Глава II. Разработка практико-ориентированного элективного курса электротехнической направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Я - ЭЛЕКТРИК»

Пояснительная записка

Специалисты электротехнических профессий в настоящее время востребованы во всех отраслях промышленности, и имея такую специальность, человек более свободен в выборе места работы.

Электрификация быта, облегчая труд в домашнем хозяйстве, является источником травматизма, связанного с эксплуатацией электрических устройств. И в связи с этим, даже в пределах этого небольшого курса необходимо обратить внимание детей на правила обращения с электрическими приборами и источниками напряжения в домашних условиях.

Курс «Я - электрик» является практико-ориентированным и предназначен для изучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Его изучение рассчитано на 10 учебных часов и основано на знаниях, полученных на уроках физики в 8 классе: раздел «Электрические явления» и знаниях полученных на уроках технологии в 5 - 7 классах: раздел «Электромонтажные работы».

Программа курса направлена на выявление у школьников профессиональных предпочтений, собственных возможностей в сфере электротехнических работ, формирование адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и специальности. Данная программа основана на деятельном, личностно – ориентированном подходах к обучению. Она обеспечивает преемственность изучения предмета «Технология» в основной и средней школе.

Главным отличием программы курса «Я - электрик» от других программ предпрофильной подготовки является то, что основой данной программы являются профессиональные пробы.

Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках. Конечно, не в каждой профессии возможны профпробы без подготовки, освоение многих специальностей требует нескольких лет обучения и постоянного повышения квалификации.

Итоговым результатом обучения может являться защита проекта по одной из изученных тем. Защита пройдёт на ежегодной школьной отчётной конференции, посвящённой итогам предпрофильной подготовки за учебный год.

Цели курса:

- осмысление учащимися перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности в области электроэнергетики;

- создание условий для профессионального самоопределения, для проектирования траектории выбора направления дальнейшего образования (в том числе и в соответствующих профильных классах).  

Задачи курса:

- познакомить учащихся с основными принципами производства, передачи и потребления электрической энергии;

- научить правилам безопасной работы с электрооборудованием;

- способствовать формированию общетрудовых, общепроизводственных, специальных знаний, умений и навыков электроэнергетической сферы;

- создать условия для профессионального самоопределения.  

После изучения курса ученики должны знать:

- профессии и специальности электротехнического направления;

- требования, предъявляемые профессией к работнику;

- содержание, характер и условия труда электрика и смежных профессий;

- перспективы развития энергетики;

- требования к качествам личности при выборе профессии;

- пути получения профессионального образования;

- правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены при выполнении электротехнических работ;

- назначение и устройство ручных инструментов, приспособлений, измерительных приборов, оборудования, правила их использования на примере профессиональной пробы.

После изучения курса ученики должны уметь:

- сопоставлять свои возможности и способности с требованиями интересующей профессии;

- соблюдать требования техники безопасности, и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, оборудованием;

- пользоваться приборами для измерения параметров электрического тока;

- читать и составлять электросхемы;

- выполнять простейшие электротехнические задания;

- работать в коллективе.

После изучения курса ученики должны использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для:

- проектирования траектории выбора направления дальнейшего обучения;

- построения планов трудоустройства и профессиональной карьеры;

- выполнения простейших электроремонтных и электромонтажных работ в быту;

- обеспечения безопасности при выполнении электротехнических работ.

 

Таблица 1

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Всего

часов

В том числе

Теоретических Практических
1 Введение в курс «Я - электрик». 2 1 1
1.1 Требования, предъявляемые профессией к ученику. Перспективы развития энергетики. 1 0,5 0,5
1.2 Инструктаж по технике безопасности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от поражения электрическим током. 1 0,5 0,5
2 Выполнение профессиональных проб (трудовых заданий) по электротехническим специальностям 4 1 3
2.1 Профессиональные пробы по специальности «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» 2 0,5 1,5
2.2 Профессиональные пробы по специальности «электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» 2 0,5 1,5
3 Выполнение профессиональных проб (творческого задания – проекта) 4 0,5 2,5
3.1 Постановка цели, разработка проекта, составление электросхемы 1 0,5 0,5
3.2 Выполнение проектной работы: расчёт электросхемы по заданным условиям, подбор электроэлементов 1   1
3.3 Монтаж электросхемы по своему проекту и расчётам 1   1
3.4 Обсуждение результатов. Выявление неисправностей, их устранение. Проектирование выбора дальнейшего обучения (профильного или профессионального) 1   1

Итого

10 2,5 7,5

Содержание программы

Тема 1. Введение в курс «Я - электрик».Требования, предъявляемые профессией к ученику. Перспективы развития энергетики. Инструктаж по технике безопасности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от поражения электрическим током. (2ч)

Ключевые слова: Самоопределение, профессиональная подготовка, профессиограмма, квалификационные требования, энергетика, электроаппаратура, электроустановка.Электрический удар, электрическая травма, искусственное дыхание.

Теоретические сведения:

Общие требования к общеобразовательной, профессиональной подготовке и состоянию здоровья специалистов, занятых производством, эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом электротехнической аппаратуры и приборов. Содержание, характер и условия труда электрика и смежных профессий. Психофизиологические качества личностей, необходимые для работы по электротехническим специальностям. Уровень специальной профессиональной подготовки.Понятие об энергетике, производство и передача электроэнергии, линии электропередач, основные сведения об электротехническом производстве. Организация труда на рабочем месте. Профессиональная подготовка, самоопределение, обзор рынка трудовых ресурсов по специальности в нашей местности и по стране. Инструкции по технике безопасности, производственная санитария и гигиена труда. Виды поражения человека электрическим током. Меры оказания помощи при поражении человека электрическим током.

Деятельность учеников:

- определение уровня готовности учеников к выполнению профессиональных проб (выполнение тестовых заданий по электротехнике);

- знакомство с квалификационными требованиями, предъявляемыми профессией электрика к соискателю;

- выполнение тестовых заданий на анализ психофизиологических характеристик, необходимых для проектируемой трудовой деятельности;

- знакомство с инструкциями по технике безопасности;

- отработка приёмов оказания первой помощи при поражении человека электрическим током;

Самостоятельная внеурочная деятельность:

- корректировка знаний по электротехнике;

- выполнить доклад на одну из предложенных тем:

а) выдающие учёные-электротехники;

б) история развития электротехники;

- подготовка к следующему занятию:

а) повторить, знакомые из курса физики, основные характеристики электрического тока: сила тока, напряжение, сопротивление проводника, мощность тока;

б) повторить назначение приборов для измерения электрических параметров.      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: