Объектами страхования являются:
1. ракетно-космическая тexника (РКТ);
2. составные части космических аппаратов (КА), ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ);
3. элементы наземно-космической инфраструктуры;
4. расходы, связанные с повторным запуском ракетно-космической тexники.
Страхование гражданской ответственности
Объектом страхования является: возникающая в силу закона обязанность Страхователя возместить вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, если такой вред был причинен в ходе осуществления космической деятельности.
Страхование распространяется на следующие этапы:
1. предстартовая подготовка РКТ на космодромах;
2. запуск космических аппаратов на заданную орбиту;
3. тестирование КА на орбите;
4. эксплуатация КА на орбите;
5. возвращение спускаемых аппаратов и капсул на поверхность Земли (для возвращаемых космических объектов).
Страхование потери дохода
Объектом страхования являются: не противоречащие действующему законодательству имущественные интересы Страхователя, связанные с возмещением ему потери дохода и косвенных издержек, возникших в процессе изготовления и подготовки, запуска и эксплуатации РКТ.
|
|
Страхование распространяется на следующие этапы:
1. производство ракетно-космической тexники (РКТ);
2. транспортировка РКТ или ее составных частей с предприятия-изготовителя на космодром;
3. предстартовая подготовка;
4. запуск КА на заданную орбиту;
5. тестирование КА на орбите;
6. эксплуатация КА на орбите;
7. возвращение спускаемых аппаратов и капсул на поверхность Земли (для возвращаемых космических объектов).
Размер страховой премии зависит от следующих факторов:
1. статистика эксплуатации РКТ;
2. объем страхового покрытия;
3. количество единиц РКТ, заявляемых Страхователем;
4. состояние международного страхового рынка.[5]
СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ
Учитывая специфику отрасли, в процессе заключения договоров по страхованию участвуют все заинтересованные стороны. Каждый участники космической программы страхует свои риски: риски материального ущерба и риски по гражданской ответственности
Наибольший интерес представляют договоры страхования космических объектов от риска физического повреждения. На этапах, предшествующих запуску, период действия договора определяется датами приемки готовых объектов заказчиком и завершением всех предстартовых операций, включая доставку космического аппарата, состыкованного с ракетой-носителем. В качестве страховой суммы принимается стоимость космического объекта, который может состоять, например, из:
– ракеты-носителя;
– космического корабля-спутника;
|
|
– разгонного блока и др.
Тариф устанавливается обычно в пределах 0,5-2 %, поскольку на этом этапе риск сравнительно невелик.
На этапе предстартовой подготовки и запуска страховая сумма определяется с учетом следующих возможных расходов при осуществлении страхового случая:
– на замену космического аппарата;
– на повторение предстартовой подготовки;
– на проведение повторного запуска;
– на оплату обслуживающего персонала.
В случае задержки запуска страховое покрытие распространяется также на риск недополучения прибыли.
В этот период возможно раздельное страхование каждой из составных частей космического объекта на время ее функционирования:
– объекта в целом – с момента подачи команды на запуск до вывода его на заданную орбиту;
– ракеты-носителя – с момента подачи команды на запуск до отделения космического аппарата от ее последней ступени;
– для космического аппарата – с начала проверки аппаратуры на борту до окончания гарантийного срока его эксплуатации или до другой даты, обусловленной договором страхования.
Этап предстартовой подготовки и запуска считается самым опасным, так как сбой в функционировании одной из составных частей космического комплекса, например, первой ступени ракеты-носителя, может привести к физической утрате всего объекта, который следовало доставить на орбиту. Поэтому здесь применяются самые высокие тарифы: 10-25 %, которые зависят от степени надежности космического объекта, а также от конъюнктуры страхового рынка.
Сумма страхового покрытия в период эксплуатации на орбите рассчитывается аналогично и складывается в основном из стоимости космического объекта и стоимости его повторного запуска. Тарифная ставка для расчета премий устанавливается в пределах от 3 до 10 %.
В авиационном страховании ответственности за продукт суммы покрытия по договорам, заключаемым поставщиками систем или компонентов, составляет в среднем 500 млн. долл. В последнее время они часто решаются на увеличение суммы покрытия, иногда до 2 млрд. долл.
При определении уровня страховых взносов андеррайтер и его клиент ориентируются на следующие факторы:
– сумму покрытия и степень ее соответствия перечню рисков, которые желает застраховать клиент (расширенное или обычное покрытие);
– вид продукта (критический или некритический);
– типы самолетов, в которые интегрируется продукт (большегрузные или нет);
– экспортируются ли продукты США или производятся в размещенных там дочерних предприятиях (для европейских поставщиков);
– динамику объемов производства в прошлом, то есть насколько велик риск ответственности по продукции, поставленной в предыдущие годы и находящейся в эксплуатации;
– динамику ущербов в прошлом периоде;
– использование продукции в военной авиации (обычно она оплачивается за государственный счет и для соответствующих объемов оборота предприятия устанавливаются меньшие нормы страховых взносов).
Страховая премия представляет собой плату за страхование перевозимого груза, которую уплачивает страхователь страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования грузов (включая транспортные расходы, фрахт). Размер страховой премии определяется, как и в других видах страхования, умножением страхового тарифа (брутто-ставки) на страховую сумму.
Если договором страхования установлена безусловная франшиза, то при расчете страховой премии из страховой суммы вычитается величина франшизы.
В случае перевозки и страхования разнородных видов грузов с характерными для них различными рисками и соответственно отличающимися уровнями тарифных ставок расчет страховой премии ведется вначале по отдельным видам грузов, затем определяется общий размер страховой премии по договору страхования.
|
|
Постоянным страхователям грузов при условии недопущения ими страховых случаев страховщики предоставляют скидки с подлежащей уплате страховой премии за страхование груза по очередному договору.
Страховая премия уплачивается обычно единовременно – перечислением безналичных денежных средств на расчетный счет страховщика или вносится наличными деньгами в его кассу. При страховании периодически перевозимых страхователем грузов в течение достаточно длительного периода страховая премия по соглашению сторон может уплачиваться в рассрочку. Однако первый взнос обычно устанавливается от 30 до 50 % общей страховой премии по договору страхования грузов. Сроки уплаты взносов по остальной сумме страховой премии устанавливаются в страховом полисе.
При заключении договора страхования груза для учета конкретной степени риска наступления страхового случая к базовым тарифным ставкам применяются повышающие или понижающие коэффициенты. Увеличение расстояния перевозки сверх установленного среднего (например, 1000-1200 км) повышает риск наступления страхового случая. Поэтому страховщики предусматривают повышающие коэффициенты в зависимости от увеличения расстояния обычно в пределах 1,1-1,5 раза. При расстоянии перевозки груза менее 1000 км устанавливаются понижающие коэффициенты в пределах 0,8-0,9.
Могут применяться и другие коэффициенты, учитывающие, например, криминогенность обстановки по маршруту перевозки груза, наличие или отсутствие сопровождающей груз охраны и др.
Отдельные страховщики устанавливают единые базовые тарифные ставки независимо от вида груза по типам транспорта, но в зависимости от величины страховой суммы перевозимого груза. И в этом случае к базовым тарифным ставкам применяются повышающие и понижающие коэффициенты.
Уровень базовых тарифных ставков в этих случаях обычно выше указанных размеров. При страховании одной из страховых компаний грузов, перевозимых авиатранспортом – от 2,5 до 5,0 % от страховой суммы перевозимого груза. 8