В таблице 2.2 приведены основные показатели, характеризующие финансовую деятельность супермаркета ООО «Domo» за 2009-2010 годы.
Таблица 2.2.
п/п | Показатели | ед. изм. | 2009 г. | 2010 г. | Отклонение (+; -) | Отклонение в % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах | тыс.руб. | 26200,70 | 31050,20 | 4849,50 | 18,51 |
2 | Валовый доход | тыс.руб. | 7860,21 | 9310,56 | 1450,35 | 18,45 |
3 | Уровень валового дохода к товарообороту | % | 30,00 | 29,99 | - | - |
4 | Издержки обращения | тыс.руб. | 4310,89 | 4870,52 | 559,63 | 12,98 |
5 | Уровень издержек обращения | % | 16,45 | 15,69 | - | -0,76 |
6 | Налоги | тыс.руб. | 566,03 | 715,2 | 149,17 | 26,35 |
7 | Прибыль от продаж | тыс.руб. | 3549,32 | 4440,04 | 890,72 | 25,10 |
8 | Прибыль от продаж к товарообороту | % | 13,55 | 14,30 | - | 0,75 |
9 | Прочие доходы | тыс.руб. | 628 | 790 | 162 | 25,80 |
10 | Прочие расходы | тыс.руб. | 1190,87 | 1460,03 | 269,16 | 22,60 |
11 | Чистая прибыль | тыс.руб. | 2420,42 | 3054,81 | 634,39 | 26 |
12 | Рентабельность | % | 9,24 | 9,84 | - | 0,006 |
13 | Среднесписочная численность торговых работников | чел. | 69 | 75 | 6 | 8,70 |
14 | Прибыль на одного работника | тыс.руб. | 35,08 | 40,73 | 5,65 | 16,11 |
15 | Количество продавцов | человек | 15 | 13 | -2 | -13,33 |
16 | ОРТ на 1 продавца | тыс. руб. | 1746,71 | 2388,48 | 641,76 | 36,74 |
17 | Торговая площадь | кв. м. | 1500 | 1500 | - | - |
18 | ОРТ на 1 кв.м. торговой площади | тыс. руб. | 17,47 | 20,70 | 3,23 | 18,49 |
19 | Однодневный товарооборот | тыс. руб. | 71,78 | 85,07 | 13,29 | 18,51 |
Как видно из таблицы 2.2 данные о деятельности торгового предприятия «Domo» говорят о повышении эффективности коммерческой работы предприятия, дальнейший анализ должен раскрыть причины и указать факторы, которые повлияли на увеличение прибыли.
Анализ объема и динамики розничного товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Торговая деятельность розничных предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой розничного товарооборота. За исследуемый период произошло увеличение оборота розничной торговли на 18,51%. Это связано с появлением в ассортименте новых товарных групп, таких как посуда, постельные принадлежности, товары для отдыха и углублением уже имеющимся. Чистая прибыль в отчетном году по сравнению с прошлым годом увеличилась на 26% или на сумму 634,39 тыс.руб. рублей.
НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
Совершенствовать деятельность по формирование ассортимента.
Проблема управления ассортиментом в магазине «Domo» включает две основные задачи: определение перечня реализуемой продукции (что) и объема продаж (сколько). В рамках рекомендаций остановимся более подробно на задаче формирования рационального ассортимента и управления им.
Решения в области ассортимента можно представить в виде конечного результата взаимодействия трех переменных:
целей бизнеса;
ресурсов его субъекта;
конъюнктуры рынка.
Несмотря на внешнее разнообразие целей бизнеса, все они, в конечном счете, могут быть сведены к достижению определенных результатов экономического характера (высокая прибыль, рентабельность, повышение цены бизнеса и т.д.) или же понятиям, тем или иным образом тесно связанным с ними (доля рынка, конкурентная позиция и т.д.).
Формируя товарный ассортимент, магазин «Domo» при достижении поставленных целей в первую очередь вынужден считаться с собственным ресурсным потенциалом (оборотным капиталом). Следовательно, ресурсные средства выступают в качестве ограничения для того потенциально привлекательного ассортимента, который изначально соответствует целям данного субъекта.
В то же время, соответствие ресурсов продавца его целям является лишь необходимым, но еще не достаточным для окончательного формирования ассортимента условием. Не все множество позиций, реализация которых для рассматриваемого субъекта бизнеса выгодно и возможно, обязательно будет соответствовать условиям внешней среды. Поэтому, управляя ассортиментом, помимо достижения соответствия ассортимента целям и ресурсам бизнеса, необходимо обеспечить его соответствие условиям рынка ООО «Domo».
В этих целях супермаркет и представлен несколькими (четырьмя) самыми распространенными на сегодняшний день стилями, характерными для современного европейского и российского общества.
Наличие всех стилей в одинаковой пропорции не имеет смысла, так как рынок в основном ориентирован на уже знакомые стили. В дальнейшем, при наличии устойчивого спроса из перечисленного в ассортименте перечня, рекомендуется увеличивать тот или иной стиль товаров супермаркета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговля занимает важное место в хозяйственном комплексе, тесно взаимодействуя со многими отраслями экономики, способствует удовлетворению платежеспособного спроса населения, росту производительности труда, укреплению денежно-финансовой системы, а обеспечение высокого уровня организации розничной торговой сети является важным условием дальнейшего повышения социально-экономической эффективности торговли. Организация розничной торговой сети оказывает непосредственное влияние на качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, товарооборачиваемость, доходность торговых объектов. Сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.
«Domo» - это сеть супермаркетов товаров для дома и интерьера по всей России, где также представлены товары для кухни, для спальни, для гостиной и товары для активного отдыха. «Domo» - это магазины площадью от 1000 кв. м и более, ассортимент магазинов насчитывает от 10 до 15 тысяч позиций. Магазины «Domo» созданы для людей, любящих себя, свою семью и свой дом, которые хотят, готовы и имеют возможность для поддержания и выражения этого чувства.
Политика в области формирования и управления ассортиментом строится с учетом потребностей потребителя, что является положительным качеством в деятельности супермаркета. Ценовое стимулирование продаж, а также ориентация на равные стилевые предпочтения позволяют удовлетворить потребности любого покупателя, посетившего супермаркет «Domo».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 240 с.
2. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: Учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2004. – 305 с.
3. Алексеев А.А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента продукции. - Журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», №6 (36) - 2003. – 215 с.
4. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 180 с.
5. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М.: Экономика, 2007. - 420 с.
6. Козлов В.К., Уваров С.А., Щербаков В.В. Содержание и организация коммерческой деятельности. - http://www.marketing.spb.ru.
7. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. - Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», №4 - 2008. – 320 с.