Понятие «президентство»

 

Термин «президент» происходит от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди»[1]. В античную эпоху президентами называли председательствующих на собраниях. В дальнейшем это повлияло на возникновение такой должности как президент Сената. «Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования первых буржуазных республик в Англии и Нидерландах».[2]

 

 

При исследовании института президентства в первую очередь следует отметить, что президент вне зависимости от формы правления является главой государства. При определении этого понятия в юридической литературе обычно отмечается, что главой государства является должностное лицо или государственный орган, занимающие высшее место в системе органов государства[3]. Лишь немногие авторы выделяют представительские функции главы государства[4]. Представляется, что при определении данной категории необходимо учитывать оба момента. Исходя из этого, глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, являющийся верховным представителем государства вовне и внутри политических отношений, а так же символом единства народа страны.

 

 

Институт главы государства, имея глубокие исторические корни, впервые сложился в монархиях. Видимо этот факт позволил некоторым ученым высказать предположение о том, что в современном мире институт главы государства не имеет разумных оснований для существования[5]. Однако институт главы государства не является архаизмом, который в обозримом будущем отомрет. В любом обществе присутствует глубинная потребность в стабильном существовании, которое невозможно без стабильности государственной системы в целом[6]. Глава государства призван обеспечивать базовые ценности государственности, являясь гарантом ее преемственности, независимости и территориальной целостности государства.

 

 

Конституционная практика различных стран позволяет выделить две юридические формы главы государства: единоличная и коллегиальная. Причем первая их них, исторически сложившаяся ранее, до сих пор остается доминирующей и делится в зависимости от формы правления на два подвида: монарх и президент.

 

 

В ряде стран имеет или имело место в прошлом организация института главы государства в виде высшего коллегиального органа: Федеральный Совет в Швейцарии, состоящий из 7 членов[7]; Постоянный комитет Всекитайского Собрания Народных Представителей численностью до 170 членов[8]; Государственный Совет Ассамблеи Народной Власти на Кубе из 31 члена[9]. Упомянутые выше органы возглавлялись, как правило, должностным лицом, осуществляющим самостоятельно лишь те полномочия главы государства, которые невозможно осуществлять коллегиально (например, принимать отзывные и верительные грамоты аккредитуемых в стране послов и иных представителей иностранных государств). В советский период отечественной истории, около семидесяти лет в нашей стране существовал именно коллегиальный глава государства – Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР, состоящий согласно Конституции Азербайджанской ССР 1978 г. из Председателя Верховного Совета, его заместителей и председателей постоянных комиссий Верховного Совета (ст. 112)[10].

 

 

Монарх является главой государства почти в половине западноевропейских государств, а также во многих странах Востока[11]. Однако в современном мире в подавляющем большинстве государств главой государства является выборный президент.

 

 

Качество выборности присуще президентам во всех странах, где введена эта должность. Вместе с тем, в ряде монархий (Малайзия, ОАЭ) главы государств избираются[12]. Ссылаясь на данное положение, Б. А. Майлыбаев считает, что «понятия «монарх» и «президент» — смежные, и между ними не следует всегда и безоговорочно возводить «китайскую» или «берлинскую» стену»[13].

 

 

Соглашаясь с первым утверждением, отметим, что статусы президентов и монархов, вне зависимости от типов республик и монархий, существенно отличаются друг от друга. Это проявляется в следующем:

 

 1.           Президент избирается либо всенародно, либо представительным органом. Монарх же в подавляющем большинстве случаев получает власть по наследству. Что касается так называемых «выборных монархий», то демократичность избрания глав государств в этих странах весьма сомнительна, ибо выборы монарха осуществляется узким кругом привелигированных лиц из собственной среды.

 

2.        В отличие от монарха президент осуществляет свои полномочия в течение конституционно-определенного срока. Кроме того, во многих конституциях включены нормы, согласно которым ограничивается количество сроков, в течение которых одно и то же лицо может осуществлять полномочия президента.

 

3.        Важной отличительной чертой института президенства является возможность привлечения президента к ответственности.

 

 

Общеизвестно, что институт президентства в современном его понимании впервые был оформлен Конституцией США в 1787 г. «Отцы-основатели» американской Конституции при моделировании института президентства ориентировались на британскую политико-правовую практику и концепцию разделения властей. В настоящее время этот институт относится к числу одних из наиболее распространенных институтов государственной власти. На 1993 г. из 183 государств, входивших в состав ООН, свыше 130 имели в государственном механизме пост президента[14]. Их конституционный статус существенно разнится между собой. Даже, если ограничиться странами западной демократии, то президенты в президентских (США), в полупрезидентских (Франция) и в парламентских (ФРГ) республиках значительно отличаются объемом полномочий, характером функций, ролью в решении государственных и общественных дел.

 

 

Вместе с тем, несмотря на существенное различие в правовом статусе президентов различных стран, наличие общих отличительных черт института президенства (выборность, срочность полномочий, ответственность) позволяет говорить о возможности выявления юридической природы института президенства, которая находит свое концентрированное выражение в определении данного института.

 

 

Следует отметить, что понятие института президентства практически не исследовано, как в Азербайджанской Республике, так и других постсоветских странах. В немногочисленных научных работах, в которых осуществлена попытка анализа понятия института президентства последний определяется как совокупность четырех групп норм: 1) порядок выборов Президента, в том числе включая инаугурацию; 2) его юридический статус в структуре органов государственной власти (конституционный статус – структурный аспект); 3) функции и полномочия Президента (конституционный статус – функциональный аспект); 4) прекращение исполнения президентских полномочий.[15]

 

 

Каждая их перечисленных групп является своеобразным субинститутом по отношению к институту президентства в целом. Вместе с тем, существенным элементом этого института является ответственность президента. Представляется, что исследуемый институт был бы явно не полным, если бы он не содержал норм, посвященных ответственности главы государства. Так, ст. 107 Конституции Азербайджанской Республики устанавливает возможность отстранения от должности Президента Азербайджанской Республики в порядке импичмента. Это одна из важных форм конституционной ответственности главы государства, причем достаточно серьезная. Об этом говорят, например, недавние попытки осуществления импичмента в США (декабре 1998 – январе 1999 гг. по отношению к Б. Клинтону) и России (в мае 1999 г. по отношению к Б. Ельцину), а также то как эта процедура влияет на политико-правовую ситуацию в стране.

 

 

Таким образом, институт президентства – это система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов и вступления в должность президента (инаугурацию), полномочия президента, определяющие его положение в системе органов государственной власти, а также досрочное прекращение полномочий, замещение и отстранение от должности.

 

 

При определении понятия «институт президенства» некоторые авторы используют такие категории как «выборный глава государства», «высшее должностное лицо», «политическая должность», «государственная должность», «арбитр в системе органов государственной власти»[16], «глава исполнительной власти»[17], «президенциализм»[18]. Представляется необходимым рассмотреть возможность использования этих терминов.

 

 

Как отмечалось, президент во всех странах осуществляет функции главы государства и является высшим должностным лицом в системе органов государства. Поэтому нет никаких возражений против использования этих терминов. Уточнение относительно выборности президента является верным.

 

 

Следует согласиться и с категорией «государственная должность», которая определяется как правовое установление, посредством которого осуществляется реализация функций, полномочий, прав и обязанностей высших должностных лиц государства[19]. Политические должности придают государственной власти четко выраженный индивидуализированный, персонифицированный характер[20].

 

 

Признавая в целом тот факт, что президент тяготеет скорее к исполнительной власти, нежели к законодательной и судебной[21], мы не можем согласиться с тем, что президент является главой исполнительной власти во всех видах республик. Данное утверждение вполне справедливо по отношению к президентским и, частично, к полупрезидентским республикам. Однако оно ни в коей мере не может быть применено к парламентским республикам.

 

 

Доктирина активного президентского арбитража положена в основу полупрезидентской формы правления[22]. Она получила закрепление в конституционном законодательстве Франции, Португалии, России, Беларуси[23]. Указанная доктрина предполагает выделение четвертой власти, президентской[24]. Родоначальником идеи о необходимости конституирования четвертой власти, призванной умерять, уровновешивать три другие, и таким образом, обеспечивать безконфликтное, согласованное функционирование всех властей считается Б. Констан[25]. Следует отметить, что возрения Б. Констана критически воспринимались еще в XIX веке[26]. Негативно относятся к идее о существовании обособленной президентской власти и ряд современных авторов[27].

 

 

По мнению Б. А. Майлыбаева «президенциализм» можно идентифицировать как систему организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующейся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении президента. Вот почему данный автор считает, что о президенциализме можно вести речь только относительно президентской формы правления[28]. В целом, следует согласиться с казахстанским ученым.

 

 

При этом следует отметить, что определение понятия президенциализма Б. А. Майлыбаев приводит полностью по аналогии с понятием «парламентаризм», которое обычно понимается как система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента[29].

 

 Таким образом, при исследовании института президентства различных странах вполне допустимо использование таких категорий как «выборный глава государства», «высшее должнос­тное лицо», «политическая должность», «государственная должность». Что касается категорий «арбитр в системе органов государственной власти», «глава исполнительной власти», «президенциализм», то возможность обращения к ним непосредственно зависит от вида формы правления в конкретном государстве.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: