Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23, «Уральская сказка» г. Лесного Свердловской области  с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет.

Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программ:

1. В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А.

Ананьев [1, 7]  ставит задачи развития физической активности детей, о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться..

2. «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой.

По рекомендациям данной программы у детей младшего возраста ведется работа над закреплением таких культурно- гигиенических навыков: как умение умываться, пользоваться предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовой платок) и осмысленному их использованию и соблюдение культурно-гигиенических процедур (подготовка к еде, ко сну)

3. «Программы воспитания и обучения в детском саду» под

редакцией М.А.Васильевой.

Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Нами были определены задачи исследования:

1. Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.

3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста

4. Определить эффективность разработанных мероприятий

Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Цель эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы (см.приложение1).

Сформированность  культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы

Таблица 1

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены включают

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке

Уровень сформированности

В.Даниил 2 1 1 1 2

2

1 1 2 1 1 2 1 1 1 3

2

25 (н)  
Г.Коля 2 1 1 1 2

2

1 1 1 1 1 2 1 1 1 3

1

23 (н)  
Г. Даша 2 2 3 3 3

3

2 2 2 2 1 3 3 2 2 3

2

40 (с)  
К.Геля 2 2 2 3 3

2

2 1 2 2 1 2 2 2 2 3

2

35 (с)  
К. Эдик 2 2 2 2 2

2

2 2 1 1 1 3 1 2 1 3

2

31 (с)  
                                           

 

Примечание.                                          

1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

-Мыть лицо, руки

-Закатать рукава;

- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.

2. Навыки опрятной еды включают умение:

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-Не крошить хлеб;

- Пережевывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодари

3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;

-Снять платье (рубашку, шорты);

-Аккуратно повесить;

-Снять обувь;

-Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:

ü правильно выполненное действие ребенок получал -  «3»

ü действие выполненное с небольшими неточностями –«2»;

ü неумение выполнять действие – (1)

Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей

Уровень Баллы
высокий 41 -51 б
средний 28 -40 б
низкий 0-27 б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: