Исследование формы, содержания и воспитательного значения “Великого Канона” дает основание сделать интересные выводы об исключительном значении вообще литургического богословия, понимаемого в смысле богатства канонов, молитвословий и уставных чтений в Церкви.
Святая Церковь содержанием своих молитв и песнопений сообщает верующим: 1. основоположные и наисущественные знания о спасении, 2. вводит их в восприятие действия силы Божией, 3. создает вечно-ценные нравственные навыки.
1.
На земле нет выше знаний, как знания о Боге, хождение пред Ним и служение Ему. Человеку нужнее всего знать, какова его собственная природа в ее испорченном грехом состоянии и состоянии обновленном, восстановленном. И эти знания и понятия люди всегда получают чрез литургическое богословие Церкви, насыщенное энергией св. Духа.
2.
Содержание богослужения устремляет человеческие души к молитвенному и благодатному единению с Богом.
Сам по себе человек не имеет в своей природе достаточных сил для того, чтобы стать совершенным человеком. Человеческая природа создана Богом так, что достижение ее высочайшего развития, красоты и внутренней чистоты обусловлено сочетанием ее природных усилий с нисхождением от Бога силы Его существа или Божией благодати.
|
|
Содержание церковного богослужения возвышает всякую верующую душу к Богу, делает ее способной принимать исходящие свыше влияния Божией силы и осоляться ею от гнилости своей страстности. Что можно поставить выше счастья быть Божиим служителем, носить в себе лучи светоносной благодати Господней, ими живиться, целиться, оздоровляться. Благодатный сингармонизм или единение природы человека и благодати Бога осуществляется именно посредством богослужебного учительства и священнодействии Церкви.
3.
Идеи литургического богословия нравственно перевоспитывают людей, создают в них крепкие святые навыки любви к Богу и людям, навыки милосердия, смирения, терпения, богобоязненности и молитвы.
В светлых прозрачных глубинах церковного богословствования отразились Божественное Откровение и убеждения наилучших на земле людей веры. Отсюда посредством слышания богослужения истины веры и нравственности проникают в сознание и чувства верующих всех эпох.
Слова церковно-библейских чтений, молитв, канонов, песнопений падают то как свет в совесть человека и оживляют ее требования, то как смягчающий елей успокаивают боли изъязвленного грехом человеческого сердца.
Таким образом учительство св. Церкви в ее богослужении исключительно важно в нравственном воспитании людей. Оно знакомит их с прекрасным Божественным миром и обостряет чувство ответственности за свои поступки и чувства долга пред Богом, людьми и собственной личностью.
|
|
[1] Триодь Постная, Утр. Четверга 5 Седм. Вел. Поста, Великий Канон св. Андрея Критского, 9 тр. 4 п.
[2] Там же, 5 тр. 1 песни.
[3] Там же, 5, 13 и 22 тр. 4 п., 14 тр. 5 п., 17 тр. 2 п.; 6 тр. 8 п.
[4] Там же, 7 тр. 1 п.; 4 и 6 тр. 2 п.; 1 ирмос, 5-8 тр. 2 п.; 2 ирмос; 11-15 тр. 3 п.; 2 ирмос; 5 и 20 тр. 5 п.; 6 тр. 5 п.; 4 и 5 тр. по Блаженных; 3 тр. 7 п.
[5] Там же, 20 и 22 тр. 1 п.; 4 и 12 тр. 4 п.; 3 тр. 6 п.; 2 и 4 тр. 7 п.; 4 тр. 8 п.
[6] Там же, 2, 16 и 21 тр. 1 песни.
[7] Там же, 3-6 тр. 1 п.; 6-12 тр. 2 песни.
[8] Там же, 7 тр. 1 п.; 7 тр. 2 песни и 2 ирмос.
[9] Там же, 16, 18 и 20 тр. 4 песни.
[10] Там же, 3, 5, 8 и 22 тр. 4 песни.
[11] Там же, 13 тр. 4 п.; 4 и 7 тр. 9 песни.
[12] Там же, 19 тр. 7 песни.
[13] Там же, 14 и 15 тр. 5 п.; 1 и 14 тр. 6 п.; 19 тр. 7 п.; 14 тр. 8 п.; 16 тр. 9 п.
[14] Там же, 1 тр. 8 песни.
[15] Там же, 9 тр. 4 песни.
[16] Там же, 12, 14 и 19 тр. 1 п.: 7 тр. 3 п.: 6, 8, 9 и 17 тр. 4 п.; 1 и 21 тр. 5 песни.
[17] Там же. Троичный Канона на “слава,” 1, 2, 3, 7, 8 и 9 песней.
[18] Там же, 18 тр. 4 песни.
[19] Там же, 11, 12, 16 и 17 тропари 1 песни.
[20] Там же, 18-21 и 23 тропари 1 песни.
[21] Там же, 2, 5, 7 и 8 тр. 2 песни.
[22] Там же, 15-28 тр. 2 песни.
[23] Там же, 4-7 троп. 3 песни 1 ирмос; 16 тр. 3 п. и 2 ирмос; 1 тр. 4 песни.
[24] Там же, 4, 5 и 17 тр. 4 песни.
[25] Там же, 23, 26 и 27 тр. 4 песни.
[26] Там же, 1, 15, 16 и 21 тр. 5 песни.
[27] Там же, 1 тр. 6 п.; 3 тр. 7 п.; 18 тр. 8 п.; 24 тр. 9 п.
[28] Там же, Богородичны Канона 2, 4, 5, 6, 7 и 9 песней.
[29] Там же, 1 и 2 тр. 1 песни.
[30] Там же. Кондак по 6 п. Канона.
[31] Там же, 2 тр. 4 песни.
[32] Там же, 1 тр. 9 песни.
[33] Там же, 3 тр. 4 песни.
[34] Там же, 2 тр. 9 песни.
[35] Там же, 12 тр. 8 песни и 2 ирмос.
[36] Там же, 3-6 тр. 1 п.; 3, 4 и 5 тр. 2 песни и 2 ирмос.
[37] Там же, 11-15 тр. 2 песни.
[38] Там же, 4 тр. 2 п. и 2 ирмос; 2 тр. 3 песни и 2 ирмос.
[39] Там же, 7 тр. 2 песни и 2 ирмос.
[40] Там же, 9 тр. 2 п. и 2 ирмос; 14 тр. 3 песни и 2 ирмос.,
[41] Там же, 4, 5 и 9 тр. 3 песни и 2 ирмос; 11-12 тр. 4 п.; 12 и 13' тр. 5 п.; 2 и 3 тр. 6 п.
[42] Там же, 3 тр. Блажен., 3 и 7. тр. 7 п.
[43] Там же, 8-15 тр. 7 п.
[44] Там же, 14 тр. 7 п.
[45] Там же, 1 и 3 тр. 3 п. и 1 ирмос; 9 и 15 тр. 3 песни и 2 ирмос.
[46] Там же, 12 тр. 3 п. и 2 ирмос; 6 и 10 тр. 4 п.
[47] Там же, 7 — 9 тр. 4 песни.
[48] Там же, 7-11 тр. 5 п.; 4 тр. 6 п.
[49] Там же, 10-12 тр. 6 п.; 2, 5, 8, 11 и 13 тр. “Блажен.,” 4-6 тр. 7 п.; 2 тр. 8 песни и 2 ирмос; 9-11 тр. 8 п. и 2 ирмос.
[50] Там же, 3, 5 и 6 тр. 8 песни.
[51] Там же, 13-17 тр. 4 песни.
[52] Там же, 3 и 5 тр. 5 песни.
[53] Там же, 4, 16 и 20 тр. 7 песни.
[54] Там же, 4 тр. 9 песни.
[55] Там же, 16 тр. 2 п. и 2 ирмос; 20 и 22 тр. 4 п.; 13 и 18 тр. 8 песни.
[56] Там же, 11-15 и 21 тр. 1 п.; 21, 24 и 26 тр. 2 песни и 1 ирмос; 24 тр. 4 песни.
[57] Там же, 17-20 тр. 5 п.; 14-17 тр. 8 песни.
[58] Там же, 5-9 тр. 9 песни.
[59] Там же, 10-22 тр. 9 песни.
Двунадесятые Праздники.