Описание методики диагностики уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 23, «Уральская сказка» г. Лесного Свердловской области с детьми второй младшей группы возраста 3-4 лет.
Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с помощью методических рекомендаций и в соответствии с требованиями программ:
1. В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А.
Ананьев [1, 7] ставит задачи развития физической активности детей, о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться..
2. «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой.
|
|
По рекомендациям данной программы у детей младшего возраста ведется работа над закреплением таких культурно- гигиенических навыков: как умение умываться, пользоваться предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовой платок) и осмысленному их использованию и соблюдение культурно-гигиенических процедур (подготовка к еде, ко сну)
3. «Программы воспитания и обучения в детском саду» под
редакцией М.А.Васильевой.
Ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, освоить элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Нами были определены задачи исследования:
1. Изучить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
2. Определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы.
3. Разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей младшего дошкольного возраста
4. Определить эффективность разработанных мероприятий
Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Цель эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы (см.приложение1).
|
|
Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей экспериментальной группы
Таблица 1
Имя, фамилия ребенка | Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены включают | Сформированность навыка опрятной еды | Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке | Уровень сформированности | |||||||||||||||||
В.Даниил | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 25 (н) | |||
Г.Коля | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 23 (н) | |||
Г. Даша | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 40 (с) | |||
К.Геля | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 35 (с) | |||
К. Эдик | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 31 (с) | |||
Примечание.
1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
-Мыть лицо, руки
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.
2. Навыки опрятной еды включают умение:
-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодари
3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за:
ü правильно выполненное действие ребенок получал - «3»
ü действие выполненное с небольшими неточностями –«2»;
ü неумение выполнять действие – (1)
Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей
Уровень | Баллы |
высокий | 41 -51 б |
средний | 28 -40 б |
низкий | 0-27 б |