Строительные приемы и конструкции

Греками было положено начало многим важнейшим отраслям науки, они заложили основы геометрии, ме­ханики и статики, что позднее явилось базой для развития инженерной нау­ки. Ее выдающиеся достижения имели определяющее практическое значение при строительстве гаваней, городов, мостов, плотин и других соо­ружений, но, по-видимому, главным образом в производстве работ. Кон­струкции ведущих типов архитектуры-общественных зданий и жилья-оста­вались сравнительно примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система. Арочно-свод-чатая конструкция была известна гре­кам, но ни арки, ни своды не нашли широкого распространения.

Наиболее массовым строительным материалом стен был кирпич-сырец. Обожженный кирпич имел очень ог­раниченное использование, хотя гон­чарное производство стояло на высо­ком уровне, и его изделия использо­вались при украшении зданий. Для устройства галерей и портиков широ­ко применялось дерево. В стоечно-балочных конструкциях несущие дере­вянные балки и бруски дополнялись изделиями из досок в виде сплошных или решетчатых настилов, прокладок, облицовочных плит и т. п. Данные рас­копок и литературных источников поз­воляют утверждать, что деревянные галереи и портики представляли со­бой глубоко продуманную и надеж­ную стоечно-балочную конструкцию, целесообразно использующую мате­риал иглубоко осмысленную в худо­жественном отношении.

  При строительстве монументаль­ных общественных зданий и прежде всего храмов широко применялся из­вестняк, а в некоторых случаях и мра­мор. Из камня возводились и стены, истоечно-балочная конструкция пор­тиков игалерей. Каменные квадры, балки, плиты, монолитные своды и отдельные барабаны колонн подвер­гались первоначальной обработке в карьерах.

  Для передвигания камней и уста­новки на место греки имели в своем распоряжении блоки, вороты и прочие подъемные приспособления. Для подъема блоков в них оставлялись выступы или делались гнезда для спе­циальных якорей и крючьев. Для стен­ных камней употреблялась «волчья пасть», т. е. железный клин, вклады­вающийся в расширяющееся книзу гнездо. Часто в боковых гранях кам­ней вырезались пазы, в которые при подъеме и транспортировке вклады­вался канат.

  Кладка стен и стоечно-балочных конструкций из камня велась только «насухо», т. е. без применения раство­ра. Фундаменты обычно выводились не сплошными, а только под стенами и отдельными опорами. Цокольная часть снаружи выкладывалась больши­ми каменными плитами, поставлен­ными на ребро.[3]

  Стены возводились из прямоуголь­ных квадров горизонтальными ряда­ми с чередованием ложков и тычков и соблюдением перевязки швов. Ко­лонны складывались из цилиндри­ческих блоков-барабанов. Соприкаса­ющиеся грани тщательно обрабаты­вались. Особенно ровными были го­ризонтальные грани — постели, через которые передавались вертикальные нагрузки.

  Устойчивость безраспорных гре­ческих конструкций, работающих на сжатие и изгиб, обеспечивалась без дополнительных связей. Однако опасность землетрясений заставляла иногда скреплять каменные блоки в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. Крепление блоков производилось металлическими штырями и пиронами, вставленными в специаль­ные гнезда и залитыми свинцом. Для крепления барабанов применялись также деревянные штыри.

  В стоечно-балочной конструкции особенно важным элементом явля­лась основная балка — архитрав, опи­рающаяся на колонны и воспринимаю­щая вышележащую нагрузку от кон­струкции кровли. Работая на изгиб, она ограничивала расстояние между колоннами — интерколумний. В не­больших галереях балка делалась из монолитного блока; в крупных зда­ниях, начиная с VI в. до н. э., она сос­тавлялась из двух или трех постав­ленных на ребро блоков, благодаря чему упрощались ее транспортировка и подъем. Конструкция позволяла пе­рекрывать пролеты до 4—4,5 м.

  Можно предполагать, что греки достигли больших успехов и в созда­нии деревянных конструкций, чему особенно способствовало широко раз­витое в Греции кораблестроение. По­мимо устройства обычных стропиль­ных крыш существовали деревянные фермы. Крыши обычно делались дву­скатными. Несущими опорами для них служили балки, на которые через про­кладки опирался деревянный конько­вый брус, несущий стропила. Другой конец стропильных балок опирался на конструкцию галерей. Кровля высти­лалась из черепицы (иногда из мра­мора) по деревянной обрешетке, или непосредственно по стропильным брусьям. Конструкция галерей связы­валась со стеной поперечными бал­ками, на которых устраивался плафон.[4]

Градостроительство

  В архаический период  возникли греческих городов -государств (полисов) было следствием отделения ремесла от земледелия и роста товарно -денежных отношений. Этот процесс сопровождался усилением классовых противоречий между рабами и рабовладельцами, а также обострением борьбы свободного, но неимущего населения (крестьян, торговцев, ремесленников) с родовой знатью. Греческий полис состоял из городского поселения и сельской округи. Он мог иметь различное управление - олигархическое (например, в Спарте) или демократическое (например, в Афинах V в. до н. э.). Размеры полисов также были различны. Территория полиса Спарты, например, насчитывала 8400 км2, Афин — 2550 км2, шесть городов — полисов на о. Эвбея владели территорией 3770 км2. Были и мелкие полисы. Так, например, 22 полиса Фокиды делили между собой территорию 1650 км2 (т. е. в среднем на каждый приходилось около 75 км2).

Население городов составляли представители потомственно - родовой знати: крупные землевладельцы, торговцы и ремесленники. Кроме того, в городах проживало много людей из других стран - так называемые метеки, а также из близлежащих селений - периетеки. Метеки и периетеки не пользовались полным правом гражданства в полисе. Значительную часть населения составляли рабы, которых использовали как в городских, так и в сельских видах работ. Так, например, в Афинах, насчитывавших к V в. до н. э. около 300 тыс. жителей, 1/3 составляли рабы.

  По мере развития рабовладельческого строя власть, находившаяся до этого времени в руках родовой аристократии, стала сосредоточиваться в руках рабовладельцев. Города архаического периода, как правило, состояли из укрепленного акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с рыночной и общественной площадью — агорой.

  В VIII — VII вв. до н. э. города не имели еще внешних крепостных стен, появившихся в более поздний период, и все городское и сельское население находило защиту на территории акрополя. Примером такого рода может служить Селинунт.

  Селинунт, возникший на западной оконечности о. Сицилия, был одним из полисов, основанных выходцами из Мегары в середине VII в. до н. э. Акрополь Селинунта располагался на плоской скале, ограниченной с запада долиной небольшой реки, а с востока морской бухтой с песчаными пологими берегами. Здесь, по - видимому, находилась торговая гавань. На акрополе, параллельно друг другу, располагались главные храмы. Большая часть этих сооружений относится к VI в. до н. э. Быстрый рост города и активная торговля с другими греческими полисами, а также с Карфагеном, вызвали необходимость расширения города и строительства новой группы храмов на соседнем скалистом плоскогорье, восточнее города. Несмотря на то, что город не сохранился, археологи полагают, что планировка акрополя относится к архаической эпохе и что тогда уже были проложены две пересекающиеся улицы северо — южного и западно — восточного направлений. Исследователи установили, что ширина улицы северо - южного направления насчитывала около 9 м и что на нее выходили кварталы протяженностью около 30 м с поперечными проходами в 3, 6 - 3, 9 м. Пример Селинунта показывает, что уже в архаический период сложилась регулярная планировка.

  Селинунт многократно разрушался (в 409 г. до н. э. Карфагеном, затем землетрясениями), однако его руины и сейчас свидетельствуют о том, что древние греки стремились к созданию монументальных ансамблей, видимых издалека. Аналогичное впечатление производил и другой город Великой Греции - Пестум.  Греческие города — полисы жили довольно замкнутой жизнью, однако в эпоху архаики имелось несколько общегреческих культовых центров, крупнейшими из них были Олимпия и Дельфы.

Олимпия считалась общеэллинским культовым центром с древних времен. Первые Олимпийские игры, связанные с культом Зевса Олимпийского, происходили в 776 г. до н. э. Они повторялись каждые четыре года. На время Олимпийских игр прекращались междоусобные войны, и все мужское население устремлялось в Элиду, где на сравнительно небольшом пространстве, у подножья лесистой горы Кронос располагалось святилище (альтис). Главным храмом святилища был храм Зевса, построенный в 4г. до н. э. и украшенный скульптором Фидием статуей Зевса. Кроме храма Зевса в святилище было еще несколько храмов, построенных в эпоху эллинизма и ранее. Здесь же располагался алтарь Зевса, на котором во время Олимпийских игр поддерживали яркий огонь. Против храма Зевса и алтаря находился многоколонный портикстоа «Эхо», неоднократно обновлявшийся и перестраивавшийся. Окруженное этими зданиями пространство было прообразом будущих городских площадей — агор. Рядом со святилищем располагался стадион, на трибунах которого могли уместиться 40 тыс. зрителей. Для сидения использовались пологие склоны холма. Кроме стадиона в долине местной речушки Алфея имелся ипподром для конных состязаний.

  Святилище было окружено многочисленными дополнительными спортивными сооружениями: гимнасием, палестрой и т. д. Имелись и здания, связанные с общественной жизнью полиса, например булевтерий. Некоторые из этих сооружений заново были построены в эпоху эллинизма. Собственно город был небольшим. В нем проживали, главным образом, жрецы и судьи, участвовавшие в Олимпийских играх, и рядовце торгово — ремесленное население, также связанное с обслуживанием большого числа прибывавших на игры греков. Следует отметить, что рабы, хотя и использовались для всех тяжелых работ, не допускались на Олимпийские игры.[5]

 Авторитет Гипподама как теоретика и практика в области градостроительства подтверждается многими греческими писателями. Согласно Аристотелю, Гипподам участвовал в строительстве порта Афин - города Пирея (446 - 445 гг. до н. э.), а несколько позже (444-443 гг. до н. э.) в разбивке территории города Фурии, построенного выходцами из Афин на юге Италии, и города Родоса. Немецкий археолог А. Геркан приписывает Гипподаму участие в восстановлении Милета (479 г. до н. э.) после пожара и разрушений, причиненных персами в 494 г. до н. э. Если оставить в стороне планировку Родоса и Фурии — городов малоизученных, и рассмотреть планировочную организацию Милета и Пирея, то можно усмотреть в этих городах некоторые новые и общие черты. Прежде всего это касается зонирования городркой территории.

  В Милете четко выделяются три зоны: торговый центр, примыкавший к военной Львиной гавани; общественный центр, тяготевший к Театральной бухте, и два крупных жилых района. Аналогичное зонирование наблюдается и в Пирее. В Пирее главная городская площадь, носившая имя Гипподама, размещалась в центре городской территории между двумя гаванями -Торговой и портом Зея. Западнее площади располагался большой складской и портовый район, тогда как жилые районы занимали территорию юго - западнее и северо - восточнее центра. Центр Милета развивался вдоль двух пространственных координат, организующих всю планировку города, Вдоль одной из них располагались гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой — торговые и общественные площади, Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками, Южная агора имела три входа, ее размер был 166 Ч 128 м. Северная агора, значительно меньших размеров, предназначалась для торговли предметами роскоши. Между Северной и Южной агорами располагался гражданский центр городской общины. Сюда выходил булевтерий, т. е. здание, где заседал городской совет. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины. Поблизости располагался еще один гимнасий.

Как видно из планов Милета и других регулярных городов Древней Греции, планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены, окружавшие городскую территорию, как правило, не имели геометрически правильных в плане очертаний. Они не сковывали рост города и окружали свободные территории с учетом будущего его развития, Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из двух, четырех или более домов. Таким образом, город развивался путем наращивания жилых единиц от центра к периферии, Центробежные тенденции имело и пространственное развитие городского центра, Эта особенность градостроительного мышления древних греков дополнялась особым их отношением к окружавшему город пейзажу, который они рассматривали, с одной стороны, как зримое выражение их понятия о родине, с другой, — как часть мирового ландшафта или ойкумены (т, е, обитаемой части земной поверхности). Поэтому какой бы город греки ни строили, они всегда знали его местоположение в ойкумене, В этот период благодаря развитию мореходства сильно расширились географические познания, Они объединились с астрономическими сведениями о Луне и Солнце и расположении созвездий, служивших дополнительными ориентирами во время постоянных морских путешествий. Все это слилось с общим представлением о Земле как о плоском круге (по одним источникам, плавающим на воде, по другим, — поддерживавшимся воздухом), Этим объясняется появление в эпоху архаики первых изображений Земли, Так, известны карты Гесиода (VIII в, до н, э,); Анаксимандра и Гекатея (VI в, до н, э,).

  Расцвет греческой культуры и архитектуры совпадает с возвышением Афин. Остается загадкой, был ли единый композиционный замысел у строителей акрополя или этот ансамбль создавался постепенно, по мере возведения отдельных зданий. Одно можно лишь утверждать, что была единая идеологическая концепция, в соответствии с которой и строился этот ансамбль. Эта концепция состояла из нескольких позиций. Во — первых, художественный облик новых сооружений должен был отражать историческую миссию Афин как государства, которое взяло на себя роль спасительницы греческого мира от вторжения иноземцев. Во — вторых, масштаб и характер застройки акрополя должны были отражать экономический и культурный расцвет Аттики в целом. В — третьих, новый ансамбль должен был выражать те демократические начала, которые были свойственны Афинскому государству в этот период, т. е. быть подлинно народным. Все эти позиции и составляли ту идеологическую программу, которая была положена в основу перестройки акрополя. Как видно из этого перечня, религиозно — мистическое начало уступило место художественной интерпретации реальных событий этого времени. Это не значит, что культовые сооружения не отвечали своему прямому назначению, но само религиозное сознание афинян носило народный, фольклорный характер, что и позволило им объединить религиозные, мифологические и героические темы в одно единое художественное целое.

  Хронология развития Афинского акрополя V в. до н. э, позволяет нам проследить процесс формирования этого ансамбля. Весьма примечательно, что первым сооружением на нем было не архитектурное, а скульптурное произведение — статуя Афины Воительницы (Промахос), что было вполне закономерно, поскольку возглавлял строительство акрополя скульптор Фидий, уполномоченный на эту роль Периклом. Как известно, статуя Афины Промахос работы Фидия не сохранилась, поэтому существуют различные догадки по поводу ее высоты. Известно лишь, что медное копье богини, поблескивавшее на солнце, было видно с моря, находившегося на расстоянии нескольких километров от города. [6]

  Через год после установки монументальной скульптуры архитекторы Иктин и Калликрат приступили к строительству храма Афины Девы — Парфенону (447- 438 гг. до н. э.). Вскоре этот периптер, построенный из пентелийско - го мрамора, занял южную часть акрополя и его монументальный объем (30, 89 Ч 69, 54м) получил доминирующее положение в пейзаже. В 437 г. до н. э, архитектор Мнесикл начинает строительство главного входа на акрополь — Пропилеи (закончены в 432 г. до н. э.). Композиционная ось Пропилеи стала почти параллельной Парфенону и была ориентирована на Афину Промахос. В 431 г. до н. э. в связи со смертью Перикла (429 г. до н. э.) и началом пелопоннесской войны строительство на акрополе было приостановлено, но уже в 421г. до н. э. начинается строительство Эрехтейона. Это асимметричное здание, посвященное культу Афины Полиады и Посейдона, заменило старый храм Гекатомпедон, но было построено севернее его. Причем главный его ионический портик был обращен к северу, в сторону Афинской агоры.

  Расцвет Афин был недолговечным. Стремление этого государства к расширению своего политического и экономического влияния привело к столкновению с Пелопоннесским союзом городов, во главе которого находилась Спарта. Это привело к тяжелой и бесславной для Афин Пелопоннесской войне (431 — 404 гг. до н. э.), в результате которой Афины постепенно утратили свое ведущее положение в Греции.

  Но прежде чем наступил этот период, многовековой процесс строительства городов — государств был подытожен в трудах двух крупнейших философов древности Платона (428 — 348 гг. до н. э.) и Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.).

  Платон проповедовал правильность городской планировки и одинаковость жилых домов. Аристотель же критиковал чрезмерно жесткую планировочную схему Платона. Он писал: «Не нужно устраивать город так, чтобы он весь в целом имел правильную планировку. Надо, чтобы планировка была правильна только в отдельных частях и кварталах. Так будет лучше и для безопасности города, и для его благообразия».

Аристотель высказывал также свое мнение о городских площадях. Он предлагал одни площади целиком предоставить торговле и разместить вокруг них базилики, присутственные места и судебные учреждения. Другие площади, которые Аристотель называл «чистыми», он советовал окружить храмами, гимнасиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Аристотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной системы и была более гибкой и жизненной, чем схема Платона. В «идеальном городе» Аристотеля можно увидеть многие черты Афин IV в. до н. э.

  Платон и Аристотель не были единственными античными авторами, писавшими о городе. Знаменитый греческий врач Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) написал специальный трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором изложил свои наблюдения за климатическим режимом в греческих городах; историк Фукидид (460 — 400 гг. до н. э.) уделил большое внимание изучению истории городов и прежде всего Афин.

