Процесс банковского кредитования

Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются ком­мерческие банки, является риск непогашения кредитов. Банки, естественно, стремятся минимизировать этот риск с помощью различных способов обеспе­чения возврата банковских ссуд. Обеспечение - это виды и формы гарантиро­ванных обязательств заемщика перед кредитором (банком) по возвращению кредита в случае его возможного не возврата заемщиком.

    По мнению банкиров необходимо иметь три "пояса безопасности;, защищающих кредитора от невозвращения заемщиком кредитного договора.

" Первый пояс" - это поток наличности, доход - главный источник по­гашения кредита заемщиком.

"Второй пояс" - это активы, предлагаемые заемщиком в качестве обес­печения погашения кредита.

" Третий пояс" связан с гарантиями, которые дают юридические лица в качестве обеспечения кредита.

 Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что исполнение основного обязательства может подкрепляться такими средствами обеспечения как: за­лог, неустойка, банковская гарантия, поручительство, задаток, а также дру­гими способами, предусмотренными законом и договором.

Каждый из этих способов имеет цель заставить заемщика выполнить свои кредитные обязательства.

Также перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оце­нить платежеспособность, кредитоспособность, и финансовую устойчивость клиента.

 Платежеспособность предприятия - это возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.

 Кредитоспособность - возможность предприятия погасить только кре­дитную задолженность.

Следовательно, процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения, изучение кредитоспособно­сти клиента:

1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;

2) изучение кредитоспособности клиента;

3) подготовка и заключение кредитного договора.

В солидных банках кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в т. ч.:

1) нотариально заверенные копии учредительных документов ком­пании заемщика;

2) финансовый отчет, включающий баланс предприятия и приложе­ния к нему за последние три года.

3) отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставле­нии балансов компании за два отчетных периода и позволяет опре­делить изменения различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образование дефицита кассовых поступлений и т.д.

4) внутренние финансовые отчеты, которые более детально характери­зуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течении года, поквартально или помесячно.

5) данные внутреннего оперативного учета, касающиеся текущих опе­раций и продаж, величины запасов.

6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих про­даж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженно­сти, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капитало­вложениях и т.д.

7) бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансирова­нием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предприятие - заемщик предоставляет в банк подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.

8) кредитная заявка, содержащая исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и пред­лагаемом обеспечении;

Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определе­нии способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задол­женность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размеры кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и усло­вий его предоставления. Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноз его устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчи­вости заемщика, учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике CAMPARI, заключа­ется в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансо­вых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятель­ность клиента, а их оценки и уточнения после личной встречи с клиентом.

Название CAMPARI  образуется из начальных букв следующих слов:

C - character - репутация, характеристика (личные качества) клиента;

A - ability - способность к возврату ссуды;

M - marge - маржа, доходность;

P - purpose - целевое назначение ссуды;

A - amount - размер ссуды;

R - repayment - условия погашения кредита;

I - insurance - обеспечение, страхование риска непогашения ссуды.

Эти понятия объединенные в систему CAMPARI, представляет собой совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множе­ство фактов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкрет­ной ссуды.

Итогом всей проделанной кредитным отделом работой является со­ставление "Заключения кредитного работника на заявку" которое имеет следующие разделы:

1. Организационно - правовая форма заявителя;

2. Наименование банка, где открыт расчетный счет заемщика;

3. Наличие задолженности по ссудам;

4. Финансовое состояние заявителя: коэффициент ликвидности, коэффи­циент промежуточного покрытия, коэффициент покрытия, коэффици­ент независимости, класс кредитоспособности, объем реализации, объем при­были, объем активов, объем просроченных платежей.

5. Поступление средств на расчетный счет;

6. Оценка управления и состояния учета;

7. Соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредит­ной политики банка;

8. Предложение целесообразных способов обеспечения возвратности кре­дита;

9. Проект решения.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: