Влияние транспорта на экологические проблемы области обуславливаются не только загрязнением атмосферного воздуха выхлопными газами, но также загрязнением водного бассейна (стоки с автомобильных моек, стоянок, гаражей, АЗС и др.) и почвы (отходы, загрязненные нефтепродуктами, сажевые частицы шин от истирания на дорогах и др.).
Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся на двух стационарных постах. Пост № 1 находится на улице Горького, 114, пост № 2 – на улице Чехова, 9.
Уровень загрязнения воздуха – повышенный и определяется концентрациями формальдегида и бенз(а)пирена, так, например, в 2008 году комплексный показатель «индекс загрязнения атмосферы» составлял 4,3. Средние за год концентрации формальдегида и бенз(а)пирена превышали гигиенические нормативы – предельно допустимые среднесуточные концентрации(ПДКСС). Среднегодовые и максимальные разовые концентрации остальных контролируемых веществ были ниже ПДК.
Тенденция загрязнения атмосферы за период 2004-2008 годы: уменьшились средние годовые концентрации бенз(а)пирена, возросли(в диапазоне менее ПДК) концентрации взвешенных веществ и оксида азота. ИЗА уменьшился с 5,5 до 4,3 единиц [4].
|
|
Основным источником загрязнения воздуха в городе является автомобильный транспорт. В результате ввода в эксплуатацию 2007 году III пускового комплекса обхода города Вологды на участке дорога Вологда–Медвежьегорск – федеральная дорога Вологда-Новая Ладога уменьшилось движение транзитного транспорта через центральную часть города [5].
В муниципальные программы города Вологды включены мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия автотранспорта: строительство обхода г. Вологды на участке дороги Вологда-Новая Ладога – федеральная дорога Москва-Архангельск, транспортной развязкой через железную дорогу Москва-Архангельск, реконструкция и благоустройство улично-дорожной сети, введение системы «Зеленая волна» на светофорных объектах.
В 2008 году выбросы от автомобильного транспорта, зарегистрированного на территории области, составили 123360 т/год, в том числе: оксид углерода - 91838,8 т/год (74,4 %), диоксид азота -14281 т/год (11,6 %), диоксид серы - 1202,98 т/год (1 %), углеводороды 15910,9 т/год (12,9 %), сажа 126,5 т/год (0,1 %) (табл. 3.1). Данные получены расчетным путем, исходя из общего пробега автотранспорта и используемого топлива. К уровню прошлого года выброс увеличился на 2,1 % [4, 8].
Таблица 3.1
Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в городах области за 2008 год (тонн)
№ п/п | Наименование | Оксид углерода | Диоксид азота | Диоксид серы | Углеводороды | Сажа | Всего |
1. | г. Череповец | 29302,277 | 4185,808 | 349,808 | 5333,631 | 45,193 | 39216,717 |
2. | г. Вологда | 27309,680 | 2934,789 | 239,539 | 4059,684 | 16,193 | 34559,885 |
3. | г. Сокол | 3280,062 | 444,316 | 32,182 | 505,853 | 2,788 | 4265,201 |
4. | г. Великий Устюг | 3115,451 | 403,425 | 26,388 | 501,235 | 1,865 | 4048,365 |
5. | Всего по области | 91838,787 | 14281,142 | 1202,982 | 15910,948 | 126,512 | 123360,369 |
|
|
Основная масса выбросов (66 %) загрязняющих веществ в атмосферу приходится на города Череповец, Вологду, Сокол, Великий Устюг. Выбросы автотранспорта в г. Вологде превышают выбросы стационарных источников загрязнения в 8 раз, в Великом Устюге - в 5 раз.
В 2009 году выбросы от автомобильного транспорта, зарегистрированного на территории области, составили 123853,3 т/год, в том числе: оксид углерода - 92205,49т/год (74,4%), диоксид азота - 14344,46 т/год (11,6%), диоксид серы - 1207,35 т/год (1%), углеводороды 15968,97 т/год (12,9%), сажа 127,04 т/год (0,1%) (табл. 3.2). К уровню прошлого года выброс увеличился на 1 %[5,9].
Таблица 3.2
Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в городах области за 2009 год (тонн)
Наименование территории | Оксид углерода | Диоксид азота | Диоксид серы | Углеводороды | Сажа | Всего |
г. Череповец | 29301,6908 | 4185,7246 | 349,8012 | 5333,5243 | 45,1917 | 39215,9326 |
г. Вологда | 27421,6495 | 2946,8220 | 240,5208 | 4076,3289 | 16,2597 | 34701,5809 |
г. Сокол | 3329,0005 | 444,9614 | 32,6620 | 505,8533 | 2,8291 | 4315,3063 |
г. Великий Устюг | 3164,9869 | 409,8398 | 26,3885 | 501,3013 | 1,8735 | 4104,3900 |
Всего по области | 92205,4924 | 14344,4592 | 1207,3483 | 15968,9706 | 127,0444 | 123853,3149 |
Основная масса выбросов (61,5 %) загрязняющих веществ в атмосферу приходится на города Череповец, Вологду.
Основные показатели, характеризующие тенденцию изменения количества выбрасываемых автотранспортом Вологодской области вредных веществ, отражены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Выбросы загрязняющих веществ автотранспорта в области
Показатели | Единица измерения | 2008 г. | 2009 г. | 2009 г. к 2008г., (+/-) | 2009 г. к 2008г., % |
Всего в том числе: - оксид углерода - диоксид азота - диоксид серы - углеводороды - сажа | т т т т т т | 123360,369 91838,787 14281,142 1202,982 15910,948 126,512 | 123853,315 92205,4924 14344,4592 1207,3483 15968,9706 127,0444 | 492,946 366,7054 63,3172 4,3663 58,0226 0,5324 | 100,40 100,40 100,44 100,36 100,36 100,42 |
Согласно данным таблицы 3.3 в исследуемом периоде наблюдается рост как суммарной массы выбрасываемых автотранспортом вредных веществ, так и каждого загрязняющего вещества в отдельности. Так, например, более всего выросли объемы выброса в атмосферу диоксида азота – на 0,44 % и составили в 2009 году 14344,4592 т. Объемы выбросов сажи тоже увеличились: с 126,512 до 127, 0444 т (на 0,42%). До 92205,4924 т выросла масса выбрасываемого автотранспортом оксида углерода (на 0,4 %). На 0,36 % увеличились выбросы диоксида серы и углеводородов и составили в 2009 году 1207,3483 т и 15968,9706 т соответственно.
В целях снижения негативного влияния автотранспорта на состояние окружающей среды в городах и районах области проводились мероприятия по ремонту дорожного покрытия существующих дорог, строительству новых транспортных развязок, контролю за техническим состоянием автотранспорта.
Администрацией города Вологды ведется разработка стратегии совершенствования и развития маршрутной транспортной сети города Вологды до 2025 года с целью оптимизации существующей маршрутной сети, предусматривающей возможность разгрузки центра города от избыточного транспортного потока и от иногороднего транспорта [10].
4. НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Приоритетными направлениями снижения загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом являются:
1) Применение новых видов автотранспорта, минимально загрязняющих окружающую среду (например, электромобили).
В интересах защиты окружающей среды считается целесообразным перевод автомобилей на электротягу, особенно в крупных городах. Предлагается, использовать существующие типы источников тока с определенным их усовершенствованием, экономически и технически конкурентоспособные с обычными автомобилями. Последующие этапы развития электромобилей связывают с их серийным и массовым производством и постепенным увеличением их доли в автомобильном транспорте. Оценки показывают, что в 2025 году электромобили могут составить 15% от общего числа автомобилей мира.
|
|
2) Рациональная организация и управление транспортными потоками.
3) Использование более качественных или экологически чистых видов топлива (например, газ).
В последние десятилетие в нашей стране осуществляется крупные мероприятия по переводу автомобильного транспорта на природный газ. Это позволяет повысить чистоту воздушного бассейна в городах и районах, где работают автомобили, заправленные газом, а также высвободить для нужд народного хозяйства немало дефицитного жидкого топлива. На ближайшие годы намечено значительно расширить производство автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе.
4) применение совершенных систем - катализаторов топлива и систем шумоглушения - глушителей шума.
Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств.
К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.
5) Перевод автомобилей на дизельные двигатели.
Возрастающий интерес к дизельному двигателю для автотранспорта связан с проблемой не только удешевлению эксплуатации автомобилей, но и уменьшения загрязнения окружающей среды. Дизельный двигатель свободен от многих недостатков, присущих его бензиновому собрату. В топливе для дизельных двигателей нет свинцовых присадок, а выброс таких вредных веществ, как окись углерода и углеводорода, на 50-90% ниже.
|
|
6) Экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением - налог на автомобили, топливо, дороги, инициативы по обновлению автомобилей.
7) Создание бессточной системы водоснабжения на участках, используемых для мытья автомобилей, а также строительство локальных очистных сооружений с последующим разбавлением остаточного количества загрязняющих веществ - для снижения загрязнения поверхностных вод открытых водоемов.
Практика показала, что существующие технологические процессы по обезвреживанию сточных вод способствуют удалению 95-99% органических веществ и 40-99% взвешенных веществ. Однако они практически не снижают содержание в них солей, из которых наибольшую опасность представляют токсические вещества, в том числе канцерогенные, к которым относится один из наиболее токсичных - тетроэтилсвинец.
Работы по этим направлениям ведутся во всем мире и дают определенные результаты. Автомобили, выпускаемые в настоящее время в промышленно развитых странах, выбрасывают вредных веществ в 10—15 раз меньше, чем 10—15 лет тому назад. Во всех развитых странах происходит ужесточение нормативов на вредные выбросы при работе двигателя. В 2000 г. введены более строгие нормы. Происходит не только количественное ужесточение норм, но и их качественное изменение. Так, вместо ограничений по дымности введено нормирование твердых частиц, на поверхности которых адсорбируются опасные для здоровья человека ароматические углеводороды и в частности, канцерогенный бенз(а)пирен. Постоянно расширяется список веществ, содержание которых должно находиться под контролем [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня экологический ущерб автотранспорта огромен и проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, автотранспорт создает шумовые и энергетические загрязнения. Все это ведет к значительному ухудшению здоровья и сокращению жизни населения.
Для того чтобы сохранить человечеству автомобиль необходимо если не исключить, то свести к минимуму вредные выбросы. Для снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и возникающих ущербов необходимо:- уменьшить вредное воздействие транспорта на воздушную и водную среду и на здоровье человека за счет применения экологически безопасных видов транспортных средств;- расширять применение транспортных средств с высокой топливной экономичностью, соответствующих уровню мировых образцов;- стимулировать использование транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (ненефтяного происхождения) топливо-энергетических ресурсов.В настоящее время в Вологодской области специалистами разрабатывается и приводится в исполнение комплекс мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу от автотранспорта: снижение нагрузки на городские транспортные магистрали (завершение строительства объездной автомобильной дороги в г. Вологде и др.), улучшение дорожного покрытия и ремонт существующих дорог, строительство новых транспортных развязок, контроль технического состояния транспорта.
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Автотранспорт и окружающая среда. – Режим доступа: http://www.vozdyx.ru/art/carandair.htm
2. Акимова, Т.А. Экология: человек – экономика – биота – среда: учебник для вузов/ Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 566 с.
3. Воздействие автотранспорта на окружающую среду. – Режим доступа: http://transpenv.org.ru/
4. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2008 году/ Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2009. – 232 с.
5. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2009 году/ Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2010. – 236 с.
6. Инженерная экология и экологический менеджмент: учебник/ под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – Изд. 2-е, перераб. и доп.. – М.: Логос, 2006. – 518с.
7. Колесников, С.И. Экология: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 384 с.
8. Состояние окружающей среды Вологодской области: статистический сборник/ департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2008. – 45с.
9. Состояние окружающей среды Вологодской области: статистический сборник/ департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2009. – 48с.
10. Состояние окружающей среды Вологодской области: статистический сборник/ департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2010. – 47с.