Производственный метод исчисления ВВП

 

При расчете производственным методом ВВП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц-резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам. Валовая добавленная стоимость – это разница между стоимостью произведенных товаров и оказанных услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением).[10] Выпуск – это стоимость всех произведенных резидентом за период материальных благ и оказанных услуг.[11] В соответствии с принятой в СНС трактовкой границ сферы производственной деятельности выпуск включает:

–  все товары независимо от их использования (как товары, поставленные другим единицам, не являющимся их производителями, так и товары, произведенные для собственного конечного потребления или накопления, включая прирост запасов материальных оборотных средств у производителя);

–  услуги, предоставленные другим институциональным единицам, в частности нерыночные услуги органов государственного управления и некоммерческих организаций;

–  услуги домашних хозяйств по проживанию в собственном жилище и домашние услуги, оказываемые оплачиваемой домашней прислугой. Бесплатные домашние услуги, оказываемые членами домашнего хозяйства друг другу (приготовление пищи, стирка, уборка, ремонт домашнего оборудования и т.п.), не включаются в границы сферы производства в СНС.

В сферу производства должно включаться также производство товаров и услуг в результате деятельности, как правило не охватываемой регулярным статистическим наблюдением и называемой «ненаблюдаемой экономикой». Объемы производства всех видов прямо не наблюдаемой экономической деятельности должны оцениваться с помощью специальных методов и включаться в выпуск товаров и услуг.

Существуют следующие типы выпуска продукции: рыночная продукция; продукция, производимая для собственного конечного использования; другая нерыночная продукция. Рыночная продукция включает:

–  товары и услуги, реализуемые по экономически значимым ценам путем продажи или бартера;

–  товары и услуги, предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;

–  товары и услуги, производимые одним заведением предприятия (подразделением, находящимся на самостоятельном балансе или являющимся отдельной учетной единицей) и поставляемые другим заведениям того же предприятия для использования в производстве в том же или последующих периодах (например, продукты питания, переданные подсобными хозяйствами предприятия в столовые, детские учреждения, дома отдыха, принадлежащие данному предприятию, и т.п.);

–  готовую продукцию и незавершенное производство, поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя и предназначенные для рыночного использования, т.е. на перечисленные выше цели.

Продукция, производимая для собственного конечного использования – это товары и услуги, производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления (например, сельскохозяйственные и другие продукты, произведенные для этих целей в фермерских, крестьянских или подсобных хозяйствах населения; строительство хозяйственным способом; услуги по проживанию в собственном жилище; услуги оплачиваемой домашней прислуги и т.п.). Другая нерыночная продукция включает:

–  товары и услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим институциональным единицам, включая услуги, оказываемые обществу в целом (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления, обороны и др.);

–  товары и услуги, предоставляемые одним заведением другому (принадлежащему тому же нерыночному производителю) для использования в процессе производства (например, услуги учебных заведений, принадлежащих бюджетным организациям и занимающихся повышением квалификации их кадров);

На готовую продукцию и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя.

Рыночный выпуск товаров и услуг рекомендуется оценивать в основных ценах или, если это невозможно, в ценах производителя. Основная цена – цена, получаемая производителем за товары и услуги, исключая любые подлежащие уплате налоги на продукты и включая субсидии на продукты. Цена производителя – цена, получаемая производителем за товары и услуги, включая подлежащие уплате налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт) и исключая субсидии на продукты.[12] Налоги на продукты – это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости произведенных товаров и услуг.[13] К ним относятся следующие наиболее распространенные налоги:

–  налог на добавленную стоимость (НДС) и налоги типа НДС;

–  акцизы;

–  налоги на продажи, покупки, налог с оборота и т.п.;

–  налоги на отдельные виды услуг (услуги транспорта, связи, страхования, рекламы, развлечения, игры и лотереи, спортивные мероприятия и т.п.);

–  налоги на прибыль фискальных монополий (средства, полученные государственными предприятиями, которым по закону предоставляется монополия на производство и распределение определенных товаров и услуг, в результате превышения предельного уровня рентабельности и взысканные в государственный бюджет);

–  налоги на импорт и экспорт, таможенные пошлины.

Субсидии на продукты – это субсидии, выплачиваемые обычно пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами. К ним относятся, например, регулярные возмещения предприятиям из государственного бюджета постоянных убытков, возникающих в результате того, что продажная цена на производимую ими продукцию устанавливается ниже средних издержек производства; субсидии на экспорт и импорт и др.

Товары и услуги, произведенные для собственного конечного использования, оцениваются в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги. Нерыночные услуги, оказываемые учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, оцениваются исходя из текущих затрат этих организаций, включая потребление основного капитала.[14]

Промежуточное потребление – это стоимость товаров) и услуг (за исключением основных фондов), потребленных в данном периоде для производства новых товаров или услуг.[15] Оно включает: 1) затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов (покупных и собственного производства), продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т.п.; 2) оплату работ и услуг, предоставленных другими предприятиями и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, вычислительных центров, коммунальные услуги, услуги рекламы, банков, страхования, юристов, консультантов и т.п.). Промежуточное потребление оценивается по ценам покупателей, действующим на момент поступления товаров и услуг в процесс производства и включающим торгово-транспортную наценку и налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость) за вычетом субсидий на продукты.

При исчислении валовой добавленной стоимости должно учитываться также промежуточное потребление услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом. Стоимость этих услуг определяется как разница между процентами, полученными и выплаченными финансовыми посредниками (например, банками), и эта величина относится в принципе ко всем их клиентам, т.е. к предприятиям и домашним хозяйствам, резидентам и нерезидентам. Поэтому она должна быть распределена между ними и показана соответственно в промежуточном потреблении предприятий, в конечном потреблении домашних хозяйств и экспорте услуг, что соответствует требованиям СНС 1993 года. Однако методика такого расчета находится в стадии рассмотрения, а пока большинство стран использует прежний подход, согласно которому все услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом, относятся к промежуточному потреблению условной единицы, выпуск которой равен нулю. Таким образом, сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов должна быть уменьшена на величину стоимости услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом.

Однако для оценки ВВП в рыночных ценах этого недостаточно. Необходимо учитывать также чистые налоги на продукты, •е- добавить налоги на продукты, не включенные в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов, и вычесть субсидии на продукты, включенные в оценку валовой добавленной стоимости. К таким налогам на продукты относятся прежде всего налоги на импорт и налог на добавленную стоимость, которые не учитываются в валовой добавленной стоимости. Кроме того, если валовая добавленная стоимость исчисляется в основных ценах, как это рекомендует СНС 1993 года, то необходимо добавить и все остальные налоги на продукты (акцизы, налоги на экспорт, налог с продаж, налог с оборота и т.п.), так как в этом случае они не учитываются в валовой добавленной стоимости. Субсидии на продукты (кроме субсидий на импорт), напротив, включаются в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов в основных ценах и поэтому должны быть исключены из общего итога ВВП в рыночных ценах.[16]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: