Основные цели и задачи каждого вида анализа представлены в таблице.2.
Классификация видов экономического анализа по основному управленческому принципу
Таблица 2.
Принцип классификации | Сущность анализа |
Текущий анализ | Периодическое, всестороннее изучение результатов хозяйственной деятельности, оценка выполнения планов развития и достигнутой эффективности производства, определение факторов, воздействующих на экономические показатели предприятия, комплексное выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация для повышения эффективности в будущем. Основные задачи- анализ и оценка напряженности и обоснования плановых заданий; выявление факторов и количественная оценка их влияния на финансовые показатели |
Ретроспективный анализ | Изучение свершившихся процессов и явлений, тенденций изменения экономических показателей, выявление неиспользованных резервов. Результаты анализа рассматриваются во взаимосвязи с результатами текущего анализа и используются для прогнозирования деятельности в будущем |
Перспективный анализ | Изучение перспективы развития экономических явлений и процессов в будущем, выявление объективных закономерностей развития хозяйственных процессов. Основные задачи- прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных решений |
|
|
При использовании различных видов анализа необходимо учитывать разнообразные факторы: эффективность применяемых методов планирования и контроля, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных вариантов учета активов и обязательств, уровень диверсификации хозяйственной деятельности и др.
Факторы - это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или ряд показателей организации. Они могут быть как внутренние, так и внешние.
К основным внутренним факторам, определяющим результаты деятельности предприятия, относятся производственные - показатели эффективности использования производственных, трудовых и финансовых ресурсов; структурные сдвиги в составе продукции.
Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов предприятия. К ним относятся:
· внешнеэкономические условия;
· экономическая политика государства;
· природные условия.
Пользователи финансового анализа.
Пользователями результатов финансового анализа выступают все участники финансово-хозяйственной деятельности:
1. Покупатели и заказчики, которые нуждаются в информации, свидетельствующей о надежности существующих деловых связей с предприятием, о степени стабильности и непрерывности хозяйственной деятельности предприятия, особенно в случаях наличия долгосрочных соглашений;
|
|
2. Поставщики и подрядчики, заинтересованные в получении информации о возможностях предприятия рассчитываться с ними по обязательствам в установленные договорами сроки;
3. Работники предприятия, для которых важны сведения о прибыльности и стабильности предприятия в целях гарантированного наличия рабочего места и оплаты труда в настоящее время;
4. Акционеры и собственники, которых интересуют прибыльность предприятия и его стабильность в будущем, поскольку с этими данными связаны наличие и размер дивидендов, а также степень риска при покупке акций;
5. Менеджеры и руководители предприятия, которым необходима информация об эффективности использования имущества, собственного капитала, о рентабельности продукции, норме прибыли, получаемой на вложенный капитал. Анализ этой информации позволяет им разрабатывать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности работы предприятия;
6. Органы государственной власти, заинтересованные в информации для осуществления возложенных на них управленческих функций, ведения систематического наблюдения, регулирования деятельности, выработки политики налогообложения. По данным бухгалтерской отчетности Федеральная служба России по делам о несостоятельности (банкротстве) анализирует и оценивает финансовое состояние предприятий, чтобы выявить неплатежеспособные предприятия и принять решение по их закрытию или оздоровлению;
7. Налоговые органы, контролирующие поступление от предприятия в бюджет соответствующих налогов и сборов;
8. Общественность (пресса, различные общественные организации), которая интересуется информацией для оценки вклада предприятия в экономику региона, страны, перспектив занятости населения, его вложений в экологические программы и проекты по развитию социальной инфраструктуры;
9. Аудиторы, определяющие правильность представляемой предприятием финансовой отчетности, которая отражает финансовые условия и результаты деятельности предприятия;
10. Кредиторы, в состав которых входят также коммерческие банки, заинтересованные, прежде всего в информации, позволяющей им определить риск невозвратности ссуд и кредитов, а также полного выполнения всех обязательств по условиям кредитных договоров в соответствующие сроки;
11. Инвесторы, которые представляют интересы капитала. Их интересует степень выгодности вложений в предприятие, а также потенциальный риск потери инвестиций. Чем устойчивее финансовое положение предприятия, тем менее рискованны и более выгодны инвестиции в него.
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает роль финансового анализа, основное содержание которого составляет комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.