Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.
Рациональная организация бухгалтерского учета должна обеспечить:
- своевременное и достоверное отражение в учете и отчетности всех хозяйственных операций;
- оперативный контроль за эффективностью работы организации и его внутрихозяйственных формирований;
- действенный контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- представление достоверной отчетности в строго установленные сроки;
- высокую производительность труда учетного персонала и наиболее эффективное использование вычислительной техники;
Бухгалтерский учет в организациях должен строится в соответствии с принципами мировой теории и практики. Основными из них являются принципы начисления, осмотрительности (осторожности, консерватизма), последовательности и соблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики.
|
|
Принцип начисления предполагает, что доходы и расходы, прибыли и убытки, другие аналогичные показатели отражаются на счетах бухгалтерского учета в момент их возникновения, а не в момент осуществления расчетов.
Принцип осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает, что доходы обычно признаются организацией только тогда, когда имеется обоснованная уверенность в их поступлении, в то время как расходы признаются по мере того, как их обоснованно считают возможным.
Принцип последовательности состоит в том, что выбрав однажды какой-то один метод учета, организация должна использовать именно его для всех последующих событий одинакового характера, пока не возникнут веские причины для изменения метода.
Принцип соблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики требует того, чтобы организация обеспечила при ведении бухгалтерского учета соблюдение в течение отчетного года принятой методики учета хозяйственно-финансовых операций, т. е. принятой учетной политики.
Важнейшими предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета в организации являются:
- государственное регулирование общих принципов и правил организации, методики и техники бухгалтерского учета;
- в учетной политике сочетание государственного регулирования при выборе организационно-технических аспектов реализации методологии бухгалтерского учета с отраслевыми, технологическими и другими особенностями организации;
|
|
- высокая общеэкономическая и специальная подготовка работников учетной службы, повышение квалификации и научной организации труда работников бухгалтерского аппарата;
- совершенствование бухгалтерского учета, форм и методов представления информации, использование в учете современной вычислительной техники;
- установление учетной информации, необходимой для оперативного управления производством и составления отчетности;
- правильное определение объема и характера учетных работ, выполняемых в структурных подразделениях и центральной бухгалтерии организации;
- планирование организации учетного процесса.
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности. Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации, снижения трудоемкости ее получения осуществляется государственное регулирование учета. Общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, составления отчетности регламентируется законом «О бухгалтерском учете и отчетности».
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью а Республике Беларусь осуществляются Министерством финансов, на которое Советом Министров Республики Беларусь возложены обязанности государственного регулирования учета и отчетности.
Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством разрабатывает, согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Республики Беларусь:
- типовые планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения по бухгалтерскому учету и отчетности;
- иные нормативные правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с государственным регулированием бухгалтерского учета и отчетности разрешено общественным объединениям бухгалтеров и аудиторов. Они реализуют свое право через совещательный орган – Методический совет, созданный при Министерстве финансов.
Министерства и другие органы отраслевого управления с учетом специфики деятельности подведомственных им организаций, на основе действующего законодательства разрабатывают и согласовывают с Министерством, другими государственными органами различные нормативные документы (инструкции, положения и т. д.), регламентирующие особенности организации бухгалтерского учета в отдельных отраслях национальной экономики.