  Следующий этап в развитии греческого градостроительства относится к эпохе эллинизма. Как в свое время классический период был связан с возвышением Афин, так период становления эллинизма связан был с возвышением Македонии. Первым известным нам городом, которому Александр даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена. Приена была окружена крепостной стеной, которая охватывала территорию, предусматривавшую дальнейший рост города. Размеры общественного центра Приены и многочисленные зрелищные сооружения также были рассчитаны на город более крупных размеров. Несмотря на довольно крутой рельеф, план города был строго регулярным. Главная улица имела западно — восточную ориентацию и называлась Улицей Западных ворот. Она была единственной проезжей магистралью города. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы, проложенные поперек складок рельефа, были крутыми и в основном представляли собою вырубленные в скале лестницы. Ширина улиц была традиционна. Улица Западных ворот имела ширину 7, 36 м, второстепенные — 3 — 4, 4 м. Город был разделен на жилые кварталы, которые по своим пропорциям отличались от кварталов соседнего Милета. Они имели размер 120 Ч 160 футов (35, 4 Ч 47, 2 м), т. е. их стороны соотносились как 3: 4. Следует отметить, что в Приене во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения», примером чему может служить главная городская агора. Вообще в древнегреческом градостроительстве трудно найти другой такой город, где гармонизация городского пространства была бы проведена с такой последовательностью, как в Приене. Каждый из жилых кварталов состоял из нескольких, чаще всего четырех жилых домов. Жилые дома Приены были двух типов. Более скромные жилища состояли из небольшого мощеного дворика, окруженного жилыми и служебными помещениями, среди которых особенно выделялась своим портиком главная комната хозяина дома. Были также и более богатые дома с внутренними перистилями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проемами входов.

  Таким образом, Приена являлась уникальным образцом эллинистического градостроительства, соединившим в себе два направления в развитии градостроительного искусства Греции: усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях.

  Эпоха эллинизма оставила свои следы не только в Афинах, но и в других городах материковой Греции, а также в таких малоазийских центрах, как Ми -лет, Магнесия на Меандре, Эфес, Эллинистические влияния сказались и на городах Сирии (Пальмира, Гераса) и даже на городах Египта, Храмовый ансамбль на о, Филе является ярким тому примером,

Оценивая в целом градостроительство второй половины IV - конца II вв, до н, э,, можно сказать, что за этот период в нем появились новые черты, обусловленные дальнейшим развитием рабовладельческого общества, образованием крупных монархических государств, объединивших в своем составе многочисленные народы Востока и Запада. Централизация и сосредоточение в ее руках богатств и массы рабов делало возможным исполнение самых грандиозных замыслов. В этот период строились целые столичные города с большими административными и общественными площадями, роскошными дворцами правителей, торговыми и военными гаванями и водопроводами. В них сооружались центры науки и искусства -мусейоны, библиотеки, театры, многочисленные стадионы, бани, устраивались сады и парки.

  Регулярное градостроительство приобрело новые черты, которые заключались в развитии главных городских пространств, в стремлении к созданию архитектурно насыщенных городских центров, Городские пространства стали в этот период самостоятельной архитектурной темой, В связи с этим особое значение приобрели колоннады и портики, придававшие городским площадям геометрическую правильность и единообразие, Перистиль стал играть ведущую роль как в жилой архитектуре, так и в святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях. В развитии городских пространств наблюдалась тенденция к замкнутости.

Значительного развития достигли городские ансамбли, расположенные в разных уровнях, которые несмотря на сложность рельефа представляли собой единые архитектурные композиции.

  Эллиниртические города славились своим благоустройством, наличием водопроводов, замощением главных улиц и площадей. В то же самое время в городах наблюдался резкий контраст между жилищами богатых и бедных жителей. В жилой архитектуре этого времени наметились несколько типов зданий. Жилые дома социальной верхушки городского общества строились по подобию дворцов — все помещения группировались вокруг перистиля. Жилые дома бедняков более походили на лачуги. В этот период появились в крупных городах (в Александрии, Тире) многоэтажные дома для сдачи помещения внаем городской бедноте. Большое распространение получили виллы. В эпоху эллинизма прежняя глубокая связь греческого искусства с местными народными традициями нарушилась и заменилась стремлением к выработке сначала всеэллинского, а затем и космополитического художественного языка. Этот процесс сопровождался привнесением в искусство греков восточных элементов, что сказывалось в области градостроительства в увеличении масштабов архитектурных ансамблей, в увлечении их формально - композиционной стороной в ущерб идейно -художественному содержанию, в стремлении к пышной декорировке. В то же самое время греческая архитектура обнаружила способность приспосабливаться к архитектурным традициям других народов, что приводило в отдельных случаях к созданию замечательных ансамблей.

  В последний свой период эллинистическое искусство развивалось одновременно с римским с той только разницей, что первое из них деградировало, а второе находилось в процессе становления и развития. Очень часто этот процесс протекал в одних и тех же городах, перешедших из рук греко - македонских правителей в руки римских завоевателей. Вот почему римское градостроительство считается прямым продолжением греческих градостроительных традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: