В современной этнической музыке

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных церемониях. Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре. Эти тенденции не прошли мимо внимания экспертов ЮНЕСКО: в 2005 году музыку, исполняемую на армянском дудуке, объявили шедевром нематериального культурного наследия человечества. Несомненно, Дживан Гаспарян, об игре которого ходят легенды, будучи главным популяризатором армянской музыки, сыграл в этом признании ключевую роль.

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах — зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы.

Сегодня дудук звучит во множестве кинофильмов. Первой картиной с участием дудука стала «Последнее искушение Христа». Среди других известных фильмов — «Ворон», «Зена — королева воинов», «Гладиатор», «Арарат», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи».

Тот, кто ни разу не слышал, как звучит дудук, не поймет, почему за ним охотится большинство самых крупных режиссеров. Этому миниатюрному инструменту по силам отразить все нюансы жизни и натуры человека..

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных и похоронных церемониях. Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре.

 

Зурна

 

Зурна — деревянный духовой музыкальный инструмент.

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников.

Диапазон зурны — около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда, тембр яркий и пронзительный.

Музыкант, играющий на зурне, называется зурначи. Широко распространён инструментальный ансамбль трёх музыкантов, в котором один зурначи играет мелодию, другой вторит ему долгими протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий музыкант выбивает сложную, разнообразно варьируемую ритмическую основу на ударном инструменте — дхоле или доли. На зурне играют большей частью на открытом воздухе, в закрытых помещениях её обычно заменяют дудуком.

Множество разновидностей зурны нашли очень большое распространение у народов Среднего Востока, Кавказа и Китая.

Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм.

На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша»), имеющая в длину 120 мм и вытачивается из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.

Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить еще на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».

Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднества на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как «гара зурна», «араби зурна», «джура зурна», «аджеми зурна», «габа зурна», «шехаби зурна». Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов. Узеир Гаджибеков в своей опере «Кёроглу» ввел зурну в состав симфонического оркестра.

 

 

                                               

 

 

Дхол (доол)

   

 Доол, доуль, дхол, армянский ударный музыкальный инструмент, род двустороннего барабана. Одна из мембран толще другой. Звук извлекается двумя деревянными палками (толстой и тонкой) или пальцами и ладонями рук. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.

Это род двустороннего барабана. Корпус инструмента выполнен из дерева грецкого ореха с мембранами из кожи. Дхол предположительно появился в связи с культом поклонения древней богине Анаит (3000-2000 гг. до н. э.). В оркестре (ансамбле) дхол выполняет ритмическую функцию. Инструмент, поддерживая четкость и остроту ритма, подчеркивает особый колорит звучания армянских народных инструментов.

 

 

 

Заключение

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что:

1. Современная массовая культура не исключает возможности обращения к армянским народным инструментам. Они используются – как правило, но не всегда, – для исполнения музыки развивающей этнический компонент в самых разнообразных формах. Существование и «окупаемость» исполнительских коллективов разных направлений, исполняющих этническую музыку в той или иной форме, говорит о ее востребованности. Исполнителями выступают как музыканты любители, так и получившие профессиональное образование.

2. Ни в каком искусстве, ни в каких его видах и жанрах не имеет основного значения «первородность» его происхождения. В том числе «не имеет никакого значения то, в какой стране, у какого народа впервые появилась первоначальная конструкция того или иного народного инструмента для выявления его национальной принадлежности. Основополагающий критерий – именно традиционность бытования в определенной этнической среде для выражения национального музыкального искусства

 

 

Библиография

 

1. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Учебное пособие. – М.: МГУ, 1999.

2. Армянская музыка. Музыкальная энциклопедия.- М., 2003. Т. I.

3. Асланян А.А., Багдасарян А.Б. Армения. М: Мысль, 2006

4. Багдыков, Г. Краткая история донских армян [Текст] / Г. Багдыков. – Ростов н/Д, 1997. – 24 с.

5. Бакланова Т.Н. Международный проект этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. – М., 2004.

6. Бакланова Т.Н. Народная художественная культура. – М., 1995.–С. 5.

7. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1999.

8. Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань, изд.
«Айастан», Ереван, 1996.

9. Бдоян В.А. Этнография армян. Краткий очерк. Ер., 1974, с.30-50.

10. Богатырев ЛюГ. Вопросы теории народного искусства. – М., 2001.

11. Браглей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 2003.

12. Записки Ростовского Общества истории, древности и природы: отры-вок из книги // Е. А. Шахазиз Норнахичеван и норнахичеванцы; пер. на рус. яз. В. Канского. – Т. 2. – 1994.

13. Кристостурян Х. Фольклор армян на Дону [Текст] / Х. Кристостурян // Молот. – 1971. – 3 дек.

14. Кристостурян Х. Фольклор донских армян [Текст] / Х. Кристостурян // Лит. Армения. – 1971. – № 11.

15. К у ш н а р е в X. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. - Л., 1998.

16. Люледжиян, М. Г. Крым [Текст]: очерки / М. Г. Люледжиян. – Симферополь, 1979.

17. М а н у к я н М. Т. Армянская этнография и фольклор.   - Ереван, 2001. Введение. Т. II.

18. Микаэлян, В. А. История крымских армян [Текст] / В. А. Микаэлян. – Ереван: Айастан, 1989.

19. Н е р с е с я н И. Г. История армянского народа. -Ереван, 2000.

20. Пештмалджян М.Г. Памятники армянских поселений. - Ереван, 1997

21. Поркшеян Х.А Фольклор армян Дона. - Ереван 1999 г.

22. Поркшеян Х.А., Люледжиян М.Г. Фольклор армян Дона. – Ереван, 1991

23. Тагмизян Н. К. Теория музыки в древней Армении. - Ереван, 2002

24. Щуров В.М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика.2004

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: