Анализ результатов экспериментального исследования

В процессе исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей дошкольного возраста были получены определенные результаты в экспериментальной и контрольной группах. Эти результаты представлены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1

Результаты исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей экспериментальной группы

 

Инициалы

№ задания (баллы)

1 2 3 4 5 6 7
1 К. М.. 1 1 0 1 1 0 1 5
2 С.Ш. 0 0 1 1 1 0 1 4
3 У.Ф. 1 0 1 1 0 1 1 5
4 А.В. 0 1 0 0 0 0 0 1

Итого

15

 


 

Таблица 2

Результаты исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей контрольной группы

 

Инициалы

№ задания (баллы)

1 2 3 4 5 6 7
1 С.Д. 2 2 2 2 2 2 2 14
2 Л.А. 2 1 2 2 1 2 2 12
3 Т.Д. 1 2 2 1 2 2 2 12
4 К.Э. 2 2 2 2 2 2 2 14

Итого

52

 

Проанализируем полученные результаты исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей экспериментальной группы:

Дети экспериментальной группы плохо слышат разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи, т.е. наблюдается ослабленный слухового контроль; испытывают затруднение при воспроизведение слоговых сочетаний па-ба-па, т.е. они испытывают затруднение при воспроизведении из-за неправильного восприятия слогов с оппозиционными звуками; дети экспериментальной группы не выделяют хорошо звук [с] из цепочки звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р]; не выделяют слог [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша]; не определяют наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука; испытывают затруднение при повторении в заданной последовательности 2 слогов [са-ша]; не уверенно показывают названные логопедом картинки, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков: кит и кот, кот и ком.

В целом каждый ребенок экспериментальной группы по предложенным заданиям набрал от 1 до 5 баллов из 14 максимальных, что говорит о достаточно низком уровне состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей экспериментальной группы. Общая сумма баллов экспериментальной группы – 15.

Дети контрольной группы достаточно активно справились с предложенными заданиями. Каждый ребенок набрал от 12 до 14 баллов, что говорит о хорошем уровне состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей контрольной группы. Общая сумма баллов контрольной группы –52.

Представим полученные результаты на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Результаты исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей экспериментальной и контрольной групп

 

Таким образом, дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком; так же возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха.

Кроме особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Можно констатировать первичный уровень у детей экспериментальной группы, т.е. фонематическое восприятие нарушено первично, предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы недостаточно.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей экспериментальной группы выявляется несколько состояний:

трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Таким образом, при планировании и проведении коррекционных занятий не­обходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН. Организуя логопедическую работу с ними, целесообразно:

— осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особеннос­тей;

— обеспечивать положительную мотивацию выполнения зада­ний, с тем чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

— чередовать различные виды деятельности;

— включать в занятия тренировочные упражнения по разви­тию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: