ГЛАВА 2. Анализ существующей системы организационной структуры государственного управления в области охраны здоровья населения Республики Беларусь

Существующую систему государственного управления охраной здоровья населения Республики Беларусь можно представить в виде схемы:

 

 


ЦРБ – Центральная районная больница

РНПЦ – Республиканский научно-практический центр


В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий. Государственный орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную государством для осуществления закрепленных за ней его целей и функций.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений политики Республики Беларусь. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти [4, ст.79]. Глава государства в целях реализации своих полномочий и установления (изменения, отмены) определенные правовых норм издает указы [3, ст.2], которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Беларусь физическим и юридическими лицами, государственными органами. Посредством указов президент принимает наиболее значимые и ответственные решения, в том числе и в области охраны здоровья населения Республики Беларусь. В качестве примеров можно привести Указы «О государственных закупках» №529 от 25.08.2006, «О государственных закупках в Республике Беларусь» №618 от 17.11.2008, «О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)» №459 от 21.10.2003 [9]. Президент назначает руководителей областных исполнительных комитетов, согласовывает назначения заместителей председателя управляющих делами и членов областных (Минского городского) исполнительного комитета [2, ст. 9], назначает на должность руководителя Министерства Здравоохранения Республики Беларусь [4, ст.84].

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь [4, ст.90]. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет Республики является палатой территориального представительства [4, ст.91]. Парламент - форма осуществления власти народа – призван выступать с законодательной инициативой, разрабатывать и принимать законы, в том числе затрагивающие интересы граждан в области сохранения здоровья: Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. № 2435-XII [9]. Деятельность Парламента контролируется президентом Республики Беларусь, который подписывает принятые законы или возвращает их на доработку в целом или частично.

Основу организационной структуры государственного управления составляют органы исполнительной власти. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь [4, ст.106]. Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления [4, ст.107].

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета. Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения, обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции [2, ст. 9]. В исполнительных комитетах создаются отделы и управления, в частности управление здравоохранения облисполкома, которое в своей деятельности подчиняется председателю исполнительного комитета и Министерству Здравоохранения Республики Беларусь. Именно через управление здравоохранения областного исполнительного комитета осуществляется контроль за соблюдением законодательства в сфере здравоохранения на соответствующей территории, разрабатываются решения (например решения облисполкомов о централизации закупок принятые областными исполнительными комитетами Республики Беларусь в 2009 году в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь «О государственных закупках в Республике Беларусь» №618 от 17.11.2008), затрагивающие территориальные интересы охраны здоровья граждан, в рамках и в целях реализации государственных программ по сохранению здоровой нации и демографической безопасности страны. Областным исполнительным комитетам подчинены городские и районные исполнительные комитеты, которые в своей структуре не имею обособленных отделов по организации медицинской помощи населению. После ряда реформ, проведенных в системе государственного управления охраной здоровья, ликвидированы территориальных медицинских объединений в областных центрах, городах областного подчинения и одноименных сельских районах; упразднены городские отделы здравоохранения с передачей всех функций управления центральным поликлиникам [1, г.1]; центральным районным больницам. Центральные поликлиники и больницы осуществляют управленческую деятельность наряду с лечебной, что на наш взгляд максимально приближает управление к реалиям жизни, позволяет принять наиболее адаптированные решения в складывающихся ситуациях в зоне своего подчинения.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь [5, п.1]. Основными задачами Минздрава являются:

1. проведение единой государственной политики в области здравоохранения;

2. организация оказания медицинской помощи населению Республики Беларусь;

3. организация обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;

4. организация лекарственного обеспечения населения Республики Беларусь;

5. организация проведения научных исследований, внедрения достижений науки и техники в медицинскую практику;

 

6. осуществление координации и (или) контроля за деятельностью других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц в области здравоохранения. [5, п.3].

Минздрав осуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, международными и иными организациями [5, п.4]. Минздрав является государственным органом, ответственным за результаты медицинской деятельности организаций здравоохранения, находящихся в ведении других республиканских органов государственного управления и иных организаций [5, п.41]. В систему Минздрава входят структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в области здравоохранения, и государственные организации, подчиненные Минздраву [5, п.5]. Минздрав в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. изучает состояние здоровья населения, разрабатывает и совместно с республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом проводит мероприятия по предотвращению заболеваний, снижению заболеваемости, инвалидности и смертности, увеличению продолжительности жизни населения;

2. принимает необходимые меры по совершенствованию качества оказания медицинской помощи, а также повышению ее эффективности;

3. разрабатывает и утверждает клинические протоколы, определяет порядок и условия применения методов оказания медицинской помощи;

4. утверждает перечни медицинских услуг, оказываемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством (за исключением платных медицинских услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения);

5. осуществляет методологическое руководство, координирует и контролирует медицинскую деятельность организаций здравоохранения, в том числе находящихся в ведении других республиканских органов государственного управления, деятельность структурных подразделений облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области здравоохранения, а также деятельность в области здравоохранения структурных подразделений республиканских органов государственного управления, в функции которых входит решение вопросов организации здравоохранения в определенной отрасли (сфере деятельности);

6. принимает решение о направлении граждан Республики Беларусь за пределы Республики Беларусь для получения медицинской помощи в случае отсутствия возможности оказания им необходимой медицинской помощи в Республике Беларусь;

7. принимает необходимые меры по организации и развитию медицинской экспертизы и медицинской реабилитации; организации оказания медицинской помощи несовершеннолетним, женщинам во время беременности, родов и в восстановительный период после родов; обеспечению репродуктивного здоровья населения;

8. разрабатывает государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения и осуществляет контроль за их выполнением;

9. организует и контролирует обеспечение населения и организаций здравоохранения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, запасными частями к ним;

10. осуществляет государственную регистрацию лекарственных средств, фармацевтических субстанций и ведение Государственного реестра лекарственных средств Республики Беларусь;

11. осуществляет государственный контроль за качеством лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

12. осуществляет государственный надзор за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств;

13. осуществляет сертификацию фармацевтических предприятий на соответствие требованиям Надлежащей производственной практики;

14. принимает решение об изъятии из обращения некачественных и фальсифицированных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;

15. осуществляет контроль за побочными реакциями на лекарственные средства;

16. осуществляет государственную регистрацию изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также ведение Государственного реестра изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь;

17. организует и контролирует техническое обслуживание и ремонт медицинской техники;

18. осуществляет в установленном порядке выдачу специальных разрешений (лицензий) на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на деятельность по оказанию психологической помощи, формирует и ведет реестры выданных специальных разрешений (лицензий);

19. осуществляет контроль в пределах своей компетенции за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих выданные Минздравом специальные разрешения (лицензии) на медицинскую, фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, деятельность по оказанию психологической помощи;

20. организует и осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

21. разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь;

22. обеспечивает в соответствии с законодательством организацию и проведение государственного санитарного надзора;

23. утверждает санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

24. осуществляет государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

25. организует обеспечение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний;

26. осуществляет государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования (далее – продукция);

27. определяет перечень органов и организаций, наделяемых полномочиями по осуществлению государственной гигиенической регламентации и регистрации продукции; перечень продукции, подлежащей государственной гигиенической регламентации и регистрации;

28. обеспечивает ведение Государственного гигиенического регистра продукции Республики Беларусь;

29. осуществляет ведение государственной статистики в отношении находящихся в его подчинении организаций, а также по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава, по формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению, утверждаемым республиканским органом государственного управления в области государственной статистики;

30. разрабатывает и утверждает формы медицинской документации;

31. осуществляет прогнозирование и оценку санитарно-эпидемической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разрабатывает противоэпидемические мероприятия и осуществляет их проведение;

32. обеспечивает готовность специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организует работы по ее оказанию в районах чрезвычайных ситуаций;

