Сущность налогов, их виды и функции, налоговая система Республики Беларусь

Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует определенных финансовых ресурсов. Налог оправдан тем, что функционирование любого общества предполагает затраты, которые должны покрываться соответствующими ресурсами. Если собственных ресурсов государства, например, в форме доходов от государственной собственности, недостаточно (а это является общим случаем), то оно осуществляет процесс взимания налогов. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны.

В Республике Беларусь в течение долгого времени не предпринимались попытки формулирования эффективного, с точки зрения ограничения государственных притязаний, определения налога. Все, что имелось в налоговом законодательстве, сводилось к определению, содержащемуся в преамбуле Закона от 20 декабря 1991 года «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»: «под налогами и сборами понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах». В настоящее время понимание налога получило свое закрепление в п. 1 ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее в тексте НК). Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или ограниченного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Признаки налога вытекают из его определения:

- обязательность;

- индивидуальная безвозмездность;

- денежная форма уплаты налога;

- внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на правах собственности, правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Окладные налоги – налоги, сумма которых устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика.

Неокладные налоги – исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно.

Деление налогов на прямые и косвенные впервые было определено Д. Локком в конце XIX в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов. Прямой налог – это налог, взимаемый непосредственно с лиц, в отношении которых изъятие средств является обязательным или желательным. Прямые налоги выплачиваются непосредственно с дохода. Источником являются: прибыль, дивиденды, проценты, наследства и др. Преимущество прямых налогов заключается в том, что они являются более прогрессивной формой обложения, поскольку, во-первых, учитывают доход и общее финансовое положение плательщика. К. Маркс отмечал, что «прямые налоги – это наименьшее зло, ибо каждый знает, какую долю государственных расходов он несет». Однако существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты. Косвенные налоги взимаются с налогоплательщиков, которые возмещают уплаченные суммы за счет других лиц. Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров. Преимущество косвенных налогов состоит в том, что суммы налога берутся в удобное для налогоплательщика время и удобным способом. Данный вид налогов рассматривается фирмами как издержки, а следовательно, увеличивает цену выпускаемой продукции. В зависимости от эластичности спроса и предложения косвенные налоги могут быть переложены на конечного потребителя. Общей тенденцией в развитых государствах является увеличение доли налогов на потребление в результате повышения ставок и расширения базы обложения за счет необлагаемых ранее услуг. Среди недостатков данного вида обложения – их регрессивный и инфляционный характер.

В зависимости от соотношения между ставкой налога и доходами определяются прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги. Прогрессивная система обложения предполагает увеличение ставки налога при повышении суммы дохода. Регрессивная, наоборот, предполагает, что при увеличении суммы дохода ставка налога уменьшается. Пропорциональная система налогообложения определяет равномерное соотношение между ставкой налога и суммой дохода, т. е. с любой суммы дохода взимается одинаковый процент налоговых изъятий.

В соответствии с различными уровнями бюджетной системы определяются республиканские (федеральные), местные (территориальные), региональные налоги, налоги местных административных групп. В зависимости от субъекта налогообложения (плательщиков налога) налоги подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В связи с решением текущих и чрезвычайных задач теорией налогообложения определяются налоги обыкновенные, нацеленные на решение постоянных задач, и чрезвычайные. В соответствии с теорией трех факторов производства выделяются налоги с дохода с земли, налоги с капитала (с доходов от капитала), налоги с заработной платы. В исторической ретроспективе можно определить налоги двух видов: натуральные и денежные. В зависимости от роли в производственном процессе рассматриваются три основные группы налогов: налоги, включаемые в отпускную цену продукции, в себестоимость продукции (относимые на затраты) и налоги, уплачиваемые из прибыли [14, с.24].

Функции налогов:

1) фискальная – распространяются на всех физических и юридических лиц;

2) распределительная – сущность налога, как централизованного инструмента распределительных отношений;

3) регулирующая – осуществляется через систему налоговых инструментов (налоговые льготы, вычеты, налоговые кредиты и т.д.);

4) дестимулирующая – повышение налоговых ставок и создание жесткого налогового режима, ограничивающего отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством;

5) контрольная – контроль за полной и своевременной уплатой налогов;

6) интегрирующая – требует учитывать при разработке национальной налоговой политики опыт зарубежных стран.

Пункт 5 ст. 6 Налогового Кодекса предусматривает, что налог считается установленным в том случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

- объект налогообложения;

- налоговый период;

- налоговая ставка (ставки);

- порядок исчисления;

- порядок и сроки уплаты;

- налоговые льготы (в необходимых случаях).

Налогоплательщик (субъект) налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство заплатить налог. Плательщик налога – основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Все последующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки, льготы и др.) используются уже в отношении конкретного плательщика. В налоговых законодательствах различных стран в качестве налогоплательщиков признаны юридические и физические лица. Юридическое лицо – это предприятия, организации, учреждения, имеющие обособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке. Физическое лицо – это граждане данного государства, иностранного государства и лица без гражданства. По белорусскому законодательству плательщиками налогов и сборов названы объединения, организации, их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, осуществляющие хозяйственную и коммерческую деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от подчиненности и форм собственности, также физические лица, извлекающие доходы от предпринимательской деятельности, работы по найму и других источников.

Существует несколько классификаций налогоплательщиков:

1. в зависимости от статуса лица:

- юридические лица;

- физические лица;

2. в зависимости от резиденства:

- резиденты;

- нерезиденты.

Основанием для возникновения у юридических и физических лиц обязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода, прибыли, владение землей, строениями и др., т. е. наличие объекта налогообложения. Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), обуславливающие в соответствии с нормами налогового законодательства наступление определенных правовых последствий – обязанности субъекта уплатить налог.

Развитие налоговых систем определило следующие группы объектов налогообложения:

• доход;

• имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

• передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);

• потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);

• ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).

Обоснованное сочетание различных объектов налогообложения позволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется сумма налога.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от особенностей налоговой базы ставки налогов могут устанавливаться в твердых суммах платежа или в относительных величинах (процентах). В абсолютных суммах устанавливаются, например, ставки земельного налога (с 1 га земли), экологического (с 1 куб. м добытых природных ресурсов) и др. Твердые ставки применяются при равномерном методе налогообложения, когда не учитывается платежеспособность налогоплательщика, а принимается во внимание только потребление им каких-либо услуг. Данный вид налоговых ставок является наиболее обременительным для налогоплательщиков с низким уровнем доходов. Процентные ставки ассоциируются с пропорциональным методом налогообложения.

Налоговым агентом признается лицо, на которое налоговым законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин. Налоговыми агентами, в частности, могут быть белорусские предприятия, организации и предприниматели, имеющие договорные отношения с иностранными физическими или юридическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность в Республике Беларусь, помимо своего постоянного представительства в Республике Беларусь, если в результате таких отношений это иностранное физическое или юридическое лицо имеет доходы или иной объект налогообложения.

В налогообложении действуют 3 способа взимания налогов:

1. Использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога.

2. Подача налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения.

3. Исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляющееся бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог.

Применяются следующие методы взимания налога:

- наличный платеж;

- безналичный платеж.

Общее управление налогами в РБ возложено на высшие органы государственной власти – Парламент, аппарат Президента, Правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат. В его состав входят: Министерство финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

Налоговая политика – это система финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования.

Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли).

Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Белорусское законодательство предусматривает предоставление налоговых льгот по различным видам налогов.

Налогам отводится роль фактора, влияющего на темпы развития экономики. Применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

Понятие «налоговая система» - одно из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992г. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. В узком смысле под налоговой системой понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном законодательством порядке на территории государства. В РБ налоговая система первоначально была закреплена в ст. 3 Закона РБ от 19.12.1991 «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ».

Налоговая система Республики Беларусь формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В основу налоговой системы РБ положены следующие принципы:

1) однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

2) оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

3) одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

4) установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

5) четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;

6) обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней;

7) стабильность ставок налога в течение довольного длительного периода и простота исчисления платежа.

Однако эти принципы не всегда соблюдаются.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: