БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА.
Функционирование центрального банка
Во всех развитых странах существует банковская система 2-х уровней. Первый уровень – это центральный банк, второй – коммерческие банки.
В большинстве государств, а также в Республике Беларусь центральный банк является государственным учреждением. В США, Швейцарии – это акционерные общества. Главная задача центральных банков – управление эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью. Их основными функциями являются разработка и реализация денежно-кредитной политики; эмиссия и изъятие из обращения денег; хранение золотовалютных резервов страны; выполнение кредитных и расчетных операций для правительства.
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов и активные – операции по размещению ресурсов.
В Республике Беларусь с 1991 г. начала складываться двухуровневая банковская система, состоящая из Национального банка Республики Беларусь и коммерческих банков.
Национальный банк РБ был образован в 1991г., он является Центральным банком Республики Беларусь. Национальный банк РБ регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в РБ. Национальный банк РБ подчиняется парламенту РБ, является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.
Основными функциями Национального Банка РБ являются:
- проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
- регулирование денежного обращения и валютное регулирование;
- выполнение функций центрального депозитария;
- организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
- совместное с Министерством финансов РБ исполнение республиканских и местных бюджетов;
- надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;
- регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;
- эмиссия денег на территории РБ;
- разработка платежного баланса РБ;
- содержание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь и др.
Роль центрального банка в проведении денежно-кредитной политики государства
Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, определяют денежно-кредитную политику. Ее цель заключается в регулировании хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция) и отличается от других методов регулирования, как правило, косвенным характером воздействия на процесс расширенного воспроизводства.
Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и специальные, предназначенные для конкретных видов кредита, кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т. д. К общим методам относятся: учетная политика; операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг, других кредитных обязательств, валюты по рыночному или заранее объявленному курсу); изменение норм обязательных резервов для коммерческих банков. Применение специальных методов означает прямое ограничение размеров банковских кредитов; контроль по отдельным видам кредита.
Проведение денежно-кредитной политики стоит на первом месте в перечне задач центральных банков большинства государств. Именно в этом заключается могущество центральных банков, поскольку они прямо или косвенно влияют на общий объем денежной массы и кредитных ресурсов финансовой системы.
Однако управление денежной массой является также и наиболее трудной задачей центрального банка. Поскольку деньги появляются в различных формах, поэтому далее само определение объема денежной массы представляет собой сложную задачу. Среди экономистов существует широкое разнообразие мнений по поводу способов управления объемами денежно-кредитной массы. В последние годы на споры вокруг проведения денежной политики доминирующее воздействие оказывал Милтон Фридман и доктрина монетаризма, которую связывают с его именем.
Монетаризм характеризуется, прежде всего, финансовой экспансией, то есть увеличением правительственных расходов, оказывающих влияние на цены и производство. При этом данное, направление влияет только в той степени, в какой центральный банк превращает финансовую экспансию увеличением денежной массы.
Рост денежной массы оказывает лишь переходное влияние на объем производства и уровень безработицы и постоянное—на цены. Это означает, что нельзя снизить уровень безработицы в долгосрочной перспективе всего лишь простым включением станка для печатания денег.
Увеличение количества денег в обращении происходит через сложное взаимодействие между центральным банком, коммерческими банками и обществом. Выпускаемые центральным банком дополнительные денежные ресурсы размещаются в коммерческих банках.
Выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь является основной задачей Национального банка Республики Беларусь. Ежегодно в соответствии с существующим законодательством Национальный банк представляет в высшие органы власти основные направления денежно-кредитной политики на очередной год.
Предусмотрен предельно допустимый прирост кредитов Национального банка к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы.
Ставка рефинансирования Национального банка устанавливается в соответствии с темпами инфляции и последовательно сохраняется на уровне ее положительного значения. Одновременно прекращена практика датирования предприятий через ставки рефинансирования Национального банка. Целевые кредиты выделяются через механизмы, приближенные к рыночным, и обеспечиваются активами их получателей. Пролонгация кредитов коммерческими банками и ссудозаемщикам за счет централизованных кредитных ресурсов, как правило, не производится.
Относительно сняты ограничения для юридических и физических лиц на свободный перевод безналичных рублевых депозитов в наличные рубли и, наоборот, в пределах наличия банкнот. Применяются единые резервные требования по всем банкам и по категориям депозитов, включая валютные депозиты.
Установлена ответственность коммерческих банков за необоснованную задержку зачисления средств на счета хозяйствующих субъектов, поступивших в их адрес, на срок более 2-х рабочих дней с момента поступления средств на корреспондентский счет банка в Центре межгосударственных и межбанковских расчетов Национального банка.
С целью укрепления курса белорусского рубля, нормализации платежного баланса и совершенствования валютного рынка отменено декларирование валютных средств, вносимых гражданами на счета в коммерческих банках, упразднен государственный валютный фонд и все валютные средства переданы Национальному банку, введен новый порядок контроля за поступлением экспортной выручки и товаров по импорту, сняты ограничения на покупку учреждениями Национального банка и коммерческих банков иностранной валюты у населения.
В целом денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на постепенное снижение темпов инфляции и недопущения падения курса белорусского рубля к доллару США выше темпов инфляции, ограничение покрытия дефицита государственного бюджета кредитами Национального банка, на достижение положительных процентных ставок как по депозитам, так и по кредитам и на развитие рынка ценных бумаг.
Ценные бумаги - это документы, которые выражают связанные с ними имущественные и неимущественные права, могут самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и иных сделок, служат источниками получения регулярного или разового дохода.
Банки в Республике Беларусь являются участниками и организаторами рынка ценных бумаг. Банки, с одной стороны, активно влияют на развитие рынка ценных бумаг, а с другой - сами испытывают острую потребность в этом рынке. Банки заложили основы государственного рынка ценных бумаг и их доля на финансовом рынке республики в настоящее время велика. Без активного участия коммерческих банков было бы невозможно создание системы финансирования расходов республиканского бюджета на безинфляционной основе посредством выпуска и размещения государственных ценных бумаг Банковская часть рынка ценных бумаг играет большую роль в его становлении и развитии.
Во-первых, банки в Беларуси являются крупнейшими инвесторами на рынке не только государственных, но и корпоративных ценных бумаг.
Во-вторых, банки являются важнейшей частью инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг, так как осуществляют расчетное и депозитное обслуживание клиентов, самым активным образом участвуют в становлении специализированных организаций фондового рынка республики - фондовой и межбанковской бирж, центрального и региональных депозитариев, в перспективе - расчетных и клиринговых центров.
Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирует деятельность участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. (Закон РБ от 12.03.1992 г. № 1612-ХП)
Все банковские операции с ценными бумагами делятся на четыре функциональных блока:
· эмиссионные;
· инвестиционные;
· посреднические;
· залоговые операции.
Эмиссионные операции заключаются в выпуске ценных бумаг (с целью формирования и наращивание уставного фонда). Эмитент - юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнять обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг. Эмитент поставляет на фондовый рынок товар - ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента и результатами его финансово-хозяйственной деятельности. Эмитент сам работает со своими пенными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу.
Инвестиционные операции связаны с вложениями банка в ценные бумаги. В Республике Беларусь объектами для формирования инвестиционного портфеля ценных бумаг могут быть акции, векселя, депозитные сертификаты, облигации.
Посреднические операции с ценными бумагами - операции, связанные с участием коммерческого банка в эмиссии ценных бумаг клиента, с куплей-продажей ценных бумаг от его имени.
Залоговые операции связаны с выдачей ссуд под залог ценных бумаг. Стоимость залога оценивается по рыночному курсу ценных бумаг.
Главными целями коммерческих банков на рынке ценных бумаг, как правило являются: привлечение дополнительных средств, получение прибыли, расширение сферы влияния, поддержание необходимой ликвидности, участие в уставном капитале юридических лиц и др.
Для обеспечения целевых ориентиров по снижению инфляции и создания необходимых экономике страны расчетно-платежных средств кредитная эмиссия Национального банка производится в относительно ограниченных размерах. В целях активизации инвестиционной деятельности направляется часть кредитной эмиссии Национального банка, используемой на рефинансирование коммерческих банков, и непосредственно кредитные ресурсы коммерческих банков.
Все государственные золотовалютные резервы Республики Беларусь концентрируются в Национальном банке. Они формируются за счет покупки Национальным банком драгоценных металлов, свободно конвертируемой валюты и другой валюты.
Стимулируется приостановка оттока свободно конвертируемой валюты и привлечение прямых иностранных инвестиций путем либерализации операций на валютном рынке, создание условий прибыльного и надежного вложения в экономику республики иностранного капитала.
Расширяется использование внутренних ресурсов иностранной валюты на кредитование валютоокупаемых проектов в республике. Усиливается таможенный и банковский контроль за поступлением в республику экспортной выручки и товаров по импорту. Кроме широких прав по созданию и ликвидации коммерческих банков, Национальному банку Республики Беларусь предоставлены исключительные права от имени государства регулировать их деятельность.
Цель регулирования коммерческих банков содействие нормальному функционированию банков, создание им равных условий для конкуренции и развития. При этом регулирующие и контрольные функции Национального банка Республики Беларусь определяются лишь в том объеме, который необходим для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков.
Основными регулирующими средствами выступают нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков:
Ø минимальный размер уставного фонда;
Ø предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов;
Ø показатели ликвидности баланса;
Ø размер обязательных резервов, размещаемых в Национальном банке;
Ø максимальный размер риска на одного заемщика;
Ø предельный размер межбанковского кредита и др.
Важным средством регулирования следует назвать изменения Национальным банком ставок по его кредитам. Одновременно Национальный банк вправе с целью стабилизации состояния на рынке кредитных ресурсов устанавливать предельные размеры процентных ставок по депозитам и кредитам банков.
Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежную массу в обращении в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк устанавливает официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам и регулирует ее рыночный курс.
В заключение можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на обеспечение резкого снижения темпов инфляции, стабилизации курса белорусского рубля, нормализации расчетного процесса, противодействие падению производства, на создание предпосылок цивилизованного денежного рынка и др. Одновременно вносятся изменения в законодательство в части усиления независимости и ответственности Национального банка за проведение денежно-кредитной политики и о возложении на коммерческие банки функций агента государственного контроля за совершением субъектами хозяйствования независимо от форм собственности расчетных, кассовых и иных денежных операций.