33. создает запасы медицинского имущества и лекарственных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

34. координирует работы по эвакуации пострадавших из зон чрезвычайных ситуаций;

35. собирает, обобщает, анализирует и представляет органам повседневного управления Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций данные о пострадавших в зонах чрезвычайных ситуаций;

36. разрабатывает методические основы обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

37. организует и осуществляет в соответствии с законодательством необходимую работу по минимизации медицинских последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе проводит специальное диспансерное обследование населения;

38. создает единую государственную систему контроля и учета доз облучения населения и обеспечивает ее функционирование;

39. оценивает медицинские последствия радиационного облучения населения;

40. обеспечивает преемственность научной и практической деятельности в области здравоохранения;

41. организует и координирует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области здравоохранения;

42. принимает в пределах своей компетенции участие в научных форумах, конференциях, семинарах, симпозиумах и других мероприятиях, в том числе проводимых международными организациями;

43. разрабатывает и утверждает нормативы объемов медицинской помощи населению по видам ее оказания; штатные нормативы медицинских, фармацевтических, педагогических и других работников организаций системы Минздрава и порядок их применения; нормы времени, нормы обслуживания в государственных организациях здравоохранения; по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь нормы и нормативы материально-технического, лекарственного, кадрового обеспечения, питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных организациях здравоохранения; нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами независимо от их формы собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями; номенклатуру должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием;

44. определяет требования к занятию должностей медицинских и фармацевтических работников;

45. разрабатывает и проводит единую экономическую политику в области здравоохранения, обеспечивает контроль за ее проведением;

46. в установленном порядке осуществляет внешнеэкономическую и другую международную деятельность, оказывает помощь организациям здравоохранения, государственным учреждениям, обеспечивающим получение медицинского (фармацевтического) образования, научным организациям, подчиненным Минздраву (далее – подчиненные организации), в установлении международных связей;

47. выдает разрешения на выполнение международных научно-исследовательских проектов, объектом исследования которых является состояние здоровья населения Республики Беларусь;

48. представляет в пределах своей компетенции интересы Республики Беларусь на международном уровне, устанавливает и развивает связи с органами здравоохранения других государств, Всемирной организацией здравоохранения, иными международными организациями; 6.46. разрабатывает проекты международных договоров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава;

49. взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами в решении санитарно-эпидемиологических, экономических, социальных и других вопросов, связанных с деятельностью организаций здравоохранения, принимает совместные с облисполкомами и Минским горисполкомом меры по совершенствованию деятельности и развитию отрасли здравоохранения;

50. согласовывает в соответствии с законодательством положения о структурных подразделениях облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области здравоохранения;

51. осуществляет управление охраной труда в отрасли здравоохранения;

52. разрабатывает и реализует систему мер по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

53. организует обучение, повышение квалификации и проверку знаний руководителей и специалистов отрасли здравоохранения по вопросам охраны труда;

54. определяет структуру и объемы подготовки специалистов соответствующего профиля с учетом потребности в них организаций здравоохранения Республики Беларусь;

55. ежегодно утверждает контрольные цифры приема в подчиненные государственные учреждения, обеспечивающие получение медицинского (фармацевтического) образования;

56. согласовывает правила приема в подчиненные государственные учреждения, обеспечивающие получение медицинского (фармацевтического) образования;

57. контролирует в пределах своей компетенции повышение квалификации и переподготовку медицинских и фармацевтических работников;

58. определяет порядок присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) работникам, иным лицам, занимающим в установленном порядке должности медицинских (фармацевтических) работников;

59. определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;

60. осуществляет планирование расходов на содержание подчиненных организаций, имущество которых находится в республиканской собственности;

61. определяет объемы финансирования и материально-технического обеспечения подчиненных организаций в пределах выделенных бюджетных средств;

62. осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного использования и сохранности закрепленного за ними государственного имущества;

63. осуществляет руководство подчиненными организациями, обеспечивая совместно с руководителями этих организаций их эффективную деятельность;

64. реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в республиканской собственности, в том числе переданными в установленном порядке в управление акциями (долями в уставных фондах) юридических лиц негосударственной формы собственности;

65. определяет на основании актов законодательства для подчиненных организаций порядок управления государственным имуществом;

66. рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения), принимает меры по совершенствованию этой работы, ведет прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Минздрава;

67. по результатам рассмотрения обращений, авторы которых не удовлетворены результатами их рассмотрения структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в области здравоохранения, государственными организациями, подчиненными Минздраву, областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии, при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращениях вопросов выдает указанным структурным подразделениям, организациям и центрам обязательные для исполнения предписания о надлежащем решении этих вопросов;

68. осуществляет проверки соблюдения в структурных подразделениях облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющих государственно-властные полномочия в области здравоохранения, государственных организациях, подчиненных Минздраву, областных центрах гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минском городском центре гигиены и эпидемиологии порядка рассмотрения обращений, в случаях, предусмотренных законодательством, организует выездные проверки работы с обращениями;

69. по каждому случаю ненадлежащего рассмотрения структурными подразделениями облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в области здравоохранения, государственными организациями, подчиненными Минздраву, областными центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минским городским центром гигиены и эпидемиологии обращений направляет их руководителям представления о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение порядка рассмотрения обращений, к дисциплинарной ответственности;

70. координирует в установленном порядке работы по укреплению и совершенствованию материально-технической базы организаций системы Минздрава с привлечением необходимых инвестиций, по энергосбережению в отрасли здравоохранения, технической эксплуатации зданий и сооружений объектов здравоохранения;

71. осуществляет ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы расходов на содержание центрального аппарата Минздрава, принимает, составляет и представляет в Министерство финансов Республики Беларусь месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность по подчиненным организациям, финансируемым из республиканского бюджета, а также представляет в органы государственной статистики статистические данные по формам государственных статистических наблюдений;

72. осуществляет в установленном порядке закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год;

73. в пределах своей компетенции участвует в разработке и реализации внешнего аварийного плана; согласовывает технические нормативные правовые акты в области использования атомной энергии; вводит ограничения хозяйственной деятельности в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, устанавливаемых вокруг района размещения ядерной установки и (или) пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов [5, п.6].

Для реализации своих функций Министерству Здравоохранения Республики Беларусь предоставлено право:

1. в установленном порядке в пределах своей компетенции (при необходимости совместно с республиканскими органами государственного управления и (или) по согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями) принимать нормативные правовые акты в области здравоохранения Республики Беларусь;

2. заключать международные договоры в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

3. создавать комиссии, советы, рабочие или экспертные группы по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава, утверждать положения о них и составы;

4. проводить конференции, семинары, совещания, съезды и другие мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава, в том числе международные;

5. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

6. принимать в соответствии с законодательством решения о создании, реорганизации и ликвидации подчиненных организаций, утверждать их уставы;

7. представлять в Совет Министров Республики Беларусь предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов республиканских органов государственного управления по вопросам, входящим в компетенцию Минздрава;

8. делегировать подчиненным организациям функции организационно-технического и информационного характера [5, п.7].

Республиканские научно-практические центры, подчиненные Министерству Здравоохранения Республики Беларусь, оказывающие высококвалифицированную и специализированную медицинскую помощь, созданы для разработки и осуществления методического руководства оказания помощи населению Белоруссии.

Как нам видно существующая организационная структура управления оказанием медицинской помощи населению осуществляется на основе государственного законодательства. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения. В структуре управления преобладает вертикальная, однонаправленная подчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому. Однако, следует отметить, что в пределах пирамиды существуют параллельные двухсторонние связи между органами, обеспечивающими тактико-стратегическое управление оказанием медицинской помощи населению Республики Беларусь. Немаловажным на наш взгляд является и тот факт, что населению предоставлены реальные возможности самоуправления в сфере защиты своих интересов в области сохранения здоровья.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: