Принято выд. два вида дух деят-ти чел – познавательную и ценностно-ориентационную. В 1 случае чел стремиться познать мир таким, каким он существует «сам по себе», независимо от субъекта познания (найти истину). Во 2 случае - оценивает и распределяет по категориям окружающие предметы, исходя из собственных установок, предпочтений, идеалов – одним словом, ценностей.
Соответственно и виды высказываний мож разделить на два больших класса:
– дескриптивные – описывают саму реальность, т.е. сферу сущего, и, след, явл ист/лож. Сюда относятся эмпирические и теор-ие высказывания.
– прескриптивные - сфера должного и, след, не явл ни ист, ни лож. Их в лит-ре наз. ценностными (в шир. см), или аксиологическими/нормативно-ценностными. Т.е., все виды яз-х выражений, за искл описаний, являются ценностными высказываниями (в шир см), или прескрипциями, т.к. они связ. с ценностями.
В совр теории арг они оформляются в логико-лингвист-ую классификацию, кот осн на сочетании пр-ов лог и теории речевых актов (идеи Дж. Остина (1955) и Дж. Сёрла, П. Ф. Стросона и др). Объектом этой теории являются речевые акты – эл-ты речевого общения, как произнесённые/напис-е предложения. Гл. здесь - выделение осн-х ф-ций яз., и след. в классификации яз-х выражений.
|
|
Сейчас выд разл кол-во ф-ций яз., но в теор арг используют:
1) сообщение о положении дел в реальности (описание); соответствуя действительности, оно явл ист, иначе- лож. Некоторые явл неопределёнными, например, описания будущего.
2) попытка заставить сделать что-либо (побуждение); Это команда, приказ, требование, просьба, мольба, призыв, совет. В отлич от описаний, не явл ист/лож - могут быть правомерными/не-, способствующими достижению каких-либо целей или нет. Чаще всего осн на явной/неявной апелляции к нормам (приказы, команды, треб-я и предписания). Мож выд побуждения-призывы (апел-ие к ценностям), телеологические (к целям), оценочные (к оценкам)… Особой группой явл. экспрессивные побуждения, где апелляция к оценке сопровождается эмоциональной окрашенностью высказывания.
3) провозглашение правил и принципов поведения (нормы), выражения, раскрывающие содержание определ. правила.
4) артикуляция критериев оценки (ценности); Различие м/д ценностями и нормами им относительный хар-р. Часто, один и тот же пр-п может исп и как норма, и как ценность. Как нормой, если исп как явное выражение правила осуществления к-л деятельности. Но как ценность, если используется как критерий оценки уже осуществлённой деятельности, явления, предмета.
Ценности след отличать от оценок: перв. – это пр-п, кот лежит в основе оценки. Оценка – это приложение данного пр-па к конкр ситуации/явлению. Цен. не явл декларациями, т.к. их артикулирование не приводит к изм-ю ситуации в объективной реальности. Наконец, ценности не являются целеполаганием, поскольку не сообщают о наших намерениях относительно будущего.
|
|
5) изменения мира словом (декларация); Декларации меняют существовавшее до их произнесения положение дел, напр: «Увольняю вас» «Объявляю вас виновным». S декл.. явля лица, наделён. опред должн./профес-ми полномочиями. Это судьи, спортивные арбитры, чиновники, депутаты, преподаватели, врачи… След, декларации опираются не только на правила яз, сколько на правила общ жизни, т.е. нормы, однако отличаются тем, что лишь сообщают о введении в действие нов нормы.
6) выражение отношения к чему-либо (оценка); +,-, нейтральн отношение (абсолютная) или предпочтение из нескольких объектов (сравнительная). Это синтез описания и оценки. Описания (дескрипции) здесь могут быть:
- полными – явное опис-е к-л объекта/ситуации.
- сокращёнными - лишь указывает на объект, называет его.
7) провозглашение целей или намерений (целеполагание). Обещание, зависимость от обстоятельств, провозглашение идеала. Часто выд иерархия целей: приоритетная и остальные по мере убывания значимости. В этом случае менее значимые цели рассм. как средства/этапы, достижения более значимых целей. Выражают не прогноз на будущее, а всего лишь наше намерение действовать в определённом направлении. Не мож быть ист/лож. Но мож быть реализованным/не реал-ым. Целеполагание также может соответствовать/не- определённым ценностям/нормам. Наконец, полагание более частной цели может способствовать/не- достижению более приоритетных целей.
Однако, в теоретических высказываниях не часто встреч чисто прескр/дескр сужд. Все яз-е выраж иногда дел на три типа:
1) чисто дескриптивные (эмпирические);
2) дескриптивно-прескриптивные, или дескриптивно-ценностные (теоретические);
3) чисто прескриптивные (все остальные виды языковых выражений).
Дескрептивная и прескрептивная арг: классификация и основные особенности.
По хар-ру тезиса и доводов, исп-х при аргументировании, выд. две классификации арг деят:
– функциональная – на основе того, что явл целью арг деятельности. Обознач словосочетанием «аргументация» + определение, называющее этот вид.
– инструментальная - то, какие средства исп для обоснования тезиса (вид яз-х выражений). «Аргумент к» или «аргументация к» + существительное, определяющее данный вид аргументации.
(1) ДЕСКРЕПТИВНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ – это функц-ый вид арг, целью кот явл обоснование описательного высказывания. Подразделяется на:
- эмпирическую - тезис является эмпирическим, т.е. выведенным из опыта. Особым подклассом эмпирических обобщений являются так называемые эмпирические законы. Они выражают некоторую устойчивую регулярность в опыте.
-теоретическую - тезис формул-ся независимо от опыта. Это исходные теоретич высказ-я (аксиомы, постулаты, принципы), либо высказывания, выведенные из др теор высказываний чисто лог путём, без прямого обращения к опыту.
Арг к реальности –инструм вид арг, где описательные высказ-я исп как аргументы. Подразделяется на:
Арг-т к опыту –в кач аргументов здесь исп эмпирические высказывания. (прямое подтверждение тезиса, косвенное подтвержд следствий, исп-е фактов как примеров и как иллюстраций).
Арг-т к теории –опирающийся на рассуждение и не исп непосредственные ссылки на опыт. Различие между аргументацией к опыту и аргументацией к теории носит относительный характер.