Краткая характеристика детей экспериментальной группы
Для выявления особенностей фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста у детей дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная группа: 4 детей-дошкольников, посещающих логопедическую группу ДОУ № 34 «Золотая рыбка».
Контрольная группа –4 детей с развитием речи в границах возрастной нормы, посещающих ДОУ № 34 «Золотая рыбка».
Наличие контрольной группы в нашем исследовании необходимо для того, чтобы контролировать влияние фактора естественного развития детей на результаты исследования.
№ | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
Инициалы | Возраст | Заключение ПМПК | Примечание | Инициалы | Возраст | Заключение ПМПК | Прим | |
1 | К. М.. | 5,5 | ФФНР | С.Д. | 5,2 | Речь в границах возрастной нормы | ||
2 | С.Ш. | 5,5 | ФФНР | Л.А. | 5,4 | Речь в границах возрастной нормы | ||
3 | У.Ф. | 5,2 | ФФНР | Т.Д. | 5,4 | Речь в границах возрастной нормы | ||
4 | А.В. | 5,2 | ФФНР | К.Э. | 5,6 | Речь в границах возрастной нормы |
Для удобства интерпретации результатов исследования каждому испытуемому в обеих группах был присвоен индивидуальный номер.
|
|
Средний возраст воспитанников на начало исследования - 5 лет 3 мес.
Дети экспериментальной группы характеризуются следующими особенностями:
— внимание у них неустойчиво, нестабильно, также — слабо сформировано произвольное внимание, т.е. детям трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
— объем памяти у детей экспериментальной группы сужен по сравнению с нормой, им необходимо больше времени и повторов для запоминания заданного материала;
— отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети экспериментальной группы затрудняются в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций несколько замедленна, поэтому они характеризуются замедленным восприятием учебного материала и заданий.
Так же детей экспериментальной группы характеризует:
— нестабильность поведения, с частой сменой настроения;
— быстрая утомляемость, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
— затрудняемость в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
— так же проявляются особенности дисциплинарного характера.
|
|
Содержание и структура исследования
Обследование детей состояло из двух этапов. На первом этапе проводилась диагностика у детей обеих групп:
1. Состояние звукопроизношения.
2. Состояние фонематического слуха.
На втором этапе - полученные результаты анализировались и сравнивались.
Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха включало:
1. Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
2. Воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
3. Выделить звук [с] из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);
4. Выделить слог [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша] (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
5. Определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
6. Повторить в заданной последовательности 2 слога [са-ша] (проговаривая слоги, педагог экраном закрывает рот);
7. На столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: кит и кот, кот и ком.
Оценка результатов теста
2 балла - ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.
1 балл - ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.
0 баллов - ребенок не выполняет задание.
Таким образом, представлено содержание исследования состояние звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей дошкольного возраста.