Перспективы вступления РБ в ВТО

Развитие системы наднационального ре­гулирования международных экономических отношений - следующий важнейший аспект глобализации. В первую очередь здесь речь идет о создании и расширении Всемир­ной торговой организации.

Вступление Республики Беларусь в ВТО в известном смысле неизбежно, если принять во внимание, что сегодня ее членами являют­ся большинство развитых и развивающихся стран мира, включая практически всех наших торговых партнеров, за исключением стран ЕврАзЭС.

В Институте экономики НАН Беларуси в 2004 г. разработан Комплексный прогноз по­следствий вступления Республики Беларусь в ВТО, охваты­вающий последствия для промышленного сек­тора, сельского хозяйства, сферы услуг, а также последствия в социально-трудовой сфере. В отличие от аналогичных исследований, посвя­щенных последствиям вступления в ВТО от­дельных стран (в частности, российских), раз­работчики не ставили перед собой цель создать единую «большую» модель общего равновесия для белорусской экономики, чтобы затем с по­мощью такой модели отрабатывать все аспек­ты, связанные с прогнозированием последствий вступления в ВТО. Вместо этого был исполь­зован подход на основе частичного равновесия, а точнее, метод поиска и отдельного изучения «чувствительных точек», т. е. конкретных эле­ментов экономической системы (вплоть до уров­ня предприятия), для которых вступление в ВТО повлечет за собой ощутимые последствия. По нашему мнению, такой подход наиболее адекватен предмету исследования. Вступление страны в ВТО сопровождается разноплановы­ми изменениями в регулировании внешней торговли, воздействие которых на отдельные отрасли и производства может быть очень раз­личным. Даже внутри одной и той же отрасли одни предприятия могут в целом выигрывать, другие - проигрывать, в результате чего сред­ний эффект от вступления в ВТО (который и дает модель общего равновесия) окажется рав­ным нулю. Очевидно, что на основе такого ус­редненного прогноза невозможно выработать ре­комендации по подготовке отрасли к вступле­нию в ВТО.

В заключение можно сказать, что вступление в ВТО ускорит процесс струк­турной перестройки национальной экономи­ки и приведения отраслевых пропорций про­изводства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спро­са. Это означает более четкое разделение от­раслей и отдельных производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет сопровождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в рас­тущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения трудовых ресур­сов будет происходить внутри промышленно­го сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие рост объемов производства пос­ле вступления в ВТО и сложившиеся в от­дельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях эконо­мики образует механизм, посредством которо­го будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение дол­госрочного экономического роста на экспорто-ориентированной основе.

 

Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ.

Цели создания СНГ.

8 декабря 1991 года в Вискулях – резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще – руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.




double arrow
Сейчас читают про: