Индивидуальная работа с учащимися по выполнению исследовательских работ разного уровня

Такая работа ведется, начиная со второго уровня образовательных программ в рамках индивидуально-групповых занятий и, в свою очередь, имеет несколько уровней:

- выполнение зачетной исследовательской (или реферативной с элементами исследования) работы, которая при реализации образовательной программы с элементами исследований является обязательной для каждого учащегося. Такая работа защищается, как правило, в рамках семинара учебной группы и требует минимального консультирования со стороны педагога. Основная функция – приобретение навыка (при консультационной поддержке педагога) выстраивания структуры работы, овладение методикой сбора экспериментального материала; представления работы в соответствии с требованиями;

- к участию во внешних конференциях требуется более серьезная подготовка, прежде всего, со стороны педагога, поскольку такое представление предполагает оценку внешними экспертами качества руководства исследовательскими работами в его учебной группе. При этом педагог должен выявить и смотивировать школьника на высказывание самостоятельной точки зрения относительно выстраивания им хода выполнения работы и подготовить к ответу на неожиданные вопросы, которые ставят ребенка на позицию самостоятельного исследователя;

- при подготовке ребят, способных претендовать на призовые места на конференциях достаточно высокого уровня требуется самостоятельность и оригинальность мышления, самостоятельное выдвижения гипотез, наличие собственных идей относительно изменения хода или методик эксперимента непосредственно в ходе его осуществления;

- и, наконец, осознанное решение продолжить образование в высшем учебном заведении избранного профиля; готовность приложить для этого соответствующие усилия, изменить свою жизнь, привычки определяет состоявшееся самоопределение учащегося в поле профессиональных возможностей.

Важным фактором развития субъектной позиции является вовлечение учащихся в систему организации, подготовки и экспертизы конференций (как это происходит, например, на Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского). В процессе взаимодействия со сверстниками из других образовательных учреждений и городов ребята получают возможность взглянуть со стороны на собственные исследования, более полно выявить их смысл для себя лично.

В процессе выполнения исследовательских задач на каждом уровне (см. рис. – иллюстрирует предмет осваиваемый учащимися и круг их содержательного общения при занятиях соответствующего уровня) происходит поэтапное погружение учащихся в соответствующую проблематику, в процессе которого происходит (в соответствии со склонностями и способностями) повышение мотивации учащихся к изучению предмета, освоение материала, выход на индивидуальные проекты, решающие поставленные проблемы. На каждом уровне освоения (от начальной мотивации до проектирования собственной образовательной траектории) реализуются свои специфические формы участия, в которых учащиеся контактируют со специалистами (от педагога дополнительного образования до научного сообщества) при решении проблем соответствующего уровня. При поступательном движении от основания к вершине пирамиды происходит социализация учащихся в соответствующем профессионально сообществе, расширение их профессиональных и социальных горизонтов, количества контактов с разными участниками как внутри сообщества, так и вне его.

Анализируя богатейшую практику работы учреждений дополнительного образования детей мы выделили ряд форм образовательной деятельности, которые можно свести к следующим (в каждом конкретном случае педагог может разрабатывать и использовать и самостоятельно разработанные формы):

1. Аудиторные занятия в учебной группе. Наиболее традиционная, репродуктивная форма, предполагает освоение учащимися знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине. Вместе с тем, вряд ли от этой формы можно отказаться совсем. При этом занятие в группе дополнительного образования отличается от урока в общеобразовательной школе. Здесь могут применяться групповые и индивидуальнее занятия, лабораторные и практические работы, творческие дискуссии и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: