ГЛАВА 1
Предпринимательство как фактор производства: понятие, сущность, функции.
Понятие и сущность предпринимательства как фактора производства. Объекты и субъекты предпринимательства, основные черты предпринимательской деятельности
Предпринимательство представляет собой разновидность трудовых усилий по организации и управлению производством с целью достижения фирмой наилучших результатов. Предпринимательство – это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главной отличительной чертой которого является свободная конкуренция.
Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания. К.Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие, а в предпринимательстве – эксплуататорскую сущность. Лишь позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А.Маршалл добавил к трем классическим факторам производства (труду, земле, капиталу) четвертый – организацию. [12, c. 371-372]
Й.Шумпетер в книге «Теория экономического развития» дал этому фактору современное его название – предпринимательство. Он определил основные функции предпринимательства:
ü создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
ü введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
ü завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
ü использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
ü введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии. [6, c.169-170]
Чтобы получить полное представление о предпринимательстве как факторе производства, следует остановиться на экономическом содержании предпринимательской деятельности. С точки зрения экономической определенности предпринимательство может быть рассмотрено:
ü как экономическая категория;
ü как метод хозяйствования;
ü как тип экономического мышления.
В характеристике предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическими интересами. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. [12, c. 382]
Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Создание всевозможных новых способов комбинации экономических ресурсов, по мнению Й.Шумпетера, является главной задачей предпринимателя. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; внедрения новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения новых источников сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой. [6, c.170]
Для предпринимательства как метода ведения хозяйства главными условиями являются самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенных свобод и прав – на выбор вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, разработку производственной программы, доступ к ресурсам, сбыт продукции, установление цен на неё, распоряжение прибылью и т.д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т.д. Но предприниматель всё время находится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, то есть от сложившейся системы товарно-денежных отношений.
Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третий признак предпринимательства – ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки решения чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т.д. [12, c. 383]
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство – это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Как считал Й.Шумпетер, чтобы быть предпринимателем, нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов. [6, c. 199]
Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответственность и направленная на получение прибыли. Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности (хозяйственно-производственная, торгово-закупочная, инновационная, консультационная, посредническая), если они не запрещены законом. Предприниматель определяется как субъект поиска и реализации новых возможностей в генерировании и освоении новаторских идей, разработке качественных технологий, осуществлении нововведений и овладении перспективными факторами развития, нахождении новых способов обслуживания потребителей, поиске новых сфер приложения капитала. [7, c.166]
Таким образом, можно выделить следующие особенности предпринимательской деятельности: во-первых, это инициативная деятельность людей, связанная с риском и ответственностью; во-вторых, оно нацелено на наиболее эффективное использование ресурсов, которые ограничены и требуют инновационных подходов к их использованию; в-третьих, предпринимательство оправдано, если оно приносит дополнительный доход. В процессе предпринимательской деятельности решаются основные вопросы рыночной экономики: что производить, для кого производить, как это делать наиболее результативно.






