Сопоставление диаграмм №1 и №2 показывает, что словообразовательные навыки развиты выше, чем навыки построения грамматических конструкций как в экспериментальной группе, так и в контрольной.
Таблица 2.5
Распределение детей по уровню сформированности исследуемых навыков
Уровень сформированности
| Воспроизведение лексико-грамматических конструкций | Понимание лексико-грамматических конструкций | ||
Грамматический строй речи | Словарь и словообразование | |||
Высокий
| ЭГ | __ | __ | |
КГ | 2ч.(20%) | 2ч.(20%) | 3ч.(30%) | |
Выше среднего | ЭГ | __ | __ | 1ч. (10%) |
КГ | 4ч.(40%) | |||
Средний
| ЭГ | 2ч. (20%) | 5ч. (50%) | 6ч. (60%) |
КГ | 5ч.(50%) | 5ч.(50%) | 2ч.(20%) | |
Ниже среднего | ЭГ | 3ч. (30%) | 3ч. (30%) | 3ч. (30%) |
КГ | 2ч.(20%) | 2ч.(20%) | 1ч.(10%) | |
Низкий | ЭГ | 5ч. (50%) | 2ч. (20%) | __ |
КГ | 1ч.(10%) | 1ч.(10%) |
Исходя из данных таблицы, видно, что процессы понимания лексико-грамматических конструкций у детей лучше сформированы, нежели процессы воспроизведения их в собственной речи. Большинство детей ЭГ, 70% показали выше среднего и средний уровни понимания лексико-грамматических конструкций, но при воспроизведении конструкций в собственной речи высокий уровень никто из детей ЭГ не показал, наоборот большинство детей, 80% показали низкий уровень и уровень ниже среднего. Дети КГпоказали высокийуровень воспроизведения лексико-грамматических конструкций в речи 20% и средний 50 %, низкий уровень лишь у 10% детей, что говорит о достаточном уровне сформированности речи в группе детей старшего дошкольного возраста.
Изучение допущенных детьми аграмматизмов в рассказе показало наличие большого числа ошибок при употреблении предлогов и предложно-падежных конструкций, т.е. при передаче пространственных, временных и других отношений (от 17 до 35% всех аграмматизмов). Значительное число ошибок было связано с употреблением глагольных форм (от 15 до 26,5%). Наибольшее число составили ошибки в построении предложений (от 25 до 35%), что особенно проявлялось при употреблении распространенных и сложных предложений.
В диаграмме №3 представлены результатыраспределения детей по уровню сформированности исследуемых навыков.
Диаграмма 3