Вывод по первой главе

Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением психо - эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма»- писала она.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка (Л. Выгодский).

Искусство воспитания – это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых – наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда – педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра – это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГР КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Констатирующий этап эксперимента и его результаты.

Для проведения эксперимента, было взято 10 детей старшего дошкольного возроста.

За основу для написаний авторской программы “Радуга эмоций” была взята программа Крюковой С.В. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” и рекомендации О.В. Хухлаевой.

К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия для программы “Радуга эмоций”, к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.

Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Задачи: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

В эксперименте были проведены методики и тесты, которые позволили нам продиагностировать уровень развития детей дошкольного возроста.

1 Методика понимание эмоционального состояния людей.

Цели:

1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:

а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;

б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)

2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.

4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.

5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

2. Методика «Лесенка.»

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

3. Методика «Кактус».

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

4. Тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках».

Тест позволяет выявить количество страхов у детей и определить их характер.В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения

(бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. После, составляется список страхов каждого ребенка.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.(индивидуальную анкету см. в прил.).

5. Тест «Дом-дерево-человек».

  Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

  Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.(обработка результатов см. в прил.).

   После проведения диагностики, была составлена таблица, где отображены результаты диагностики.

 

Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

Таблица №1.

Результаты диагностики указаны в таблице №1.

Названия методик Результат Обследование (10 чел.)
    10.12.09- 10.05 10г   
1.Понимание эмоционального состояния людей. Хорошо плохо 23%     82% 77%     18%
2.Тест Тревожности Высокий Средний низкий 56%       37% 24%       40% 20%        23%
3.Методика «Лесенка» Завышенная Адекватная заниженная 18%        8% 34%        49% 48%         43%
4.Методика «Кактус» Высокий Средний низкий 45%        30% 42%        23% 13%         47%
5.Тест «Страхи в домиках» Высокий Средний низкий 63%         46% 21%         20% 16%          34%
6.Тест «Дом-Дерево-Человек» Трудности в общении Недоверие Незащищенность Чувство неполноценности 75%          40% 61%          29% 83%          64% 54%          38%

 

Выделяют 3 уровня развития эмоциональной сферы:

Первый уровень – низкий.

-Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.

-Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.

-Умеет различать эмоции в интонациях речи.

Второй уровень – средний.

-Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.

-Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.

-Умеет различать эмоции в интонациях речи.

-Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.

-Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.

Третий уровень – высокий.

-Умеет определять основные эмоции по внешним сигналам.

-Умеет определять оттенки основных эмоций по внешним сигналам.

-Умеет различать эмоции в интонациях речи.

-Умеет выражать основные эмоции через интонации речи.

-Умеет сопоставлять эмоциональный звуковой образ с изображением на пиктограммах.

-Использует основные выразительные средства для передачи образа героя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: