Цель данногоэксперимента - изучение влияния использования игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследование направлено на решение следующих задач:
- исследовать уровень сформированности лексико-грамматической структуры языка у детей с общим недоразвитием речи
- выявить наиболее характерные нарушения грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- отобрать и систематизировать дидактические игры и игровые приемы по развитию речи для использования их в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР;
- в процессе коррекционного обучения выявить наиболее благоприятные условия для усвоения лексических и грамматических единиц языка.
Практическое исследование проводилось на базе ДОУ № 91 г.Мурманска. Исследованием были охвачены 20 детей 6-7 лет: 10 детей подготовительной логопедической группы «Говорунчики» с диагнозом «Общее недоразвитие речи III уровня» (экспериментальная группа) и 10 детей подготовительной группы «Неболейка» (контрольная группа). Проведенная ранее психологом ДОУ диагностика по проверке интеллектуальных возможностей в экспериментальной группе не выявила отклонений от нормы.
|
|
Исследование проводилось в три этапа:
I – изучение состояния лексико-грамматического строя речи детей (констатирующий эксперимент);
II - отбор дидактических игр в соответствии с программой коррекции лексико-грамматических нарушений, выявленных в результате констатирующего эксперимента (формирующий эксперимент);
III – повторное исследование и анализ результатов опытно-экспериментальной работы и разработка психолого-педагогических рекомендаций.
Первый этап, констатирующий эксперимент, направлен на изучение состояния грамматического строя речи; состояния сформированности словаря и навыков словообразования, понимания лексико-грамматического строя речи, для этого было проведено обследование дошкольников логопедической группы с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа, далее ЭГ) и подготовительной группы (контрольная группа, далее КГ). Для выявления уровня речевого развития использовалась тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой. Поскольку объектом исследования мы определили лексико-грамматический строй речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня, нами использовалась методика исследования именно данной стороны речи. В методике для оценки успешности выполнение заданий применена балльно-уровневая система.
Методика включает три этапа (см. приложение 1), каждый из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности:
|
|
1) Исследование грамматического строя речи:
- Повторение предложений;
- Верификация предложений;
- Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме;
- Добавление предлогов в предложение;
- Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
2) Исследование словаря и навыков словообразования:
- Образование уменьшительно-ласкательных существительных;
- Образование прилагательных от существительных.
3) Исследование связной речи:
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок);
- Пересказ прослушанного текста.
Каждая проба оценивалась в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задание, за серию. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.
При оценивании заданий учет степени успешности производился с помощью четырех градаций. Для серий по исследованию сенсомоторного уровня, навыков звукового анализа, исследования грамматического строя речи, исследования словаря и навыков словообразования это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов; для серии по исследованию связной речи - 5; 2,5; 1; 0 баллов.
В разных заданиях эти градации отражали четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи. При обработке полученных данных высчитывался процент успешности выполненного объема заданий.
Высчитанное процентное выражение соотносили с одним из пяти, определенных уровней успешности выполнения заданий:
- 100-80% - высокий уровень
- 79,9 – 60% - уровень выше среднего
- 59,9 – 40% - средний уровень
- 39,9 – 20% - уровень ниже среднего
- 19,9% и ниже – низкий уровень
Анамнестические данные детей указывали на отсутствие патологии в психофизическом развитии. Речевое развитие проходило при сохранном интеллекте и нормальном слухе. Проведенная ранее психологом ДОУ диагностика по проверке интеллектуальных возможностей не выявила отклонений от нормы.
Обследование (наблюдение) импрессивной речи показало полное понимание детьми фраз обиходного характера, обобщающих слов, предлогов и речевых инструкций. Темп речи, голос, дыхание, плавность у детей данной группы в пределах нормы. В некоторых случаях отмечалась неразборчивость речи, вызванная полиморфной дислалией.
Остановимся на анализе полученных результатов.
Результаты исследования грамматического строя речи в экспериментальной (логопедической) группе представлены в таблице 2.1., в контрольной группе – в таблице 2.2.
Таблица № 2.1
Результаты исследования грамматического строя речи в экспериментальной группе
Вид задания | Высокий уровень (к-во человек, %) | Средний уровень (к-во человек, %) | Уровень ниже среднего (к-во человек, %) | Низкий уровень (к-во человек, %) |
1.Повторение предложений | __ | 3 30% | 4 40% | 3 30% |
2.Верификация предложений | __ | 2 20% | 2 20% | 6 60% |
3.Составление предложений из слов в начальной форме | __ | 3 30% | 4 40% | 3 30% |
4.Добавление предлогов в предложение | __ | 2 20% | 2 20% | 6 60% |
5.Образование сущ. Мн. ч. В И.п., Р.п. | __ | 2 20% | 2 20% | 6 60% |
Итого | __ | 24% | 28% | 48% |
Таблица № 2.2