Нравственное Значение Поста

       Литургические творения святых отцов и учителей Церкви рассматривают пост не в обыденном узком смысле воздержания только от пищи и страстей, но и как наклон ко всем добродетелям. Поститься, по учению песнопевцев Церкви, то же, что пережить полный, всеобъемлющий переворот личного настроения и совершенно обратиться ко Господу. Другими словами, пощение есть подвижничество и коренное изменение всего строя внешней и внутренней жизни, преодоление греха со всеми последствиями его.

       Фразеология стихир и канонов Постной Триоди бесподобна своей картинностью, простотой, задушевностью и чудной благодатной силой. Речь здесь льется свободно, широким потоком, без всякой надуманной тяжеловесной искусственности и поражает слушающих до глубины души благодатной энергией

       Передадим некоторые отрывки этой речи, касающиеся: а) нравственно-возрождающего и б) благодатного значения поста.

 

А.

       “Как прекрасен и велик пост! — восклицают песнопевцы Церкви. — “Какая благодать от Бога! Какой чудный источник небесных благодеяний для напряженно постящихся! Он — время подвига, гаситель всех страстей, возродитель умиленного нрава, правых мыслей, чистой жизни, час торжества духа над плотью, улучшения людей. Сам Господь дал время поста к теплому обращению грешных от страстей и умиленному служению Богу. Часто в один день поста приобретается спасение на все века” [75].

       “При царстве греха и державе нечестия ублажается телесная пища и не пренебрегаются плотские желания. Со времени же совершения крестного таинства Спасителем почитается пост, сияет воздержание и возносится молитва. От них рождается небесная добродетель и угасает мучительство над людьми демонов” [76].

       “Пост — священное учреждение для души, способ приобретения спасения, борьба за добродетель, воздаяние Богом каждому заслуженного по делам. Христовым воинам, подвизающимся в постничестве, плетутся венцы. От поста рождается бесстрастие. Он — благодатная весна душ, хранитель чистоты, зов к покаянию и цвет раскаяния. Какой язык выскажет постные подвиги в Духе... и богатство благ, проистекающее отсюда! Пост — царица добродетелей. — Он утоляет кипение страстей, примиряет прегрешивших с Богом, очищает неядением пищи тело, слезами душу, воздержанием дух, дает способность исполнять Божий хотения и встречать Чистого Господа во светлой чистоте” [77]. Вот “воссияло богоданное, блаженное время поста, пришла постная красота, — и испускает лучи покаяния всем требующим Божией милости. От людей отступает глубочайшая тьма лености. В это время добродетелей потемненные прегрешениями встают на добрейшую тропу очищения, сосредоточиваются на одних Божественных желаниях и насыщаются световидной чистотой, светозарной всенощной молитвой и чистой любовью к Богу и людям” [78].

       “Пост очищает душевные чувства от скверны прегрешений, развязывает прельщение горького греха и греховного долга, утверждает святые помыслы” [79]. “Он — ходатай вечно блаженной жизни, отеческое сокровище, мать всех послуживших Христу, подготовка к переселению в небесный Сион, бегство от горения в геенне, воспитатель у постящихся мужества Иова, незлобия Иакова, Авраамовой веры, Иосифова целомудрия и Давидовой доблести” [80].

       “Приятие поста с горячим усердием, трудолюбием и любовию умеряет зной прегрешений” [81], творит постоянство святых устремлений [82]. На человека, постящегося в таком настроении, “не дерзает восставать демонское искушение. Постнику сопребывают с напряженной любовью Ангелы-хранители человеческой жизни” [83]. “Сам Человеколюбец Господь радуется восхождению людей на высоту добродетелей, преодолению ими страстей и веселится о приближении их к раю” [84].

       Отмеченное нравственное значение поста можно обобщить в кратком заключении: пост очищает душу от страстности, подчиняет плоть духу и утверждает в человеке светлые мысли, чувства, устремления и навыки.

 

Б.

       Видимое улучшение постящегося зависит не от одних естественных усилий его, но и от явления благодати [85]. Обогатившийся воздержанием обогащается Божеством, переоблачается в светлую одежду благодати и истинного благородства. Благодать поста обильно испускает очищающие лучи [86] и украшает души постников сияющим благолепием, слезами умиления, просвещением молитвы и любви, крепостью доброго мужества, всепроникающим душу страхом Божиим [87]. Постящимся даруется свыше тонкость духовного чувства благодати, дерзновение к Богу, утучнение сердца умилением [88].

       Как разодравшие плачем ризу страстей, они принимают от Св. Духа Божественную одежду оправдания [89], наслаждаются светлейшими чувствами, осияваются Богом и видят силу Божию в своей чистоте и сладком душевном покое [90].

       Входы к Богу отверзает им Господь Спаситель чрез дарование силы полного обращения от греха к святости [91] и прощение их грехов [92].

       Таково церковное просвещение верующих Духом Христовым во время воздержания. Здесь сила Божия нисходит на человеческое усилие войти в единение с Богом и встречает человека в момент борения со страстями. Недоступное человеку в преодолении греха — незримо довершает благодать своей непобедимой мощью.

 

Заключение.

       Пост телесный по уставу Церкви обязателен для христианина в определенные времена и дни года. Душевный же пост от страстей должен быть всеобщим и непрерывным подвигом.

       Хранение поста приводит к господству над страстями, образует в душе фон чистоты и усиливает любовь к Богу и людям.

       Пока душа нравственно невоздержна и отемнена, для нее невозможно различие в себе мысленных диавольских прилогов от естественной работы собственного мышления. Лишь на очищенном благодатью поста душевном фоне ясно видимы и действие личного ума и диавольские мысленные приражения. Человек способен тогда противоречить вражеским прилогам и отгонять их призыванием имени Господа Иисуса Христа.

       Душевный пост начинается с хранения чистоты ума и отражения страстных мысленных налетов. При чистоте ума у человека не волнуются чувства и не мятутся желания. В нем царит глубокий внутренний покой и тишина.

 

[1] Вторник 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.

[2] Нед. Сырн. утра, 3 стихира на Хвалитех; Четверг 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховн. стихира.

[3] Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Понед. Сырн. веч., 1 стихира на Господи воззвах; Вторник Сырн. утра, 1 стиховн. стихира; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 7 п.; Нед. Мясоп. утра, 3 стихира на Хвалитех; Четверг Ваий утра, 1 стиховная стихира.

[4] Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Понед. 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, 3 тр. 1 п.

[5] Четверг 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, 3 тр. 2 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховн. стихира; Вторник 4 Седм. Вел. Поста вечера, 6 стихира на Господи воззвах; Вторник Ваий, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[6] Пяток Сырн. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Субб. Сырн. утра, Седален на 2 стихосл.; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах.

[7] Нед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Понед. 3 Се дм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 1 п.

[8] Нед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 3 п., 2 тр. 3 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 2 тр. 3 п.

[9] Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховиая стихира; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 1 стиховная стихира; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п., Седален по 2 стихословии.

[10] Вторник 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховная стихира; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 3 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Субб. 5 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах.

[11] Понед. 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховная стихира; Вторник Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Среда 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[12] Среда Сырн. утра, 1 стиховная стихира; Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира; Пяток 2Седм. Вел. Поста утра, Сед. по 2 стихосл.; Понед. 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 9 п.

[13] Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п., 3 тр. 9 п.; Среда Сырн. вечера, 1 стиховная стихира.

[14] Субб. 5 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

[15] Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.

[16] Среда Сырн. утра, 1 стиховная стихира; Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира.

[17] Среда Сырн. утра. Канон св. Андрея Критского, 1 тр. 3 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 и 5 тр. 5 п.

[18] Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1, 3 и 4 тр. 8 п.; Среда Сырн. утра, Канон св. Андрея Крит.,5 тр. 3 п., 3 тр. 7 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 4 п.; 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п., 8 тр. 5 п.; Канон, 1 и 3 тр. 9 п.; Нед. Сырн. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 и 3 тр. 8 п.; 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[19] Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.

[20] Понед. 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховн. стихира.

[21] Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии.

[22] Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[23] Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.

[24] Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.

[25] Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 и 3 тр. 9 п.

[26] Пяток Сырн. утра. Канон, 3 тр. 9 п.

[27] Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Пяток Сырн. вечера, 1 стиховн. стихира и 3 на “слава.”

[28] Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.

[29] Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 5 п.

[30] Там же. Канон, 1 тр. 9 п.

[31] Нед. Мытаря и Фарисея утра, Канон, I и 4 тр. 1 п., 1 и 2 тр. 2 п., 2 тр. 5 п., Седален по 3 песни Канона, 1 и 4 тр. 4 п., 5 тр. 5 п., 1 тр. 6 п.: Кондак по 6 п.; 1, 2, 4 и 5 тр. 7 п., 1, 3 и 5 тр. 9 п.: 3 стихира на Хвалитех, Икос по 6 п. Канона; Понед. 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 1 п.'; Среда 4 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 2 п.

[32] Понед. Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.

[33] Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира.

[34] Нед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; ср. Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 4 тр. 8 п.

[35] Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.

[36] Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.

[37] 2 Нед. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[38] Нед. Блудного сына утра, Канон, 1 тр. 7 п., 1 тр. 8 п.

[39] Там же, 1 тр. 9 п.

[40] Там же, 4 стихира на Хвалитех.

[41] Понед. Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 4 тр. 4 п.

[42] Там же, 1 Трипеснец, 3 и 4 тр. 9 п.

[43] Нед. Сырн. утра, Канон, Кондак по 6 песни.

[44] Понед. 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

[45] Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[46] Вторник Страстной Седм. вечера, 5 стихира на Господи воззвах.

[47] Среда 5 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира св. Андрея Критского на Господи воззвах.

[48] Там же, 5 стихира.

[49] Там же, 9 стихира.

[50] Там же, 13 стихира.

[51] Там же, 23 и 24 стихиры.

[52] Вторник Ваий утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 9 п.

[53] Нед. Мытаря и Фарисея утра. Канон, 3 тр. 5 п.; Понед. Сырн. утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[54] Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 3 п.

[55] Вторник Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховн. стихира; Вторник 2 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Понед. 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стиховная стихира; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира; Нед. 5 Вел. Поста утра, стихира Хвалитная “на слава”; Четверг Ваий утра, 1 стиховная стихира; Страстной Вторник утра, 4 стиховная стихира.

[56] Субб. Сырн. утра, Канон, 6 тр. 1 п., 1 тр. 2 п., 1тр.6п.,2,4и5 стихиры на Хвалитех.

[57] Среда Сырн. утра, Кан. св. Андрея Критского, 1 тр. 1 п.; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Вторник 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.

[58] Среда Сырн. утра, Канон, 1 тр. 3 п.

[59] Там же, 1 тр. 8 п.

[60] Там же, 3 тр. 9 п.

[61] Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.

[62] Среда Сырн. утра, Канон, 1 тр. 9 п.

[63] Среда Сырн. утра, Канон, 2 тр. 1 п.; 1 тр. 5 п.; Нед. Сырн. утра, 3 и 4 стихиры на Хвалитех; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стихов, стихира; Вторник 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.; Четверг 5 Седм. Вел. Поста вечера, 4 стихира на Господи воззвах.

[64] Среда Сырн. утра. Канон, 2 тр. 9 п.

[65] Вторник Сырн. утра, 2 Трипеснец, 3 тр. 9 п. Среда Сырн. утра, Канон, 1 тр. 5 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 7 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста вечера, 4 стихира на Господи воззвах; Понед. 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п., 1 стиховн. стихира; Понед. Ваий утра, Канон, 3 тр. 8 п.

[66] Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[67] Среда Сырн. утра, Канон, 2 тр. 5 п.

[68] Там же, 1 тр. 7 п.; Среда Ваий утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[69] Среда Сырн. утра, Канон, 3 тр. 5 п.

[70] Там же, 1 тр. 6 п.

[71] Вторник 2 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.

[72] Среда Сырн. утра, Канон,-1 тр. 9 п.; Четверг Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 и 3 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.

[73] Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 9 п.

[74] Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховн. стихира.

[75] Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п.; Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 4 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, Канон, 3 тр. 5 п.; Понед. 5 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[76] Пяток Сырн. утра, 1 стиховная стихира.

[77] Нед. Мясоп. утра, 4 стихира на Хвалитех; Нед. Сырн. утра, 2 стихира на Хвалитех; Понед. Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 1 п.; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; Среда Сырн. вечера, 1 стиховная стихира; Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Вторник 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 2 и 9 п.; Вторник 3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.; 2 Трипеснец, 1 тр. 9 п.

[78] Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 3 п., 5 тр. 9 п., Канон, 6 тр. 8 п.; Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 8 п., 1 стиховн. стихира; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п.; Вторник 2 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Суббота 4 Седм. Вел. Поста вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Нед. 4 Вел. Поста утра. Канон, 1 тр. 5 п.; Вторник 5 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии.

[79] Понед. Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Вторник Сырн. утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 2 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 4 п.; Четверг 1 Седм. Вел. Поста, Канон на Повечер. преп. Марии Египетской.

[80] Среда Сырн. утра. Канон, 1 тр. 6 п., 2 и 3 тр. 8 п.; Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 стиховная стихира; Понед. 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник Сырн. вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[81] Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 3 п., 3 тр. 6 п.

[82] Там же, 4 троп. 8 песни Канона.

[83] Понед. Сырн. утра, 1 стиховная стихира.

[84] Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах и 1 стиховная стихира.

[85] Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 8 п.

[86] Среда Сырн. -утра, Канон св. Андрея Крит., 2 тр. 4 п.; Четверг Сырн. утра, 1 Трипеснец, 3 тр. 4 п.; Среда Сырн. утра, Канон, 1 Трипеснец, 2 тр. 9 п.

[87] Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 2 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; Нед. Сырн. вечера, 1 стиховная стихира; Понед. 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.

[88] Нед. Сырн. утра, 4 стихира на Хвалитех; Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

[89] Вторник 1 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, 1 тр. 2 п.

[90] Там же. 1 Трипеснец, 2 тр. 2 п., 3 тр. 3 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 9 п.

[91] Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.

[92] Там же, 1 Трипеснец, 1 тр. 4 п.

 

 

13. Назидание по “Великому Канону.”

В еликий покаянный Канон” св. Андрея, Архиепископа Критского, представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви.

       Это бессмертное творение содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Нить мыслей св. Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека бегать зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния.

       Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает самые окаменелые, черствые сердца и никому не попускает отчаиваться в спасении. Каждое слово богодухновенного Канона источает какую-то сладость благодатного чувства и в лаконизме выражения содержит широту мыслей.

       Для планового ознакомления с этим шедевром церковно-богослужебного творчества последовательно отметим его 1. общие идеи и 2. частные положения об условиях Божьего прощения грехов человеку и 3. побуждения к покаянию, извлекаемые из фактов Библейской Истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: