Глава 3. Бюджет развития как механизм финансирования инновационной деятельности

Бюджет развития и принципы его формирования

Государственная поддержка инвестиционной деятельности представлена комплексом мер, направленных на содействие улучшению результатов инвестиционной деятельности инновационных фирм. Одной из таких мер государства, связанных с привлечением дополнительных источников для поддержки инвестиционного процесса в стране, является Бюджет развития (в дальнейшем, БР). Бюджет развития - это особая форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления. БР призван аккумулировать слабеющие инвестиционные потоки в экономику и поддерживать перспективные направления ее развития, на которые у государства не хватает средств. Курируют БР - Министерство Экономики (отвечает за практическое применение БР и распределение средств) и Министерство Финансов РФ (отвечает за нормативное обеспечение).

Бюджет развития основывается на следующих принципах:

1. гарантированность источников образования;

2. высокую экономическую эффективность реализуемых проектов (в т.ч. (проекты должны обладать максимальным межотраслевым и мультипликативным эффектом);

3. исключительно долевой характер финансирования (государство выступает в роли частного инвестора);

4. диверсификацию риска государства с частным капиталом;

5. конкурсное размещение государственных инвестиционных ресурсов для реализации проектов, выдвигаемых предприятиями;

6. безусловный возврат выданных кредитов с начисленными по ним процентами.

Источниками формирования БР РФ могут выступать:

1. связанные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства РФ;

2. инвестиционные кредиты Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития;

3. ассигнования из федерального бюджета;

4. централизованная и перераспределенная часть амортизационных отчислений (государство имеет достаточно крупные пакеты акций во многих акционерных обществах);

5. превышение возвращаемых кредитов над кредитами, которые государство выдает из федерального бюджета ближнему и дальнему зарубежью (разницу Минфин показывает в разделе "Международная деятельность" со знаком "-", никак не отражая его в доходной части и естественно распределяет эту сумма по своему усмотрению, а не в соответствии с законом о федеральном бюджете);

6. дивиденды по акциям государственного пакета, часть доходов ЦБ, арендная плата, доходы от приватизации;

7. другие источники бюджета (включая доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности)[24].

Основаниями для поддержания инвестиционной деятельности за счет средств Бюджета развития служат:

1. характер производства, принадлежность инновационной фирмы к кризисным отраслям (конверсионное производство, угольная промышленность, аграрно-промышленный комплекс);

2. характер продукции, намечаемой к выпуску при реализации высокоэффективны коммерческих проектов (уникальная, экспортная, импортозамещающая, пользующаяся спросом на внутреннем рынке);

3. характер хозяйственной деятельности (субъекты малого и среднего предпринимательства).

Таким образом можно сделать вывод о том, что бюджет развития - это расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

 

 

Механизм финансирования инновационной деятельности за счет средств Бюджета развития

 

Средства Бюджета развития предоставляются, в частности, только тем инновационным фирмам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным из федерального бюджета средствам на возвратной основе, а также находящимся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства. Фирма-претендент на государственную финансовую поддержку должна представить к конкурсу бизнес-план проекта или проектов установленной формы. После проведения конкурса заемщик должен провести тендер среди поставщиков и составить график выплат. Пройдя конкурсный отбор с положительным результатом, инновационная фирма может выбирать из следующих возможных форм поддержания инвестиционной деятельности предприятий за счет Бюджета развития:

1. субсидирование бесприбыльных проектов за счет средств, полученных от международных организаций;

2. приобретение на ограниченный срок государством части пакета акций, выпущенного предприятием в связи с реализацией конкретного инвестиционного проекта;

3. предоставление льготного инвестиционного кредита или конверсионного кредита;

4. гарантирование частичного возмещения кредиторам средств, потерянных заемщиком (по не зависящим от него причинам) при реализации инвестиционного проекта;

5. гарантирование погашения связанных кредитов, предоставленных фирмам иностранными банками[25].

    Бюджет развития является реальным финансовым инструментом активизации инвестиционной деятельности в стране. Предоставляя кредиты фирмам, разрабатывающим инновационные товары и услуги, государство косвенно обеспечивает структурную перестройку экономики при условии, что полученная прибыль реинвестируется в национальное производство. Таким образом Бюджет развития является эффективной формой образования и расходования денежных средств для получения прибыли и косвенно для повышения уровня НТП в стране - с точки зрения государства и для финансирования деловых операций - с точки зрения фирмы.

 

 

Заключение

 

На этом заканчивается рассмотрение методологии финансирования инновационных проектов. В работе была сделана попытка рассмотреть так называемые рыночную и нерыночную области управления процессом создания инноваций, последить их взаимосвязь, а также проанализировать оптимальный набор методов финансирования проектов с точки зрения фирмы и с точки зрения государства и фирмы. Т.е., в частности, процесс выделения бюджетных ассигнований воспринимается как предоставление фирмам заемных средств, при этом анализируются альтернативные возможности получения этих средств.

Одновременно с этим, лейтмотивом проходит мысль о том, что государство, финансируя эффективные проекты фирм, в конечном итоге получает в качестве отдачи - высокий уровень научно-технического прогресса в стране как результат общей суммы революционных НИОКР. В этом случае государственная поддержка обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (имеются в виду создание общественные блага) - это так называемый "провал рынка" (market failure).

Надо отметить, что проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловых операций очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках.

К сожалению, единой стратегической инициативы, которая генерировала бы существенное увеличение активности инновационного предпринимательства в России пока нет, поэтому поддержка развития деятельности инновационных фирм требует широкого круга государственных акций, направленных на стимулирование предпринимательской активности в инновационной сфере.

 

 

Список литературы

 

1. Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г.). - Нормативная компьютерная база данных "Гарант", 1996, №127-ФЗ

2. Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". - "Гарант", 1999, №39-ФЗ

3. Закон РФ "О Федеральном бюджете на 1999 год". - "Гарант", 1999, №36-ФЗ

4. Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. Врублевской О.В., Романовского М.В. - М, Юрайт, 1999

5. Валдайцев С.В. Коммерческая реализация новых технологий. - СПб, СПбГУ, 1995

6. Инновационный менеджмент/Под ред. Ильенковой С.Д. - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997

7. Кутейников А.А. Технологические нововведения в экономике США. - М., Наука, 1990

8. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджемнта/Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 1999

9. Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа. - М., Филинъ, 2000

10. Мотовилов О.В., Кальварский Г.В. Сущность новых условий хозяйствования в отраслевой и академической науке. - СПб, СПбГУ, 1992

11. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. - СПб, СПбГУ, 1997

12. Мотовилов О.В. Роль государства в формировании системы инновационного финансирования/Российский путь в экономике. - №7, 1996

13. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 1997

14. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. - М., ЮНИТИ, 0,1999

15. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М., Финансы и статистика, 2000

16. Свободина Л.М. Инновативность и внутрифирменный менеджмент. - СПб., СПбГУ, 1999

17. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М., Экономика, 1989

18. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами/Под ред. Валдайцева С.В. - СПб, СПбГУ, 1995 

19. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., "Бизнес школа "Интел-Синтез", 1998

20. Финансирование и кредитование инновационной деятельности/Под ред. Валдайцева С.В., Мотовилова О.В. - СПб, СПбГУ, 1993

21. Экономика предприятия/Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - М., Банки и биржи, 1998

22. Тульцева М. Бюджет развития - новая реальность. - http://www.economics.ru - 2000

23. Проект закона РФ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации". - http://smesupport.leontief.ru - 2000

24. Продуктовые и процессные инновации. - http://docs.rcsme.ru - 2000

25. Венчурный капитал. - http://www.techbusiness.ru - 1999

26. Факторинг в вопросах и ответах. - http://www.factoring.ru - 2000

27. Инновации на рубеже веков - http://iic.rags.ru. - 2000

28. Орлов А.И. Инновационный менеджмент. - http://e-management.newmail.ru - 1998


[1] Орлов А.И. Инновационный менеджмент. - http://e-management.newmail.ru - 1998

[2] Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М., Экономика, 1989, -стр.70-71

[3] Инновационный менеджмент/Под ред. Ильенковой С.Д. - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997,

-стр.297

[4] Под "инновационным циклом" подразумевается процесс создания, распространения и использования нововведений

[5] Cхема построена на основе материала курса лекций "Экономика фирмы", преп. д.э.н., проф. Молчанов Н.Н, кафедра "Экономика исследований и разработок"

[6] Мотовилов О.В. Кальварский Г.В. Сущность новых условий хозяйствования в отраслевой и академической науке. - СПб, СПбГУ, 1992, -стр.38

[7] Валдайцев С.В. Коммерческая реализация новых технологий. - СПб, СПбГУ, 1995

 

[8] Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги и фондовая биржа. - М., Филинъ, 2000, -стр.13

 

[9] Инновации на рубеже веков - http://iic.rags.ru. - 2000

[10] Венчурный капитал. - http://www.techbusiness.ru - 1999

[11] Это предприятия особой организационно-правовой формы, осуществляющие долгосрочные вложения средств с целью получения прибыли с развитием фирмы

[12] Раздел о продаже технологий написан на основе материала курса лекций "Инновационный маркетинг", преп. д.э.н., проф. Молчанов Н.Н., кафедра "Экономика исследований и разработок"

[13] Финансирование и кредитование инновационной деятельности/Под ред. Валдайцева С.В., Мотовилова О.В. - СПб, СПбГУ, 1993, -стр.47-48

[14] Проект закона РФ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ". - http://smesupport.leontief.ru - 2000

[15] Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М., Финансы и статистика, 2000, -стр.75

[16] Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. Врублевской О.В, Романовского М.В. - М., Юрайт, 1999

[17] Закон РФ "О Федеральном бюджете на 1999 год". - Нормативная компьютерная база данных "Гарант", 1999, №36-ФЗ

[18] Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. - М., ЮНИТИ, 1999, -стр.171

[19] Подробнее методы государственного финансирования рассматриваются в §2

[20] Мотовилов О.В. Роль государства в формировании системы инновационного финансирования/Российский путь в экономике. - №7, 1996

 

[21] Продуктовые и процессные инновации. - http://docs.rcsme.ru - 2000

[22] Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 1997, -стр.171

[23] Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике". - Компьютерная нормативная база данных "Гарант", 1996, №127-ФЗ

[24] Тульцева М. Бюджет развития - новая реальность. - http://www.economics.ru - 2000

[25] Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. - М., ЮНИТИ, 1999, -стр.316



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: