Основные цели и задачи внутреннего и внешнего анализа

Основные цели и задачи каждого вида анализа представлены в таблице.2.

Классификация видов экономического анализа по основному управленческому принципу

Таблица 2.

Принцип классификации Сущность анализа
Текущий анализ Периодическое, всестороннее изучение результатов хозяйственной деятельности, оценка выполнения планов развития и достигнутой эффективности производства, определение факторов, воздействующих на экономические показатели предприятия, комплексное выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация для повышения эффективности в будущем. Основные задачи- анализ и оценка напряженности и обоснования плановых заданий; выявление факторов и количественная оценка их влияния на финансовые показатели
Ретроспективный анализ Изучение свершившихся процессов и явлений, тенденций изменения экономических показателей, выявление неиспользованных резервов. Результаты анализа рассматриваются во взаимосвязи с результатами текущего анализа и используются для прогнозирования деятельности в будущем
Перспективный анализ Изучение перспективы развития экономических явлений и процессов в будущем, выявление объективных закономерностей развития хозяйственных процессов. Основные задачи- прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных решений

 

При использовании различных видов анализа необходимо учитывать разнообразные факторы: эффективность применяемых методов планирования и контроля, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных вариантов учета активов и обязательств, уровень диверсификации хозяйственной деятельности и др.

Факторы - это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или ряд показателей организации. Они могут быть как внутренние, так и внешние.

К основным внутренним факторам, определяющим результаты деятельности предприятия, относятся производственные - показатели эффективности использования производственных, трудовых и финансовых ресурсов; структурные сдвиги в составе продукции.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов предприятия. К ним относятся:

· внешнеэкономические условия;

· экономическая политика государства;

· природные условия.

 

 

Пользователи финансового анализа.

Пользователями результатов финансового анализа выступают все участники финансово-хозяйственной деятельности:

1. Покупатели и заказчики, которые нуждаются в информации, свидетельствующей о надежности существующих деловых связей с предприятием, о степени стабильности и непрерывности хозяйственной деятельности предприятия, особенно в случаях наличия долгосрочных соглашений;

2. Поставщики и подрядчики, заинтересованные в получении информации о возможностях предприятия рассчитываться с ними по обязательствам в установленные договорами сроки;

3. Работники предприятия, для которых важны сведения о прибыльности и стабильности предприятия в целях гарантированного наличия рабочего места и оплаты труда в настоящее время;

4. Акционеры и собственники, которых интересуют прибыльность предприятия и его стабильность в будущем, поскольку с этими данными связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций;

5. Менеджеры и руководители предприятия, которым необходима информация об эффективности использования имущества, собственного капитала, о рентабельности продукции, норме прибыли, получаемой на вложенный капитал. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности работы предприятия;

6. Органы государственной власти, заинтересованные в информации для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения систематического наблюдения, регулирования деятельности, выработки политики налогообложения. По данным бухгалтерской отчетности Федеральная служба России по делам о несостоятельности (банкротстве) анализирует и оценивает финансовое состояние предприятий, чтобы выявить неплатежеспособные предприятия и принять решение по их закрытию или оздоровлению;

7. Налоговые органы, контролирующие поступление от предприятия в бюджет соответствующих налогов и сборов;

8. Общественность (пресса, различные общественные организации), которая интересуется информацией для оценки вклада предприятия в экономику региона, страны, перспектив занятости населения, его вложений в экологические программы и проекты по развитию социальной инфраструктуры;

9. Аудиторы, определяющие правильность представляемой предприятием финансовой отчетности, которая отражает финансовые условия и результаты деятельности предприятия;

10. Кредиторы, в состав которых входят также коммерческие банки, заинтересованные, прежде всего в информации, позволяющей им определить риск невозвратности ссуд и кредитов, а также полного выполнения всех обязательств по условиям кредитных договоров в соответствующие сроки;

11. Инвесторы, которые представляют интересы капитала. Их интересует степень выгодности вложений в предприятие, а также потенциальный риск потери инвестиций. Чем устойчивее финансовое положение предприятия, тем менее рискованны и более выгодны инвестиции в него.

Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает роль финансового анализа, основное содержание которого составляет комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: