Экономические и налоговые инструменты

Они составляют главную группу инструментов и включают в себя различные типы налогов на выбросы углекислого газа и потребление энергии, финансовые стимулы в виде грантов и льготных кредитов, тарифов и разного рода налоговых льгот.

Многие страны, которые ввели налоги на потребление энергии и выбросы углекислого газа, в начале 1990-х годов постепенно увеличили ставки налогов или расширили их применение. В 2001 г. Швеция, например, повысила свой налог на выбросы углекислого газа. В 2003г. Финляндия повысила ставку налога на энергию после увеличения ставки налога на выбросы СО2 до 17,2 € за тонну СО2 в 1990-х годах. Норвегия распространила действие налога на предприятия по добыче нефти и газа в морском шельфе, несмотря на то, что при снижении цен на нефть в 1998 - 1999 гг. она снизила размер этого налога до 315 норв. крон (35 долл. США).[26]

Многие страны, включая Данию, Францию, Германию, Швецию и Великобританию, находятся в процессе введения «зеленого налогообложения». Таким образом, они переносят налоговую базу на физические объекты, такие как энергия, минеральное сырье и загрязнение окружающей среды, вместо налогообложения труда и доходов. В некоторых случаях, однако, они отменили или отсрочили действие таких налогов после значительного повышения мировых цен на нефть и газ.

Используя налогообложение, правительства ведут себя осторожно, чтобы избежать таких ставок налогов, которые сделали бы их промышленность неконкурентоспособной на мировых рынках. Великобритания применяет свой налог на изменение климата в энергоемких отраслях промышленности лишь в размере 20% от стандартной ставки налога, если предприятия заключают соответствующие соглашения с правительством. Аналогичным образом Швеция снизила свой налог на выбросы СО2 от сжигания топлива до 35% от стандартной величины для всех предприятий промышленности, сельского и лесного хозяйства и рыбоводства. Швеция также снизила этот налог до менее 10% от стандартной величины для предприятий с налоговыми платежами выше 0,8% их суммарных продаж, а также для некоторых отраслей с большим потреблением энергии – цементной промышленности, производства извести и стекла с налоговыми платежами не выше 1,2% от суммарных продаж.

Многие страны применяют фискальные меры для продвижения возобновляемых источников энергии, используя льготные налоговые ставки и ускоренную амортизацию инвестиций. Например, Канада поощряет промышленные, перерабатывающие и добывающие предприятия инвестирование в возобновляемые источники энергии и мероприятия по повышению энергоэффективности, позволяя исключать эти инвестиции из суммы налогообложения. Большинство европейских стран, которые применяют налоги на потребление электроэнергии, ввели в действие схемы возврата платежей за электричество, произведенное из возобновляемых источников.

Субсидии и гранты

Введение углеродных налогов дополняется сокращением субсидий. Многие страны реформируют свою энергетику с целью повышения экономической эффективности путем увеличения участия частного сектора, повышения конкуренции в поставках и распределении энергии, предоставления потребителям возможностей выбора поставщиков электричества. Сокращение субсидий на производство или потребление энергии, особенно для тех, кто использует ископаемое топливо, является составной частью этих реформ.

В развитых странах такие реформы и сокращения субсидий привели к свертыванию угольной промышленности. Например, во Франции угольная промышленность, имеющая 200-летнюю историю, была окончательно закрыта в 2004 г. К этому времени цена местного угля выросла в 7 раз по сравнению с ценой угля, добытого в США. В Великобритании сейчас уголь добывают в очень ограниченном количестве. Только Германия, Испания и Турция по-прежнему продолжают субсидировать свою угольную промышленность, да и то на очень низком уровне. Европейский союз предложил, чтобы государства - члены ЕС прекратили субсидирование всех видов топлива к 2010 г.

В дополнение к этому большинство высокоразвитых стран сократили или совсем отказались от субсидий на электроэнергию. Например, Швеция перевела субсидии электрообогрева на схемы районного отопления, использующего, прежде всего, возобновляемые источники энергии. Франция субсидирует электричество для потребителей только на своих «заморских» территориях, где производственные затраты выше. Но для повышения конкурентоспособности альтернативных источников энергии она также субсидирует водонагреватели, работающие на солнечной энергии.

Многие страны с переходной экономикой, включая Болгарию, Хорватию, Чехию, Польшу и Словакию, тоже прекратили практику предоставления субсидий. В результате цены на энергию стали гораздо ближе к реальным затратам на ее производство, что стимулирует осуществление мер по энергосбережению. Некоторые из стран, однако, сохранили так называемое перекрестное субсидирование, назначив более высокие цены на энергию для промышленных потребителей и используя этот доход для субсидирования более низких цен для населения.

Другие меры включают в себя гранты для поддержки новых видов деятельности и технологий. Многие страны, включая Бельгию, Германию, Венгрию и Швейцарию, ввели «зеленые» тарифы, гарантирующие более высокие цены на энергию, полученную из возобновляемых источников, на период 10 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: