Непроизводственных отраслей, реализации мероприятий по социальной защите населения в условиях перехода к рынку

 

В современном индустриальном и урбанизованном обществе огромную роль ирает непроизводственная сфера в жизнеобеспечении человека, которая является важнейшим фактором развития производственных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфрастуктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета РФ ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

Развитие инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производственные силы. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем национального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального дохода растет. За последние 30 лет доля этого вклада выросла с 16 до 25%. В то же время наблюдалось неуклонное повышение удельного веса производственных фондов основных отраслей народного хозяйства, что вызывалось необходимостью развития промышленного потенциала в районах нового освоения и совершенствования материально-технической базы сельского хозяйства. В этих условиях при абсолютном росте основных фондов социальной инфраструктуры их удельный вес в общем объеме всех основных фондов народного хозяйства снижался. Такое отставание темпов роста основных фондов инфраструктурных отраслей увеличивало диспропорции в развитии отраслей основного производства и обслуживающих отраслей и сдерживало перевод экономики на интенсивный путь развития.

Необходимость расширения учреждений социальной инфраструктуры диктуется тем, что достигнутый уровень их развития еще не обеспечивает потребности населения в социальных услугах. Все это требует увеличения объема финансовых ресурсов на эти цели, источником которых может быть бюджет, внебюджетные фонды, средства предприятия и населения.

Общественные фонды потребления – это средства бюджета, внебюджетных фондов и предприятий, направляемых на социальную инфраструктуру. Главным их назначением является социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Бюджетные ассигнования составляют более 2/3 средств общественных фондов потребления. Поэтому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную систему в виде расходов:

- на социально-культурные мероприятия;

- жилищно-коммунальное хозяйство.

Эти расходы конституционно гарантированы гражданам РФ. Они были зафиксированы в Конституции в 1993 году:

1. Каждый гражданин России имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера труда. Кроме того, каждый гражданин имеет право на оплачиваемый ежегодный отпуск.

2. Гарантируется защищенность материнства, детства и семьи. Финансовым выражением этих гарантий являются бюджетные ассигнования на содержание медицинских учреждений, связанных с обеспечением материнства и обслуживания детей, на выплату пособий по рождению детей, по уходу за ними, многодетным семьям, одиноким матерям, на содержание дошкольных детских учреждений и другие.

3. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Средства на эти цели выделяются как из бюджета, так и из внебюджетных фондов.

4. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна быть оказана гражданам бесплатно. Источник финансирования – бюджетные ассигнования и фонды, создаваемые за счет страховых взносов.

5. За счет бюджетных средств гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных учреждениях.

6. Малоимущим гражданам России, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных жилищных фондов. Финансовые ресурсы для этих целей предусматриваются в местных бюджетах.

 

В целях организации проведения мероприятий по социальной защите населения Правительство РФ разрабатывает и осуществляет федеральные целевые программы. В республиках, краях и областях РФ разрабатываются и осуществляются региональные целевые программы. В состав бюджетных ассигнований на социальную защиту граждан и удовлетворение жилищно-коммунальных потребностей входят ассигнования;

- на образование;

- культуру;

- искусство;

- средства массовой информации;

- здравоохранения;

- физическую культуру;

- социальную политику;

- жилищно-коммунальное хозяйство.

Подавляющая часть бюджетных расходов, используемых на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство поступает населению через бюджеты территорий, главным образом через местные бюджеты. Роль бюджетов территорий наиболее велика в социальной защите населения, а федерального бюджета – в финансировании искусства, средств массовой информации, высших учебных заведений, науки.

 

В современной урбанизированном обществе одной из важных отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). В России и в поселках городского типа проживает 73% населения. Как отрасль ЖКХ включает ряд подотрасле:

- жилищное хозяйство;

- водопроводно-канализационное хозяйство;

- топливо-энергетическое хозяйство;

- городской пассажирский транспорт;

- гостиницы;

- благоустройство населенных мест.

В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ составляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнования на ЖКХ почти полностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств, направляемых на финансирование ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты и 65% - на местные.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Анализ деятельности предприятий ЖКХ показал, что в связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, основных средств, заработной платы и других) себестоимость их услуг постоянно росла. Темпы роста их затрат опережали темпы роста производительности труда. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабильности, к убыточности и дотациям из бюджета. Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненных средств для населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов – бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению. В условиях рыночных отношений проблема дотаций становится все более актуальной.

Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшение экономической работы в этой отрасли с целью повышения эффективности использования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижение темпов роста эксплуатационных затрат. Важнейшим направлением поиска путей более эффективного использования затрат на жилищно-коммунальное хозяйство и снижение темпов роста затрат является концентрация предприятий этой отрасли в ведение местных органов власти.

Реальными действиями по снижению себестоимости оказываемых услуг станет реформа в ЖКХ, которая предполагает:

1. переход к самофинансированию предприятий ЖКХ путем прекращения бюджетных ассигнования на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2. увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

 

 

Методы планирования и финансирования расходов бюджета

 

Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными и выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование. Существует два метода планирования бюджетных расходов:

- программно-целевой;

- нормативный

 

Программно целевой метод бюджетного планирования

 

Системное планирование выделений бюджетных средств производится в соответствии утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, учащихся, групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и другие) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

Смета – это основной финансовый документ, который отражает доходы и поступления в бюджетную организацию, а также целевое использование средств.

Примером такой сметы может быть Свод расходов по общеобразовательным школам (таблица 7), который представлен в расчетной части курсовой работы. В отдельности по каждому виду затрат была составлена смета.

1. Все расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов, которое определяется по формуле:

 

К=(Кн*8+Кк*4)/12; таким образом, например, среднегодовое количество 1-4 классов = (32*8+38*4)/12=34

 

2. Основной статьей расходов является заработная плата, которая включает в себя;

- заработную плату учителей за уроки;

- оплату за проверку тетрадей;

- заработную плату административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала;

- дополнительные виды оплаты учителей.

Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии с рязрядами единой тарифной сетки. Таким образом, оклады рассчитываются по нормам педагогической нагрузки, здесь используется другой метод – нормативный метод планирования расходов и выплат.

 

Нормативный метод планирования расходов и выплат

Этот метод используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Таким нормами могут быть:

- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание на одну койку в таблице 10 – Расчете расходов на питание по учреждениям здравоохранения);

- нормы индивидуальных выплат (например ставка заработной платы в таблице 4 – Расчете фонда зарплаты педагогического персонала…)

- нормы, в которых лежат среднестатистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений; например, командировочные расходы в таблицу 7).

 

Нормы могут быть обязательными или факутальтивными, в зависимости от установителя. Также могут быть простыми и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждений в целом).

На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими: индивидуальными, общими, на централизованные мероприятия и сводными.

 

В смете бюджетного учреждения отражаются:

1. реквизиты учреждения

2. свод расходов

3. свод доходов

4. производственные показатели учреждения

5. расчеты и обоснования расходов и доходов

 

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:

- обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;

- анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

- контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переходк формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

 

Заключение

 

В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

     Очень часто происходит несвоевременное выплачивание средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

         Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.

          Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:

· закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;

· отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;

· определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.

Таким образом, необходимо привлекать квалифицированных специалистов для работы с бюджетами различных уровней, а также усматривать льготы для предприятий, приносящих прибыль с целью укрупления их положения в стране.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: