4.1. Краткая характеристика предприятия
Акционерное общество открытого типа «Зорька» зарегистрировано в г.Мурманске в 17.12.2005г.
Юридический адрес общества: г.Мурманск, ул. Домостроительная д.23/5. Общество является юридическим лицом. Имеет печать со своим наименованием, расчетный счет в рублях в учреждениях банков. ОАО «Зорька» несет ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества. Акционеры несут убытки в пределах своего вклада.
Акционеры ОАО «Зорька» – владельцы обыкновенных акций, имеют право: участвовать в общем собрании с правом голоса (1 акция – 1 голос); получать дивиденды; в случае ликвидации общества – право на получение части его имущества. Высшим органом управления является собрание акционеров. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества.
Для осуществления контроля за финансово- хозяйственной деятельностью общим собранием избирается ревизионная комиссия. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами Совета Директоров, а также занимать иные должности в органах управления.
|
|
Основной целью деятельности ОАО «Зорька» является получение максимальной прибыли.
ОАО «Зорька» производит изготовление фирменных ручек «ZORYA» и их продажу.
4.2. Анализ выпущенной и реализованной продукции
В табл. 1 показаны соответственно оптовые цены продукции в ассортименте (с НДС, без надбавки) и объемы продаж продукции за период 2006-2008 гг.
Оптовые цены продукта в ассортименте, р. Таблица 1.
| 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||
Шариковая | Гелиевая | Шариковая | Гелиевая | Шариковая | Гелиевая | |
ZORYA extra |
7 128 | 19 008 |
6 480 | 9 504 |
6 004 | 9 504 |
ZORYA | 17 792 | 8 208 | 8 208 | |||
ZORYA CLASS extra | 21 300 | 16 200 | 14 688 | |||
ZORYA CLASS | 20 160 | 15 336 | 13 608 | |||
Средняя цена | 19 584 | 12 204 | 11 880 |
Как видно и табл. 1, за период 2006-2008 гг. оптовая цена на продукцию снижается: Шариковая - на 15,8%, Глеевая - в среднем на 39,3%. Это связано как со снижением закупочной стоимости стержней, так и со снижением затрат на производство.
Распределение объёмов продаж за период 2006-2008 гг. Таблица 2
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||
Шариковая | Гелиевая | Шариковая | Гелиевая | Шариковая | Гелиевая |
В стоимостном показателе, р. | |||||
89 3620 | 2 029 792 | 2 699 623 | |||
848 759 | 44 681 | 1 319 320 | 710 472 | 863 879 | 1 835 744 |
В количественном показателе, шт. | |||||
121 355 | 261 814 | 298 408 | |||
119 074 | 2 281 | 203 598 | 58 216 | 143 884 | 154 524 |
Как видно из табл. 2, основной денежный оборот компании в 2007 г. составляло производство и продажа шариковых ручек (95%) и всего 5% гелиевых реализовалось в общем денежном объеме. Это было связано с высокими ценами на гель по сравнению чернилами. Разница составляла от 2,5 до 2,8 раз.
|
|
Рис. 1. Объёмы продаж в количественном выражении за 2006-2008 гг.
Рис. 2. Объёмы продаж в стоимостном выражении за 2006-2008 гг.
В 2007 г. ситуация изменилась в связи с решением некоторых компаний-поставщиков геля для ручек, что повело за собой снижение цены на него. В 2007 г. на долю 22,2% гелиевых ручек в количественном выражении объём продаж их составил 35% от общего. В 2008 году так же увеличились их продажи.
В 2008 г. разница в цене между ручками составила уже в среднем 1,5-1,9 раза, на долю 51,8% реализованных гелиевых ручек пришёлся оборот в 68% от всего объёма.
4.3 Анализ прибыли компании
Прибыль – это важнейшая категория рыночной экономики. Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. Категория прибыли является объектом экономической теории не одно столетие и неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими.
В табл. 3 представлены доходы и расходы ОАО «Зорька» по видам деятельности за период 2006-2008 гг.
1. Доходы и расходы по видам деятельности (прибыль от реализации).
2. Операционные доходы и расходы:
- проценты, полученные и выплаченные по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам и за предоставление и уплату кредита;
- доходы от участия в других организациях;
- расходы по содержанию законсервированных объектов и производственных мощностей и аннулированию производственных заказов (договоров);
- расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг: оплата консультационных и депозитарных услуг;
- прибыль от продажи ТМЦ, а также реализации основных фондов и нематериальных активов.
3. Внереализационные доходы и расходы:
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;
- прибыль от сдачи в аренду основных средств;
- полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки;
- убытки от стихийных бедствий;
- доходы и убытки по валютным операциям;
- прибыль или убытки от поступления и списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.
4. Балансовая прибыль. Показатель характеризует конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия и рассчитывается по следующей формуле:
(1)
где - прибыль от реализации продукции (работ, услуг) предприятия, р.;
ОФР - операционные результаты, р.;
ВФР - внереализационные результаты, р.
5. Налоги и сборы, платежи из прибыли.
6. Прибыль к распределению (чистая прибыль). Это прибыль предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых из прибыли, то есть за вычетом налогов на недвижимость и на прибыль, а также транспортного сбора, который является местным сбором, направляется в местный бюджет и предназначен для финансирования развития городского общественного транспорта.
Пч = Пб – – ТС, (2)
где Пб - балансовая прибыль, млн. р.;
- налог на прибыль, млн. р.;
ТС - транспортный сбор, млн. р.
Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия. Она служит источником финансовой ответственности предприятия по своим обязательствам, используется им для развития и совершенствования производства, для материального поощрения работников, а также для удовлетворения личных потребностей владельца предприятия.
Доходы и расходы ОАО «Зорька» Таблица 3
Доходы и расходы по видам деятельности | ||||||
Показатель, млн.р. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||
Выручка от реализации товаров, услуг | 900 777,0 | 2 159 642,0 | 2 802 473,0 | |||
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 153 979,0
| 350 019,0 | 441736,0 | |||
Себестоимость реализованной продукции | 647 219,0 | 1 632 270,0 | 2 173 490,0 | |||
Расходы на реализацию | 87 309,0 | 169 449,0 | 182 331,0 | |||
Прибыль от реализации | 12 270,0 | 7 904,0 | 4 916,0 | |||
Операционные доходы и расходы | ||||||
Показатели, млн. р. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||
Операционные доходы | 788,0 | 29,0 | 90,0 | |||
Налоги, включаемые в операционные доходы | - | - | 3,0 | |||
Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных платежей) | 788,0 | 29,0 | 87,0 | |||
Операционные расходы | 671,0 | - | 13,0 | |||
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | 117,0 | 29,0 | 74,0 | |||
Внереализационные доходы и расходы | ||||||
Показатели, млн. р. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | |||
Внереализационные доходы | - | 1 264,0 | 7 536,0 | |||
Налоги, включенные во внереализационные доходы | - | - | - | |||
Внереализационные доходы за минусом НДС | - | 1 264,0 | 7 536,0 | |||
Внереализационные расходы | 706,0 | 1 198,0 | 1 84,0 | |||
Сумма источников собственных средств, направляемые на покрытие убытков | - | - | - | |||
Прибыль от внереализационных доходов и расходов | -706,0 | 66,0 | 7 352,0 | |||
Балансовая прибыль | 11 681 | 7 999 | 12 342,0 | |||
Налоги и сборы, платежи из прибыли | 9 735,0 | 6 800,0 | 5 154,0 | |||
Прибыль к распределению (читая прибыль) | 1 946,0 | 1 199,0 | 7 188,0 | |||
Не смотря на то, что выручка от реализации товаров и услуг увеличивается, общая прибыль от реализации уменьшается в 2,5 раза, причиной этого является увеличение себестоимости продукции, расходов на реализацию и налогов, включаемые в выручку от реализации товаров и услуг. В дальнейшем компании необходимо обратить особое внимание на снижение величины этих показателей, так как главным образом от этого зависит результат деятельности.
Прибыль от операционных доходов и расходов уменьшается незначительно и в конечном результате почти не влияет на чистую прибыль.
Прибыль от внереализационных доходов и расходов увеличивается на большую величину, в эту сумму входят полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки по судебным делам. Так как компания активно участвует в судебных процессах, связанных с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности.
|
|
Балансовая прибыль должна была постепенно уменьшаться, так как прибыль от реализации соответственно уменьшается, но в связи с увеличением в 2008 г. внереализационных доходов, балансовая прибыль вышла на показатель по 2006 г. с увеличением в 5,4%.
Как итог, чистая прибыль компании снижается в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 38,3%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличивается почти в 6 раз. И этому сопутствует так же факт снижения налогов и сборов, выплачиваемых из прибыли на 47%.
Транспортный налог.
В виде примера по данной теме работы хотелось бы выделить один из видов налогов, которые приходится платить предприятию, а именно транспортный налог.
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования национальной экономики, международных экономических процессов. И для финансирования дорожного хозяйства России налоги имеют не менее важное значение. До недавнего времени дорожные фонды формировались главным образом за счет четырех налогов: налога на пользователей автомобильных дорог; налога на владельцев транспортных средств; налога на реализацию горюче-смазочных материалов; налога на приобретение автотранспортных средств.
В целях совершенствования системы финансирования дорожного хозяйства и частичной компенсации потерь доходов региональных бюджетов было предусмотрено преобразовать налог с владельцев транспортных средств в транспортный налог.
Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
1. Рассчитаем сумму налога по имеющимся данным в ОАО «Зорька». Расчеты оформим в таблицу.
Заполним налоговую декларацию.
Таблица 4
№ П/П | Вид и марка транспортного средства | Мощность двигателя л.с. | Количество транспортных средств, ед. | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Автомобили легковые: УАЗ 3962 Daewoo Espero | 92 100 |
1
1 | |
2 | Грузовые автомобили: ЗИЛ 131 | 170 | 1 |
В соответствии с НК РФ главой 28 статьей 361 установлены ставки в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на 1 л.с.:
1) Для автомобилей с мощностью до 100 л.с. ставка оставляет 5 рублей с каждой л.с.
2) Для грузовых автомобилей с мощностью двигателя 150 л.с. и до 200 л.с. ставка составляет 10 руб. с каждой л.с.
Расчеты приводим в таблицу. Таблица 5
№ П/П | Вид и марка транспортного средства | Мощность двигателя | Количество транспортных средств | Суммарная мощность л.с. | Ставка налога руб. | Сумма налога руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Автомобили легковые: УАЗ 3962 Daewoo Espero | 92 100 | 1 1 | 92 100 | 5 5 | 460 500 |
2 | Грузовые автомобили: ЗИЛ 131 | 170 | 1 | 170 | 10 | 1700 |
Итого | 2660 |
Заполняем налоговую декларацию
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Задачи налоговой системы – обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства; создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ
Главная функция налоговой системы – фискальная (формирование доходной части государственного бюджета).
2. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. В развитии налоговой системы можно выделить три периода. Первый период, отличающийся несовершенством и случайным характером налогов, охватывает государственное хозяйство древнего мира и средних веков. Второй период (16-18 вв.) характеризуется многочисленностью и случайностью налогов, особенно косвенных. Третий период в истории налогов (19 в.) отличается гораздо меньшим их количеством и большим однообразием. В начале века налоговая система состояла из прямых налогов, с одной стороны, и множества налогов на потребление, с другой.
3. Впервые основные принципы налогообложения систематизированно изложил А.Смит, они и сегодня являются основой налоговой системы любой развитой страны – это принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.
4. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка, возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
5. Налоговое планирование – это использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государственными регулирующими органами.
6. Приоритетные направления развития налоговой политики России сводятся к созданию стабильной и ясной налоговой системы и формированию стимулов к повышению собираемости налогов.
Первое направление - достижение стабильности и определенности налоговой системы. Второе направление касается совершенствования фискальных стимулов. Третье направление налоговой политики находится в области повышения собираемости налогов.
Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
[1] Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. — 6-е изд., доп. и перераб. — М.: Международный центр финансово- экономического развития, 2004. —9
[2] Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.
[3] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.-5-е изд. Перераб. И доб.-М.: ИНФРА-М,2006.-49
Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогоожения. — М.: Юристъ, 2003. —439
[4] Перов А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005.-29
[5] Доклад Минфина о формировании основных направлений налоговой политики
[6] www.library.ualiberty.com/3/11/14/download
[7] www.rspp.ru/Attachment.aspx?Id=2411
[8] www.rspp.ru