Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева

Вторая служба – педагогическая деятельность. Менделеев был автором учебника «Основы химии», который при его жизни выдержал 8 изданий и не раз переводился на иностранные языки. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга. «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», – писал учёный на склоне лет…

В 1855-1856 гг. – учитель гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. В 1857 -1890 гг. Менделеев преподавал в Петербургском университете (с 1865 г. – профессор), одновременно в 1863 – 1872 гг. – профессор Петербургского технологического института.

В 1859 – 1861 гг. находился в научной командировке в Гейдельберге.

Первым блестящим результатом трудов Д. И. Менделеева в 1861г., после возвращения из-за границы, стала «Органическая химия», написанная в рекордно короткий срок – за несколько недель. Прекрасную оценку этой книги дал К.А. Тимирязев: «Его (Д.И. Менделеева) превосходный по ясности и простоте изложения учебник, «Органическая химия», не имел себе подобного в европейской литературе, и, кто знает, насколько именно эта книга способствовала тому, что в этом главным образом, направлении двинулась вперёд ближайшее поколение молодых русских химиков». «Органическая химия» получила на конкурсе. Первую Демидовскую премию, что составило 1428 рублей, и Менделеев смог рассчитаться с долгами.

Работать приходилось в нескольких учебных заведениях, везде имея лишь по нескольку учебных часов лекционных или лабораторных занятий в неделю. Кроме Петербургского университета, Дмитрий Иванович преподавал в Технологическом институте (до 1872 г.), в инженерной академии (до 1866 г.), в Институте инженеров путей сообщения (до 1864 г.), во Втором кадетском корпусе (до 1862 г.). В 1865 г. Менделеева избирают профессором университета на кафедре технической химии, а затем – после ухода А.А. Воскресенского – он переходит на кафедру химии и приступает к чтению неорганической химии.

Одним из важных результатов деятельности Менделеева в университете стал выход в 1868 – 1873 гг. первого и второго, а в 1877 г. третьего издания «Основ химии», заменивший устаревший учебник химии Г.И. Гесса и ставшей настольной книгой студенчества на последующие по крайней мере пятьдесят лет.

О популярности Д.И. Менделеева среди студенчества говорят следующие цифры: в 1879/80 учебном году у Д.И. Менделеева было 384 слушателя, тогда как аудитория была рассчитана только на 100 человек. В 1890 г. покинул университет из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов.

 

В 1900 г. министр просвещения П.С. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем. Однако к этому времени направление государственной службы Д.И. Менделеева уже определились. Палата мер и весов играла очень важную роль в организации науки и промышленности, Менделеев даже предлагал переименовать её в «Управление мер и весов» и предоставить большую самостоятельность в решении метрологических вопросов. Поэтому Дмитрий Иванович отказался от предложения П.С. Ванновского, шутливо отметив в своём дневнике, что на таком посту долго не продержишься.

С 1892 г. Дмитрий Иванович Менделеев – учёный-хранитель Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 г. по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов (с 1893 г. – управляющий) (ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева).

Развитию народного образования он придавал огромное значение, относя его к одной из главных надобностей  России. Наиболее крупной работой Менделеева по педагогическим вопросам стал «Проект училища наставников» (1906), в котором рассматривались вопросы организации высшего педагогического учебного заведения, в том числе состав учащихся и педагогов, местность, помещение. Оборудование и т. д. Училище предполагалось построить где-нибудь на берегах Волги, вдали от больших городов с их шумом и отвлечениями, поскольку «истина, - как считал Менделеев, - открывается в тишине тем, кто её разыскивает». Проект был одобрен, но не осуществлён ввиду недостатка средств. Д.И. Менделеев не только писал по вопросам образования и принимал самое активное участие в организации (составлении проектов, контроль за первыми выпускниками) некоторых учебных заведений: Политехнического и Электротехнического институтов в Петербурге, Политехнического института в Киеве, где был председателем экзаменационной комиссии в 1903г., и др. Передовой общественный деятель, Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России. Это отразилось и в его работе в Совете торговли и мануфактур, где он занимался разработкой нового таможенного тарифа (1889—92). Процветание страны Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием её природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением просвещения и науки. Направление русского народного образования должно быть жизненным и реальным (а не т. н. классическим), доступным для всех сословий. Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров; сам был талантливым лектором и воспитателем научной смены. Учениками или последователями Менделеева были А. А. Байков, В. И. Вернадский, Т. Т. Густавсон, В. А. Кистяковский, В. Л. Комаров, Д. П. Коновалов, Н. С. Курнаков, А. Л. Потылицын, К. А. Тимирязев, В. Е. Тищенко, И. Ф. Шредер и др. Все русские химики конца 19 — начала 20 вв. учились по его «Основам химии».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: