Задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений обла-дают целым рядом особенностей, которые существенным образом отличают их от задач, решаемых в рамках других наук.
К числу таких особенностей относятся:
-прагматичность, означающая, что выбор терминального варианта реше-ния осуществляется на основе соответствующей системы ценностей и в соот-ветствии с содержанием конкретной управленческой проблемы;
-терминальность, означающая, что процесс заканчивается реализацией принятого решения;
-неформальность, означающая присутствие в реальных управленческих задачах элементов, которые не могут быть формализованы с необходимой пол-нотой и точностью;
- неопределенность, означающая, что в информационном плане задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений решаются, как правило, в условиях различного рода неопределенностей (стохастической, рас-плывчатой, поведенческой и т.д.);
6
- риск и ответственность, означающие, что многие из управленческих за-дач решаются в условиях риска и связанной с ним ответственностью лица, при-нимающего решения (ЛПР);
|
|
-сопрягаемость и наследуемость, означающие, что реальные задачи управления не являются независимыми, а входят в некоторую общую систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, последовательно и одновременно решае-мых задач.
Типология проблем и задачи управленческой деятельности
В управленческой деятельности выделяются четыре класса наиболее рас-пространенных проблем. К ним относятся.
1. Стандартные проблемы. Они требуют применения инструкций, уста-новленных руководителем правил для своего решения Пример - прием или увольнение сотрудников в организации.
2. Хорошо структурированные проблемы. Они имеют количественные ха-рактеристики и показатели. К их решению чаще всего применяют экономико-математические методы. Пример - расчет эффективности работы персонала в небольшой по численности организации в зависимости от конкретных показа-телей деятельности персонала и организации (предприятия)
3. Слабо структурированные проблемы. Они имеют не только количест-венные, но и качественные характеристики. Для их решения, как правило, ис-пользуется системный подход. Пример – прогнозирование рынка труда или ми-грации населения в регионе.
4. Неструктурированные проблемы. Их решение возможно на основе экс-пертных оценок, суждений профессионалов, так как эти проблемы обычно имеют своим предметом малоизученные (неизученные) процессы. Пример -инвестиционная деятельность в регионе с еще неопределенной или неустойчи-вой экономической ситуацией.
|
|
С точки зрения содержания все множество возможных задач управле-ния можно разделить на следующие типы: -распознавания образов (идентификация); -оценивания;
-синтеза возможных вариантов; -анализа проблем; -факторов;
- анализа тенденций;
-прогнозирования;
-планирования;
-программирования (составления программ реализации);
-организации и оперативного управления;
- реализации принятых решений;
-контроля.
7
Классификация управленческих решений
Классификация УР необходима для определения общих и конкретно – специфических подходов к их разработке, реализации и оценке решений, более глубокого всестороннего анализа решений, раскрытия роли решения в процессе управления, выявления типовых решений и типовых шаблонных элементов решений с целью выработки единой методологии разработки и реализации ре-шений. Все это позволяет повысить качество, эффективность и преемствен-ность решений.
Существуют различные классификации управленческих решений, одной из которых является классификация, приведенная в таблице 2.
Показатели эффективности и качества управленческого решения
Эффективность управленческого решения - это соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных результатов.
К основным факторам, характеризующим эффективность управленческого решения, относятся.
1. Использование ресурсов. Характеризует структуру, качество ресурсов, их экономию в процессах управления и возможность пополнения и накопления.
2. Фактор времени. Отражает своевременность решения, экономию времени, использования новых технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально.
3. Целенаправленность управления. Отражает реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия, учет рыночных процессов экономического раз-вития.
Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его выполнения.
К критериям качества управленческого решения относятся.
1. Показатель энтропии, т. е. количественной неупорядоченности проблемы.
Если проблема формулируется только качественно, без количественных показате-
лей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если
все показатели проблемы выражаются количественно, показатель энтропии при-
ближается к единице.