Профессионализм должностных лиц, формирующих управленческие ре-шения

Определение профессионализма по-разному трактуется в психологии и социологии.

Психологи определяют профессионализм как системную организацию созна-ния, психики человека, включающую компоненты: свойства человека как целого; информативность знания; опыт; культуру профессионала; психологические трудно-сти профессионала; возрастно-половую принадлежность к профессии.

Социологи трактуют профессионализм как высший уровень психофизиче-ских, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно но-вый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в осо-бых условиях.

С понятием профессионализма тесно связано понятие профессиональной культуры, обязательной для профессионала. Эта культура проявляется, прежде всего, в знании своей профессии. В умении применять разные методы социально-го управления, а также, в умении предвидеть результаты своей деятельности, в ее прогнозировании в способности отражать и выражать общенациональные интере-сы, видеть перспективы их развития.

В настоящее время профессионализм должен выступить одним из, главных принципов новых правовых и административных отношений.

Принцип профессионализма лица, формирующего УР должен предполагать:

- компетентность работников, знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации;

- систематическое, регулярное выполнение функций, решение дел, стабильность служебных отношений;

- ответственность за качество подготавливаемых и принимаемых решений.

Вопросы для самотестирования

1. Что называется разработкой УР.

2. Что называется реализацией УР.

3. Как называется особенность УР означающая, что процесс заканчивается реализацией принятого решения.

4. Какие проблемы относятся к наиболее распространенным в управленче-ской деятельности.

5. Какие  задачи относятся к задачам, возникающим в управленческой дея-тельности.

6. Назовите признаки, положенные в основу классификации управленческих

12

решений.

7. Что называется эффективностью УР.

8. Что называется качеством УР.

9. Назовите факторы, определяющие эффективность УР.

10.Назовите критерии, определяющие качество УР.

11.Что не относится к условиям обеспечения эффективности и качества УР.

12.Что называется ответственностью за УР.

13.Какие виды ответственности относятся к технологическим.

14.Какие виды ответственности относится к гуманитарным.

15. Назовите принципы профессионализма должностных лиц, формирующих
УР.

13


Системный подход к разработке управленческого решения

Понятие системного подхода и направления его приложения

Системный подход (СП) это направление методологии научного позна-ния и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую теорети-ческую картину (Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1982.)

Появление СП как методологического инструмента является результатом диалектического развития человеческих познаний, насущной потребностью в разработке аппарата, позволяющего исследовать с единых позиций сложные и разноплановые задачи практической деятельности человека.

Главными достоинствами СП являются обеспечение возможности систе-матизации анализа и синтеза сложных процессов и явлений, а также формиро-вания системного образа мышления как инструмента познавательной деятель-ности.

Потребность в системном подходе возникает в следующих ситуациях управленческой деятельности.

1. При решении новых сложных и нестандартных проблем.

2. Если решение проблемы предусматривает увязку целей с множеством средств их достижения.

3. Если проблема имеет разветвленные связи, вызывающие отдаленные по-следствия в разных отраслях народного хозяйства, и принятие решения по ним требует учета полной эффективности и полных затрат.

4. Во всех случаях, создаются совершенно новые системы (например, ко-ренным образом перестраивается система связи).

5. Во всех проблемах, связанных с автоматизацией управления, в процессе создания автоматизированных систем управления в любом звене.

6. В случаях, если принимаемые на будущее решения, разработка плана или программы развития должны учитывать фактор неопределенности и риска.

7. Во всех случаях, когда планирование или выработка ответственных ре-шений о направлениях развития принимается на достаточно отдаленную пер-спективу.

8. Во всякой разработке или совершенствовании системы управления, когда
имеется в виду создание системы оптимального планирования или управле-
ния, где требуется выработка самих критериев оптимальности с учетом целей
развития и функционирования системы, ее места в общественном разделении
труда и экономических взаимосвязей.

14






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: