Проблемы валютно-экономического союза РФ и РБ

В ходе продвижения двух стран по пути интеграции возникают проблемы, связанные с огромными различиями в их масштабах, структуре экономики, месте в мировой экономической системе, проводимой денежно-кредитной политике. Так, например, объем ВВП Беларуси составляет около 6% от ВВП России, объем торговли России со странами дальнего зарубежья больше аналогичного показателя Беларуси в 22,5 раза. Различными в двух странах являются и методы проведения денежно-кредитной политики. На данный момент стратегической целью денежно-кредитной политики Беларуси является обеспечение экономического роста при снижении безработицы и поддержании реальных доходов населения. При этом предусматривается относительно высокая инфляция и темпы роста денежной массы. В России главная цель — ограничить экономический спад и выйти на траекторию устойчивого экономического роста при низкой инфляции. Одной из важнейших целей Национального банка Республики Беларусь является стимулирование долгосрочного эмиссионного кредитования, а для Банка России более приоритетно оздоровление финансовой системы.

Одним из важнейших разногласий в денежно-кредитной политике Беларуси и России являются источники роста денежного предложения, необходимого для достижения параметров экономического роста при заданном уровне инфляции. В Республике Беларусь это — рост чистого внутреннего кредита Национального банка и эмиссионное кредитование дефицита госбюджета. Источником роста денежного предложения в России является увеличение чистых иностранных активов Центрального банка Российской Федерации. Главными инструментами денежно-кредитной политики в Беларуси выступают целевое кредитование и операции на открытом рынке. Основные инструменты Банка России — однодневные расчетные кредиты и депозитные операции (привлечение средств коммерческих банков на срок от одного дня до трех месяцев). При создании валютного союза двух стран, одна из которых во много раз превосходит другую по всем показателям, возможны два варианта — отказ меньшей страны от своей национальной валюты либо создание новой наднациональной денежной единицы (по типу переводного рубля). Если рассматривать вариант, при котором единственной валютой Союза Беларуси и России становится российский рубль, то для Беларуси данный вариант неприемлем по причинам огромных расходов на денежную реформу, экономического шока и потери экономического суверенитета. В соответствии с принятыми юридическими документами, связанными с объединением, две страны осуществляют движение к единой валюте на основе полного сохранения национального суверенитета. Поэтому единственно верным с юридической точки зрения путем образования валютного союза является создание наднациональной валюты.

В процессе движения к валютному союзу Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо постепенное создание условий для взаимной стабилизации их национальных валют и последующего поэтапного введения единой валюты. Такой подход способствовал бы развитию взаимовыгодного сотрудничества и улучшению экономической ситуации как в Беларуси, так и в России. Продвижение к интеграции полезно само по себе, даже если в конечном итоге не завершается объединением двух государств, так как жесткие критерии конвергенции оказывают дисциплинирующее влияние на правительства и органы денежно-кредитного регулирования участвующих в этом процессе стран. Так, например, в странах Европейского союза после подписания Маастрихтских соглашений произошло снижение инфляции, бюджетного дефицита и уровня государственного долга по отношению к ВВП. В течение 1993—1997 годов средние темпы инфляции упали с 4,1 до 1,9%, долгосрочные процентные ставки — с 8,0 до 6,2%, дефицит госбюджета сократился с 6,1 до 2,4% ВВП (6). Кроме того, интеграция форсирует проведение определенных реформ для унификации в той или иной области, например, налоговой, причем в разумную сторону. Проблемы валютной интеграции в рамках Союза Беларуси и России находятся не столько в области межгосударственных отношений, сколько внутри обеих стран.

Что касается долгосрочных целей для Беларуси в создании экономического и валютного союза с Россией, то здесь следует отметить необязательность быстрого осуществления столь тесной формы интеграции. Будущее Беларуси — в многовекторности ее развития, интеграция в мировое хозяйство, развитие своей технологической базы и привлечение наукоемких технологий из других стран, продолжение выбранного пути экономических реформ, направленного на завоевание достойного места нашей республики в Европе в частности и мире в целом.

 

 

Заключение.

Белорусская модель социально-экономического развития - это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: