Учет деловой репутации как объекта НМА

Деловая репутация организации - оценка ее деятельности контрагентами, потребителями, потенциальными партнерами. Деловая репутация формируется на основе восприятия потребителями, инвесторами, сотрудниками, средствами массовой информации продукции (работ, услуг) организации в целом. Однако стоимость собственной деловой репутации налогоплательщик в бухгалтерском балансе не отражает. Учитывается только приобретенная деловая репутация, возникающая в связи с покупкой какого-либо предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Порядок продажи такого объекта регулируется параграфом 8 гл. 30 части второй Гражданского кодекса РФ. Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 1 ст. 561, п. п. 1 и 3 ст. 560 ГК РФ). Цена реализации предприятия, которая установлена в договоре, может быть равна, ниже или выше совокупной балансовой стоимости реализуемого имущества (активов), указанного в акте инвентаризации.

Приобретаемая деловая репутация - разница между покупной ценой предприятия, приобретаемого как имущественный комплекс, и суммой всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату покупки. Приобретаемая деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной и учитывается в порядке, установленном ПБУ 14/2007.

Положительная деловая репутация в стоимостном выражении определяется как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем предприятия как имущественного комплекса в ожидании будущих экономических выгод. Отрицательная деловая репутация - скидка с цены приобретаемого предприятия, предоставляемая покупателю в связи с наличием факторов, негативно влияющих на восприятие потребителями, инвесторами, работниками и т.д. деятельности данного предприятия: например, отсутствие стабильной клиентской базы, низкое качество продукции, недостаточный уровень квалификации персонала (п. 43 ПБУ 14/2007).

В бухгалтерском учете затраты на приобретение предприятия как имущественного комплекса отражаются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (в сумме, определенной договором продажи и подлежащей уплате продавцу предприятия) и счетами учета кредиторской задолженности (в сумме долгов, входящих в имущественный комплекс и переведенных на покупателя предприятия). После государственной регистрации права собственности на предприятие балансовая стоимость отдельных видов имущества, включенных в имущественный комплекс, списывается со счета 08 в дебет счетов, предназначенных для учета активов и обязательств.

Надбавка к цене предприятия (его балансовой стоимости), т.е. положительная деловая репутация, учитывается в качестве самостоятельного инвентарного объекта НМА (п. п. 4 и 43 ПБУ 14/2007) на отдельном субсчете счета 04 "Нематериальные активы". Скидка с цены (отрицательная деловая репутация) в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов (п. 45 ПБУ 14/2007), т.е. на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Положительная деловая репутация амортизируется линейным способом в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации (п. п. 43 и 44, пп. "а" п. 29 ПБУ 14/2007). Сумма начисленной амортизации ежемесячно включается в состав расходов по обычным видам деятельности, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия НМА к учету (п. п. 31 и 33 ПБУ 14/2007, п. п. 5 и 16 ПБУ 10/99), записью по дебету счетов учета затрат и кредиту счета 05 "Амортизация нематериальных активов".

Как следует из п. 17 ПБУ 14/2007, коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов НМА. Следовательно, может возникнуть вопрос о последующей оценке положительной деловой репутации. Нематериальный актив может переоцениваться только по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка таких НМА. Определить текущую рыночную стоимость положительной деловой репутации представляется невозможным по причине отсутствия рынка таких активов. Значит, последующая оценка положительной деловой репутации не производится.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: