Главный бухгалтер, его права и обязанности

Руководство бухгалтерским учетом в организации осу­ществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера - бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бух­галтер, являющийся индивидуальным предпринимателем (далее - главный бухгалтер).

Главный бухгалтер назначается на должность и осво­бождается от должности руководителем организации в со­ответствии с ее учредительными документами.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключи­тельных случаях - лицо, не имеющее высшего специаль­ного образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалте­ра не менее пяти лет.

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерс­кую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия.

Главный бухгалтер, осуществляющий руководство бух­галтерским учетом в организации, подчиняется непосред­ственно руководителю организации.

В компетенцию главного бухгалтера входят:

постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

формирование учетной политики организации;

составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пре­делах его компетенции обязательны для всех структур­ных подразделений и работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кре­дитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительны­ми и не должны приниматься к исполнению.

Главный бухгалтер обеспечивает контроль за движени­ем имущества и выполнением обязательств.

Прием и сдача дел при назначении на должность и ос­вобождении от должности главного бухгалтера оформля­ются актом.

В случае возникновения разногласий между руководи­телем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций докумен­ты по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответствен­ности за последствия совершения таких операций.

Важную роль в рациональной организации бухгалтерского учета играет планирование организации бухгалтерского учета.

План организации бухгалтерского учета включает:

- план документации и документооборота;

- план инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- план технического оформления бухгалтерского учета;

- план (график) отчетности; - план организации труда и повышения квалификации работников.

План документации и документооборота определяет порядок документирования всех хозяйственных операций, а также последовательность движения документов в учетном процессе с момента их составления до сдачи в архив. Он включает в себя рабочий альбом первичных документов и график документооборота.

Рабочий альбом первичных документов формируется по разделам: учет основных средств, учет труда и заработной платы, учет материалов и т. д. Каждый раздел альбома состоит из четырех частей: титульного листа, перечня применяемых документов, кратких указаний по их закончению и образцов заполненных документов.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

В плане инвентаризаций определяют порядок, сроки и количество проводимых инвентаризаций отдельных видов имущества и финансовых обязательств.

На основе типового плана счетов организация должна разработать рабочий план счетов, в котором определяется перечень синтетических счетов и субсчетов, а также состав аналитических счетов, применяемых на предприятии с учетом особенностей технологии организации производства и управления.

В плане технического оформления учета определяют форму бухгалтерского учета, которая будет применяться в данной организации, и мероприятия, обеспечивающие использование в учете современной вычислительной техники.

В плане организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику, намечают мероприятия по повышению их квалификации, составляют график посещения учебных занятий, семинаров, консультаций отдельных работников бухгалтерии, а также других работников, ответственных за представление учетной информации.

Рациональность организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

Различают две формы организации бухгалтерского учета – децентрализованную и централизованную. Первая форма наряду с бухгалтерией, входящей в аппарат управления организацией, предусматривает существование самостоятельных бухгалтерий и в его подразделениях. В этом случае в бухгалтерию организации от бухгалтерий структурных подразделений поступает отчетность, на основании которой составляются сводный баланс и сводная отчетность в целом по организации. При такой форме организации основные функции учета и внутрихозяйственного контроля осуществляют бухгалтерии структурных подразделений организации.

 При централизации учета все учетные работы сосредоточены в едином учетном органе организации – центральной бухгалтерии.

Структура аппарата бухгалтерии и самой бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. В современных условиях сложилась два основных типа организационной структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая) и по вертикали (линейно-штабная).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура бухгалтерии применяется в небольших организациях.

При организации аппарата бухгалтерии по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы, секторы, группы), возглавляемые начальниками отделов (старшими бухгалтерами и т. д.). Данная модель структуры бухгалтерии применяется в средних и крупных организациях.

Такими отделами являются:

- расчетный – осуществляет учет расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с фондом социальной защиты населения и др.;

- материальный – ведет учет поступления и расходования материально-производственных запасов;

- производства и калькулирования себестоимости – ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции (работ, услуг), составляет отчетность о затратах на производство;

- учета готовой продукции и ее реализации – осуществляет учет поступления готовой продукции и ее реализации;

- финансовый отдел – ведет учет денежных средств, расчетов с поставщиками, покупателями, составляет расчеты налогов (налоговые декларации) и ведет учет расчетов по налогам и неналоговым платежам.

Общий отдел – ведет все остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерскую отчетность.

В крупных организациях, кроме перечисленных могут создаваться и другие отделы: учета основных средств и нематериальных активов, сводно-аналитический отдел и др.

Развитие рыночных отношений, международных хозяйственных и финансовых связей выдвинули в число наиболее актуальных вопросов о совершенствовании бухгалтерского учета в Республике Беларусь, вопрос о приближении его содержания (принципов, методов) к принятым в международной практике нормам.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это правила устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире.

Разработкой и совершенствованием международных стандартов учета и отчетности занимается специальная организация – Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), который был создан 29 июня 1973 года с целью гармонизации и унификации принципов бухгалтерского учета во всем мире.

МСФО внесли большой вклад, как в совершенствование, так и в гармонизацию финансовой отчетности в мировом масштабе. Эти стандарты используются:

- как основа национальных систем бухгалтерского учета и отчетности во многих странах;

- как международный норматив для стран, которые разрабатывают свои собственные требования к учету и отчетности;

- фондовыми биржами и различными регулирующими органами, разрешающим иностранным и национальным компаниям представлять финансовые отчеты в соответствии с МСФО.

- над национальными органами (например, Европейской Комиссией) для выработки требований при составлении документов, отражающих потребности рынков капитала;

- растущим числом коммерческих организаций.

Международные стандарты финансовой отчетности неофициально переведены более чем на 30 языков. Официальные переводы имеются на немецком, французском, польском, испанском, русском, румынском и китайском языках. Второе официальное издание МСФО на русском языке, опубликованное в 1999 г. включало 39 стандартов и 16 ПКИ (интерпретации Постоянного Комитета по интерпретации).

Основными направлениями совершенствования бухгалтерского учета являются:

- перевод его на международные стандарты финансовой отчетности;

- выделение в бухгалтерии двух самостоятельных подразделений – управленческой и финансовой бухгалтерии;

- сокращение и упрощение документов, разработка из рациональных форм, унификация и стандартизация документов и следовательно, упрощение на этой основе документооборота;

- широкое использование ПЭВМ для автоматизированной обработки учетно-аналитической информации.

Достоинствами автоматизированных форм учета ориентированных на возможности различных ЭВМ, автоматизированных систем являются: экономичность, быстрота и точность обработки информации. Кроме того, повышается контрольно-аналитические функции учетной информации, а труд бухгалтеров становится более производительным и приобретает творческий характер.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается значение организации бухгалтерского учета на предприятии?

2. Назовите основные принципы организации бухгалтерского учета?

3. Какие важнейшие предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета вы знаете?

4. Как осуществляется государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности?

5. Для чего предназначено планирование организации бухгалтерского учета?

6. Что включает в себя план организации бухгалтерского учета?

7. Какие формы организации бухгалтерского учета вы знаете?

8. Какой может быть структура бухгалтерского аппарата организации?

9. В чем заключается сущность учетной политики?

10. Для чего предназначены международные стандарты учета и отчетности и кто их разрабатывает?

11. Назовите пути совершенствования бухгалтерского учета организации?



Литература

1. Алборов Р.А. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 288 с.

2. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. №3321-12 (с изменениями и дополнениями, внесенными законами: от 26.06.1997г. №44-з; от 31.12.1997г. №115-з; от 25.06.2001г. №42-з (новая редакция); от 17.05.2004г. №278-з; от 29.12.2006 №188-з (регистрационный №2/1285 от 29.12.2006г.)

3. Изменение в бухгалтерском учете при переходе на новый План счетов/И.Н.Бурцева, О.А.Левкович. - Мн.: Дикта, 2003. – 192 с.

4. Инструкция о порядке ведения налогового учета. Утв. Пост. Минфина РБ и МНС РБ от 16.12.2003 г. № 173/114.

5. Ладутько Н.И., Борисевский Л.Е., Крупнова А.В. Бухгалтерский учет / Под редакцией Н.И.Ладутько – 4-е изд., перераб. доп. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2004.

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Минфином РБ от 05.12.1995 г. № 54.

7. Нечитайло А.И., Петрова И.И. теория бухгалтерского учета: Учебное пособие – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2001 г.

8. О бухгалтерской отчетности организаций. Правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Инструкция о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности. Утв. Пост. Минфина РБ от 17.02.2004 (с изменениями и дополнениями утв. пост. Минфина РБ от 22.12.2004 г. № 178 и пост. Минфина РБ от 31.03.2005 г. № 40).

9. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Утв. Министерством экономики 26.01.1998 г., № 19-12/397, Министерством финансов 30.01.1998 г. № 01-21/8, министерством труда Республики Беларусь 30.01.98 г., № 03-02-07/300 (с изменениями и дополнениями).

10. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Учеб.-методич. пособие./10-е издание, перераб. и допол. – мн.: Книжный дом, 2004.

11. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие, В.И.Стражев, О.В.Латынова. – Мн.: Выш. школа, 2003.-205 с.

12. Типовой план счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета. утв. Пост. Минфина РБ от 30.05.2003 г. (с учетом изменений, внесенных постановлением Минфина РБ от 13.11.2003 № 153).

13. Учетная политика организации. Положение по бухгалтерского учету. Утв. Пост. Минфина РБ от 17.04.2002 № 62 (в ред. Пост. Минфина РБ от 12.11.2003 г. № 152.



Приложение 1

Расчёт




double arrow
Сейчас читают про: