Предотвращение возникновения этнонациональных конфликтов: правовые мероприятия (законодательная база в мире и в Украине). Пути преодоления этнонациональных конфликтов

Выделяют 2 уровня регулирования положения меньшинств:

- международный: среди международно-правовых документов есть универсальные, региональные и двусторонние соглашения, которые могут включать как индивидуальные, так и коллективные права, и объективные гарантии;

- внутригосударственный.

Наиболее распространенным методами предотвращения возникновения этнонациональных конфликтов являются методы предотвращения на латентном (скрытом) этапе. К ним относят правовые методы: закрепление в законодательстве права на использование родного языка, сохранение и развитие собственной культуры, запрета дискриминации по этническому, расовому признаку. Главной целью таких методов, с одной стороны, является защита прав национальных меньшинств, обеспечение им равных с титульным этносом прав во всех сферах жизни, а с другой – создание благоприятных условий для сохранения их этнической самобытности.

Законодательство о правах меньшинств можно разделить на 2 группы:   

- общее (фундаментальное) включает в себя право соотношения (идентификации) себя с той или иной этнической группой и свободного (беспрепятственного) выявления своей идентичности; право на самобытность (существования) и защиту от угроз; право на уважение, развитие и выявление своих особенностей; право на родину как неотъемлемую составляющую своей этнической самобытности и развития; право на защиту от геноцида и изгнания; право не недискриминацию, равенство перед законом и равенство возможностей, которые включают право беспрепятственно осуществлять свои права человека и основные свободы в условиях абсолютного равенства перед законом.

- специальное (компенсационное) -     это право на пользование родным языком; право на образование; на объединение в собственные политические и социально-экономические организации; право на беспрепятственные контакты с «историческими родинами», со своими одноплеменниками в других странах; право на информацию; на пропорциональный доступ в органы государственной и муниципальной власти; на самоуправление по вопросам сохранения и развития своего языка и культуры путем осуществления законодательного урегулирования права на национально-культурную автономию; право свободного выбора религии и создания религиозных организаций; право сохранения и развития национальной культуры и традиций (обычаев), в том числе и выбор и написание имен и фамилий в соответствии с национальными традициями (обычаями); использование национальной символики; соотношение национальной топонимики; охраны исторических и культурных памятников этнических групп.[10]

Разрешение конфликта – завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме.

Способы разрешения конфликтов совпадают со стилями поведения в нем. Путь к урегулированию конфликтов лежит через пять способов. При этом приходится принимать в расчёт ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и принуждение. Выделяют 5 основных стилей конфликтного поведения:
    - уклонение, характеризуется отсутствием участников конфликта желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти на встречу оппонентам; стремление уйти от конфликта;
   - приспособление, отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к     примирению;
    - конфронтация, ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб     им;
   - сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих     сторон;
   - компромисс означает расположенность участников конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих     интересов. Вместе с тем постоянное обращение к компромиссам показывает, что нет универсальных, единственно пригодных средств, что любой способ как совокупность приемов и правил имеет ограничения в зависимости от ситуации, участников конфликта и решаемых ими задач. Компромисс тем и удобен, что не противостоит другим способам урегулирования конфликтов, не исключает их использования наравне или в сочетании с собой.
      Действия по преодолению конфликтных ситуаций имеет такую структуру:
     1) выявление конфликта;
     2) установление источника конфликта;
     3) определение проблем в категориях целей;
     4) определение возможных решений;
     5) структурная и/или межличностная управленческая реакция на ситуацию;
     6) оценка функциональных и дисфункциональных последствий.
Определение стратегии разрешения конкретного конфликта связано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. При этом приходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и     принуждение.
     Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функционально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противоборства. Такой результат достижим, если участники конфликта проявят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих разногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон. При консенсусе вовсе не обязательно, чтобы общее согласие было единогласным — полным совпадением позиций всех участников процесса урегулирования конфликта. Достаточно того, чтобы отсутствовало возражение кого-либо из оппонентов, ибо консенсус несовместим с отрицательной позицией хотя бы одной из сторон, участвующих в конфликте. Конечно, тот или иной вариант согласия зависит от природы и типа конфликта, характера поведения его субъектов, а также от того, кто и как управляет конфликтом.

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта - его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослабление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

При полном разрешении конфликт прекращается как на объективном, так и на субъективном уровнях. Конфликтная ситуация претерпевает кардинальные изменения, ее отражение в сознании оппонентов означает трансформацию, превращение «образа противника» в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу, противодействие сменяется ориентацией на примирение, согласие, партнерское сотрудничество.

Частичное же разрешение не искореняет причины конфликта. Оно, как правило, выражает только внешнее изменение конфликтного поведения при сохранении внутреннего побуждения к продолжению противоборства.
Сдерживающими факторами выступают либо волевые, идущие от разума аргументы, либо санкция сторонней силы, воздействующей на участников конфликта.
     Предпринимаемые меры направляются на то, чтобы убедить или заставить конфликтующие стороны прекратить враждебные действия, исключить чье-либо поражение, указать на средства, способствующие взаимопониманию.

В-третьих, государство, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, выбирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наиболее доступный и приемлемый в данных условиях.

В-четвертых, конфликтующая сторона может при определенных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вообще всеми способами разрешения     конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихудший.[11]

На рис.1 показана типология разрешения противоречий в конфликте, подходов и методов политического урегулирования конфликтов. Он дает представление о многообразии возможных установок, подходов и методов разрешения конфликтов, а также о характере реализации их в действиях.

 

                                            При наличии противоречий

     
 

 


             Одностороннее                                                                            Совместное решение

пути                         разрешение                                                                                             по преодолению

                   противоречий                                                                                     противоречий

         
   


                     

подход                  одержать   не оказывать        игнорировать      урегулировать   обсудить проблему

к конфликту         победу    сопротивления противоречия     в рамках       (политическое урегу-

                                                                                                            правовых норм лирование; переговор- 

                                                                                                                                             ный подход)

 


метод                       борьба    капитуляция       бездействие обращение в суд,     переговоры,

                                                                                                                арбитраж           посредничество

 


вооруженная борьба          невооруженное принуждение

                                             (политическими и экономическими     мирное урегулирование

                                               методами)

     Рис.1 Типология путей разрешения противоречий в конфликте[12]

 

Внимание к защите прав меньшинств начало формироваться еще в начале 20го столетия в рамках международно-правовых документов Лиги наций. Ряд положений далее был развит в деятельности ООН, а концепция группового права, защиты меньшинств как сообществ были сформированы в конце 1980-х годов. В 1948 году было принято Конвенцию о предупреждении преступлений геноцида и его наказание; 1965 – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; 1966 – Международный пакт о гражданских и политических правах, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; 1978 – Декларацию о расах и расовых предубеждениях; 1999 – Лудские рекомендации по поводу эффективного участия национальных меньшинств в общественно-политической жизни (определяют то, что страны должны гарантировать права национальных меньшинств на участие их в государственных делах, включая право голоса и право баллотироваться на выборные должности на недискриминационных основах) и многие другие. В рамках ЮНЕСКО в 2001г. была принята Общественная декларация о культурном разнообразии.

В Украине политэтничность общества и связанные с ней проблемы осознавались с самого начала государственной независимости. Декларация о государственном суверенитете Украины (1990) и Декларация о правах национальностей (1991) утверждали, что Украина – суверенное национальное государство, которое развивается на основе осуществления украинской нацией своих неотъемлемых прав, а граждане всех национальностей составляют народ Украины, равные перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка. Конституция Украины, принятая в 1996 году, гарантирует: статья 10 - свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины; статья 11 - государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины; статья 53 - гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества.[13]

В Украине действует огромное количество, регулирующее этнонациональную политику государства. Например: Закон Украины «О национальных меньшинствах в Украине» (1992), «О ратификации Рамковой Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств» (1998), «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» (2003) и др. Действующее законодательство Украины о правах меньшинств соответствует мировым и европейским стандартам.[14]

 

 


                                  4. Вывод Многонациональный состав государства представляет богатый культурный потенциал страны, вместе с тем чреват возможностью конфликтов на национальной почве. Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, страны. Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации.

В современных условиях становится все более необходимой конструктивная этнонационалъная политика государства. Она должна включать в себя обеспечение реального равноправия всех этносов, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности - экономической, социальной, политиче­ской, культурной, религиозной, бытовой; реализацию и защиту пра­вового статуса национальных меньшинств, необходимого для их социального, экономического и социокультурного благополучия; разработку и практическое осуществление обоснованной и дина­мичной миграционной политики властей на базе урегулирования внешнеполитических и внешнеэкономических отношений государств.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов каждой страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.
                                  Список литературы 1. Конституция Украины с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 8.12.2004 № 2222 - IV 2. Аклаев А.Р. Этническая конфликтология: Анализ и менеджмент, - М.: Дело, 20053. Кіссе А.І. Етнічний конфлікт: теорія і практика управління - К.:Логос, 20064. Колосова Л. Причины современных межэтнических конфликтов и межконфессиональных конфликтов // Общественные науки и современность. – 1992. - №45. Крысько В.Г. Этническая психология. – М., 2002. – С.226–2276. Лебедева М.М. «Политическое урегулирование конфликтов» - М.: Аспект Пресс, 19997. Мала енциклопедія етнодержаства – Л.:Довіра; Ґенеза, 19968. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 19979. Зеркин Д.П. Основы        конфликтологии http://www.vusnet.ru/biblio/archive/serkin_osnovi10. http://www.wikipedia.org.ru11. http://sibags/com/sposoby-razresheniya-konfliktov

[1] Мала енциклопедія етнодержаства – Л.:Довіра; Ґенеза, 1996. – с.58-59

[2] Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997. – С. 304

[3] Крысько В.Г. Этническая психология. – М., 2002. – С.226–227

[4] Зеркин Д.П. Основы конфликтологии,1998г. - http://www.vusnet.ru/biblio/archive/serkin_osnovi

[5] http/www.wikipedia.org.ru

 

[6] Аклаев А.Р. «Этническая конфликтология: Анализ и менеджмент», - М.: Дело, 2005. – с.104.

[7] Колосова Л. «Причины современных межэтнических конфликтов и межконфессиональных конфликтов» // Общественные науки и современность. – 1992. - №4. – с. 117

[8] Кіссе А.І. «Етнічний конфлікт: теорія і практика управління» - К.:Логос, 2006

 

[9] www. wikipedia.org.ru

[10] Кіссе А.І. «Етнічний конфлікт: теорія і практика управління» - К.:Логос, 2006, с. 114-115

[11] http://sibags.com/sposoby-razresheniya-konfliktov

[12] Лебедева М.М. «Политическое урегулирование конфликтов» - М.: Аспект Пресс, 1999 – с.39-40

[13] Конституция Украины с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 8 декабря 2004 года № 2222-IV

[14] Кіссе А.І. «Етнічний конфлікт: теорія і практика управління» - К.:Логос, 2006, с. 115-119

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: