная группа экспертов из изменения климата предусмотрела такие типы проектов энергетика: переход на использование видов топлива с меньшим содержимым углерода, восстанавливаемые и альтернативные источники энергии, повышения энергоэффективности, снижения сопутствующих выбросов, и тому подобное;

- промышленные процессы (исключая выбросы от производства энергии): замена материалов, процессов или оборудования, улучшения систем обращения, с отходами, утилизация отходов и тому подобное;

- сельское хозяйство: управление производительностью животноводства, системами обращения с гноем, улучшение структуры сельскохозяйственных культур, оптимальное использование удобрений и переход, на другие виды удобрений и тому подобное;

- землепользование и лесное хозяйство: возобновление, насаждение и сохранение лесов, и их оптимальное использование, защита, от пожаров и тому подобное;

- мероприятия по уменьшению выбросов парниковых газов на транспорте;

- отходы: управление системами обращения с твердыми бытовыми отходами и стоковыми водами, утилизация газа и тому подобное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: