По звеньям бюджетной системы
Государственный бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность властных полномочий и является основным финансовым планом государства. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране и фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Тем самым бюджет является эффективным регулятором экономики.
Структура расходов по территориальному признаку отражает особенности распределения функций государственной власти на высшем уровне и по местам.
Расходы бюджетов на 1997 год в процентном соотношении:
| Наименование расходов | Федера-льный бюджет | Регио-нальных бюд-жетов | Мест-ных бюд-жетов |
| 1. государственное управление | 2,3 | 3,4 | 4,4 |
| 2. международная деятельность | 0,6 | - | - |
| 3. национальная оборона | 18,6 | - | - |
| 4. правоохранительная деятельность | 10,4 | 4,8 | 1,4 |
| 5. промышленность, энергетика, строительство | 6,9 | 8,0 | 1,5 |
| 6. сельское хозяйство и рыболовство | 2,2 | 7,6 | 2,1 |
| 7. фундаментальные научные исследования | 2,5 | 0,3 | - |
| 8. охрана окружающей среды и природных ресурсов | 0,6 | 0,6 | - |
| 9. транспорт, дорожное хозяйство, связь | 0,9 | 5,1 | 3,3 |
| 10. предупреждение и ликвидация чрезвычай-ных ситуаций и последствий стихийных бедствий | 1,5 | 0,2 | - |
| 11. образование | 3,8 | 10,4 | 26,8 |
| 12. культура и искусство | 0,7 | 2,4 | 2,2 |
| 13. здравоохранение | 2,2 | 12,7 | 14,9 |
| 14. социальная политика | 7,1 | 0,7 | 11,1 |
| 15. обслуживание государственного долга | 9,5 | - | - |
| 16. прочие расходы | 23,3 | 23,9 | 4,2 |
| В том числе: | |||
| Финансовая помощь другим уровням власти | 14,9 | 0,1 | - |
| 17. расходы целевых бюджетных фондов | 6,9 | 2,9 | 0,1 |
| 18. жилищно-коммунальное хозяйство | - | 16,9 | 28 |
Из приведенных данных можно сделать некоторые выводы о разделении функций между уровнями бюджета.
Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования. Через федеральный бюджет проходит финансирования 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования, 76% - на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвиацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов.
Второе место занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование примерно 50%, на социальную политику около 50%, культуру и искусство – более 20%.
Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 9%).
Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство, расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство – свыше 30%.
Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, рыболовство, связь и т.д.), на втором месте – расходы на социально-культурные мероприятия – более 25%; расходы на содержание правоохранительных органов приблизительно 8%.
Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство – 48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, на транспорт, дорожное хозяйство и информатику – 43% расходов. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства – более 32% расходов консолидированного бюджета. Здесь важно отметить, что постоянно возрастающей статьей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит приблизительно 40% бюджетных расходов на эти цели.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это – расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов. В консолидированном бюджете Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70% (78632 млрд руб), на образование – 67% (75245 млрд руб), на здравоохранение и физическую культуру – 55% (41728 млрд руб), социальную политику – 49% (31209 млрд руб), культуру и искусство – 45% (6216 млрд руб).
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Например, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. Увеличиваются расходы на расширение жилищно-коммунального строительства, повышение стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. В ведении поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Роль бюджета в финансовом обеспечении развития






