Цель, задачи, методика, организация исследования и анализ полученных результатов

Цель данногоэксперимента - изучение влияния использования игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Исследование направлено на решение следующих задач:

- исследовать уровень сформированности лексико-грамматической структуры языка у детей с общим недоразвитием речи

- выявить наиболее характерные нарушения грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

- отобрать и систематизировать дидактические игры и игровые приемы по развитию речи для использования их в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР;

- в процессе коррекционного обучения выявить наиболее благоприятные условия для усвоения лексических и грамматических единиц языка.

Практическое исследование проводилось на базе ДОУ № 91 г.Мурманска. Исследованием были охвачены 20 детей 6-7 лет: 10 детей подготовительной логопедической группы «Говорунчики» с диагнозом «Общее недоразвитие речи III уровня» (экспериментальная группа) и 10 детей подготовительной группы «Неболейка» (контрольная группа). Проведенная ранее психологом ДОУ диагностика по проверке интеллектуальных возможностей в экспериментальной группе не выявила отклонений от нормы.

Исследование проводилось в три этапа:

I – изучение состояния лексико-грамматического строя речи детей (констатирующий эксперимент);

II - отбор дидактических игр в соответствии с программой коррекции лексико-грамматических нарушений, выявленных в результате констатирующего эксперимента (формирующий эксперимент);

III – повторное исследование и анализ результатов опытно-экспериментальной работы и разработка психолого-педагогических рекомендаций.

Первый этап, констатирующий эксперимент, направлен на изучение состояния грамматического строя речи; состояния сформированности словаря и навыков словообразования, понимания лексико-грамматического строя речи, для этого было проведено обследование дошкольников логопедической группы с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа, далее ЭГ) и подготовительной группы (контрольная группа, далее КГ). Для выявления уровня речевого развития использовалась тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой. Поскольку объектом исследования мы определили лексико-грамматический строй речи   у детей с общим недоразвитием речи III уровня, нами использовалась методика исследования именно данной стороны речи. В методике для оценки успешности выполнение заданий применена балльно-уровневая система. 

Методика включает три этапа (см. приложение 1), каждый из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности:

1) Исследование грамматического строя речи:

- Повторение предложений;

- Верификация предложений;

- Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме;

- Добавление предлогов в предложение;

- Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

2) Исследование словаря и навыков словообразования:

- Образование уменьшительно-ласкательных существительных;

- Образование прилагательных от существительных.

3) Исследование связной речи:

- Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок);

- Пересказ прослушанного текста.

Каждая проба оценивалась в отдельности, затем высчитывалась сумма баллов за все задание, за серию. Далее суммарная оценка за выполнение заданий соотносилась с уровнями успешности, каждому из которых соответствовало определенное количество баллов.

При оценивании заданий учет степени успешности производился с помощью четырех градаций. Для серий по исследованию сенсомоторного уровня, навыков звукового анализа, исследования грамматического строя речи, исследования словаря и навыков словообразования это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов; для серии по исследованию связной речи - 5; 2,5; 1; 0 баллов.

В разных заданиях эти градации отражали четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи. При обработке полученных данных высчитывался процент успешности выполненного объема заданий.

Высчитанное процентное выражение соотносили с одним из пяти, определенных уровней успешности выполнения заданий:

- 100-80% - высокий уровень

- 79,9 – 60% - уровень выше среднего

- 59,9 – 40% - средний уровень

- 39,9 – 20% - уровень ниже среднего

- 19,9% и ниже – низкий уровень

Анамнестические данные детей указывали на отсутствие патологии в психофизическом развитии. Речевое развитие проходило при сохранном интеллекте и нормальном слухе. Проведенная ранее психологом ДОУ диагностика по проверке интеллектуальных возможностей не выявила отклонений от нормы.

Обследование (наблюдение) импрессивной речи показало полное понимание детьми фраз обиходного характера, обобщающих слов, предлогов и речевых инструкций. Темп речи, голос, дыхание, плавность у детей данной группы в пределах нормы. В некоторых случаях отмечалась неразборчивость речи, вызванная полиморфной дислалией.

Остановимся на анализе полученных результатов.

 Результаты исследования грамматического строя речи в экспериментальной (логопедической) группе представлены в таблице 2.1., в контрольной группе – в таблице 2.2.

Таблица № 2.1

Результаты исследования грамматического строя речи в экспериментальной группе

Вид задания Высокий уровень (к-во человек, %) Средний уровень (к-во человек, %) Уровень ниже среднего (к-во человек, %) Низкий уровень (к-во человек, %)
1.Повторение предложений __ 3 30% 4 40% 3 30%
2.Верификация предложений __ 2 20% 2 20% 6 60%
3.Составление предложений из слов в начальной форме __ 3 30% 4 40% 3 30%
4.Добавление предлогов в предложение __ 2 20% 2 20% 6 60%
5.Образование сущ. Мн. ч. В И.п., Р.п. __ 2 20% 2 20% 6 60%
Итого __ 24% 28% 48%

Таблица № 2.2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: