Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Краткая характеристика детей экспериментальной группы

 

Для выявления особенностей фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста  у детей дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная.

Экспериментальная группа: 4 детей-дошкольников, посещающих логопедическую группу ДОУ № 34 «Золотая рыбка».

Контрольная группа –4 детей с развитием речи в границах возрастной нормы, посещающих ДОУ № 34 «Золотая рыбка».

Наличие контрольной группы в нашем исследовании необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результаты исследования.

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Инициалы Возраст Заключение ПМПК Примечание Инициалы Возраст Заключение ПМПК Прим
1 К. М.. 5,5 ФФНР   С.Д. 5,2 Речь в границах возрастной нормы  
2 С.Ш. 5,5 ФФНР   Л.А. 5,4 Речь в границах возрастной нормы  
3 У.Ф. 5,2 ФФНР   Т.Д. 5,4 Речь в границах возрастной нормы  
4 А.В. 5,2 ФФНР   К.Э. 5,6 Речь в границах возрастной нормы  

Для удобства интерпретации результатов исследования каждому испытуемому в обеих группах был присвоен индивидуальный номер.

Средний возраст воспитанников на начало исследования - 5 лет 3 мес.

Дети экспериментальной группы характеризуются следующими особенностями:

— внимание у них неустойчиво, неста­бильно, также — слабо сформировано произвольное внимание, т.е. детям трудно сосредоточить­ся на одном предмете и по специальному заданию переклю­читься на другой;

— объем памяти у детей экспериментальной группы  сужен по сравнению с нормой, им необходимо больше времени и повторов для  запоминания заданного материала;

— отмечаются особенности в протекании мыслительных опе­раций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышле­ния дети экспериментальной группы затрудняются в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна, поэтому они характеризуются замедленным  восприятием учебного мате­риала и заданий.

Так же детей экспериментальной группы характеризует:

— нестабильность поведения, с частой сменой на­строения;

—  быстрая утомляемость, для них сложно выполнение одного задания в течение длитель­ного времени;

— затрудняемость в запоминании инструкций педаго­га, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требую­щих поэтапного и последовательного выполнения;

— так же проявляются особенности дисциплинарного характера.


 


Содержание и структура исследования

 

 Обследование детей состояло из двух этапов. На первом этапе проводилась диагностика у детей обеих групп:

1. Состояние звукопроизношения.

2. Состояние фонематического слуха.

На втором этапе - полученные результаты анализировались и сравнивались.

Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха включало:

1. Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);

2. Воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);

3. Выделить звук [с] из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);

4. Выделить слог [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша] (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);

5. Определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);

6. Повторить в заданной последовательности 2 слога [са-ша] (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);

7. На столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: кит и кот, кот и ком.

Оценка результатов теста

2 балла - ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.

1 балл - ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.

0 баллов - ребенок не выполняет задание.

Таким образом, представлено содержание исследования состояние звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей дошкольного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: