Проблемы аксиологии. Человек в мире ценностей. Типология ценностей. Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека

Аксиология - наука о ценностях. Сформировалась в 19-20 вв. Ценности отождествлялись с бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе идеального государства Платона лежала идея справедливости. Парменид - высшие ценности носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть мерило всех вещей. Аристотель - есть несколько самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др) Возрождение - ценности гуманизма. Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме. Гегель разграничил на экономические и духовные.

Теории 3 видов. Объективно-идеалистические (неокант., интуитивизм) - ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства. Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ, аффекто-волевая теория ценностей) - ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъектиного отношения человека к рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности (теория интереса, космический телеологизм) - ценность как выражение естественных потребностей чел или законов природы в целом.

Ценность может рассматриваться как предмет, удовлетворяющий ту или иную потребность, как идеал, как соц норма, положительная как значимость чего-либо для ч-ка или группы. Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию. Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность - человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни, самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни, справедливость, свобода, красота, истина.

Ценности-средства подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со спецификой существования. Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный. Аксиология неразрывно связана с в первую очередь гносеологией и другими частями философии. Ценности: *актуальные (имеют значимость в данный момент) *потенциальные (могут преобрести эту значимость в будущем). Существен и несущественные цен-ти принято делить либо не объекту, либо по субъекту. На основе особенностей объекта выделяют: матер и духовн ценности. Матер ценности: * природные (леса, полезн ископаемые) * экологические (чист воздух, вода) * Ценности экономич хар-ра (включ в себя процесс труда, отношение к собст-ти). Соц ценности (жизнь чел-ка, свобода, нравственное и гражданское достоинство). К ним примыкают политические (свобода слова, печати, митингов, и собраний, избирательное право.)


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: