Из вступительной статьи в сборник Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского 2008 года. А.В.Леонтович

Вот уже пятнадцать лет в апреле представители десятков регионов Росси собираются в Москве, в Доме научно-технического творчества молодежи и Лицее № 1553 «Лицей на Донской», чтобы принять участие в обширной образовательной программе Всероссийских юношеских Чтений им. В.И.Вернадского.

За время, прошедшее с 1-х чтений (1994 год) в их работе приняло участие более 15 тыс. человек из более чем 700 городов и населенных пунктов 75 регионов России. Чтения стали школой методического опыта для сотен творческих педагогов, а для тысяч ребят – ступенькой взросления, местом незабываемых встреч, которые для многих определили будущий жизненный путь.

С самого начала Чтений группа их организаторов, среди которых такие выдающиеся педагоги, специалисты в своих областях, как Н.В.Свешникова, А.С.Саввичев, Е.М.Гурвич, А.С.Обухов и другие, видела главную цель Чтений в приобщении молодого поколения к традициям российских научных школ, ценностям интеллектуального труда, нравственным устоям интеллигенции. Для нас было наиболее важно личное общение между автором работы и ученым, обретение детьми и учителями смысла познавательной деятельности как высшей ценности человеческого существования, приобщение к великой традиции отечественной науки, давшей нам удивительных ученых, известных, помимо научных достижений, свой гражданской и нравственной позицией, которые во многом определили развитие нашего общества на протяжении столетий. Именно поэтому мы посвятили Чтения В.И.Вернадскому – выдающемуся представителю российской науки, который раздвинул горизонты познания окружающего мира; задал нравственную позицию в развитии естествознания и общества в целом. Достаточно вспомнить, что главные положения современной Концепции устойчивого развития взяты из учения В.И.Вернадского о биосфере.

Сказанное определяет то, что является главным для организаторов Чтений – это не столько грамотное выполнение каждым автором исследовательской работы. Главное - в понимании смысла и назначения сделанной работы, выработке собственной позиции по отношению к ее ходу и результатам. Мы ориентируем авторов на то, чтобы они осознавали исследуемые явления как связанные друг с другом появления жизни нашей планеты (а это природные, социальные, внутренние психологические процессы), грамотно и обоснованно использовали при этом научный способ познания – исследование. Мы видим главную задачу Чтений в том, чтобы всем его участникам захотелось и дальше работать в выбранной ими области, исследовать такой прекрасный мир вокруг нас, делиться друг с другом своими результатами. На это направлена и работа экспертов, одной из задач которых является выявление тех положительных сторон работы, о которых автор иногда даже не подозревает.

Для нас очень важен заявленный образовательный характер программы чтений им. В.И.Вернадского. Это означает, что помимо профессиональной экспертизы поступивших работ, авторы работ и их руководители приглашаются на экскурсии в научные музеи и вузы Москвы, принимают участие в интеллектуальных тренингах и методических школах и мастер-классах. Отдельной программой в рамках чтений проходит научный лекторий, на котором ведущие российские ученые рассказывают ребятам о тех открытиях, которые им довелось сделать.

В рамках Чтений приняты следующие принципы работы с

- прямое участие – каждая школа и каждый учащийся могут прислать работу на конкурс без предварительного отбора и квот;

- дистантная научная консультирование – каждая работа получает профессиональную рецензию от специально подобранного рецензента с рекомендациями по совершенствованию работы, которая высылается автору независимо от его участия в очном туре;

- проведение очного тура – юношеских чтений им. В.И.Вернадского, когда авторы лучших работ собираются в Москве и принимают участие в разнообразной научно-образовательной программе;

- использование эксклюзивной дистанционной системы сайта www.vernadsky.info, которая создает уникальные возможности для дистанционной работы участников Чтений

Многие ребята, участвовавшие в Чтениях прошлых лет, теперь приезжают на них в качестве руководителей и представляют нам своих учеников, выполнивших интересные и порой неожиданные работы.

На основе Чтений сложилось удивительное сообщество ученых, педагогов, учащихся, объединенных общими ценностями исследования, традиций российских научных школ, обновления содержания школьного образования. Именно на его основе в 2002 г. начал издаваться журнал «Исследовательская работа школьников», а в 2007 году было создано Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». Главными направлениями программы Движения стали: дальнейшее развитие сети заочных олимпиад и конкурсов, координация региональных и Общероссийских проектно-исследовательских конференций и конкурсов, проведение тематических научных школ для талантливой молодежи, научное и информационное обеспечение развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, развитие системы подготовки руководителей исследовательских работ школьников.

 

3. Межгрупповой творческий проект, приуроченный к тематическому празднику, в котором участвуют группы из разных подразделений, но каждая со своим творческим заданием. Учреждения дополнительного образования имеют богатый опыт организации таких форм. В МГДД(Ю)Т такими проектами являются, например, такие традиционные праздники, как День защиты детей, Неделя игры и игрушки, Неделя детской книги. В рамках этих проектов создается полипредметная образовательная среда, которая формируется на основе программно-методического и кадрового потенциала разных подразделений; причем учащиеся учебных групп активно привлекаются к активной деятельности в этой среде. Интересен опыт Средней общеобразовательной школы № 536 ЮЗАО города Москвы, в которой проводится исследовательский общешкольный проект по темам: «40 лет школе», «Традиции празднования Нового года на Руси» и др.

 

Из статьи «Разработка методики общешкольного проекта «Традиции празднования Нового года на Руси"». Холодкова А.И.; Борсук Г.А.; Савичева Е.А., СОШ № 536 ЮЗОУ, Москва.

После того, как учащимися школы было принято решение подготовить коллективный проект на тему «Традиции празднования Нового года на Руси», коллектив учителей школы на заседании методического совета в мае месяце стал думать, с чего начать работу, какие цели и задачи поставить, какие направления, формы и методы избрать и использовать? Перед отпуском озадачен был каждый учитель.

В сентябре на заседаниях методических объединений, после встречи с учащимися, с учетом пожелания детей, их мыслей и фантазий, скорректировали направления в поисково-исследовательской работе по возникновению празднования Нового года на Руси по возрастным группам:

- экспедиция на родину Деда Мороза в город Великий Устюг, сбор фотоматериала;

- карнавальные маски;

- карнавальные костюмы;

- новогодние елочные украшения;

- упаковки для новогодних подарков;

- кинофильмы с сюжетами про Новый год;

- беседы со старшим поколением

- школьные видеосъемки;

- материал экскурсий;

- новогодние открытки;

- художественные литературные произведения, в которых есть упоминание о праздновании Нового года.

Прежде всего коллектив решил дать серию открытых уроков по внеклассному чтению по данной тематике, где как раз и был виден поисковый результат деятельности детей: они вынуждены были заглянуть в историю (с какого времени появилась традиция празднования Нового года на Руси, кто ее впервые ввел, как эволюционировала эта традиция за 300 лет, в каком виде она дошла до наших дней). Эти открытые уроки (их было дано 7) поразили всех присутствующих творчеством, выдумкой, оригинальностью и нетрадиционностью не только наших ребят, но и учителей.

Действительно, тема одна, но как по-разному она преподнесена. Дети под руководством учителей не только выискивали и подбирали художественную литературу, не давая покоя библиотекарям и родителям, где упоминалось о Новом годе, где описывалось празднование этого замечательного праздника. Они заглядывали и в справочники, и в энциклопедии, и в исторические источники. Ребята с большим артистизмом и эмоциями обыгрывали сценки, указы, использовали костюмы, маски, сочиняли стихи, красочно оформляли творческие сочинения "Как бабушки и дедушки отмечали Новый год", как он проходит теперь в их семьях, рисовали свои поздравительные открытки. Учителя умело интегрировали уроки чтения с уроками истории, москвоведения, изо, труда.

Наряду с экспедицией в Великий Устюг, дети захотели посетить Московскую фабрику игрушек, с целью выяснения разницы изготовления и качества новогодней игрушки в начале века и в конце его. Ребята не давали покоя ни себе, ни взрослым, постепенно расширяя сферу своего поиска и исследования, пока не докопались до многих традиций этого удивительного праздника. И главный большой пафос, доброта, единство сотрудничества, постоянные диалоги, общая заинтересованность в теме проекта дала ощутимые радостные результаты в общении "учитель-ученик". Проект объединил всех: от учащихся, учителей до родителей, и каждый посильно внес свою лепту в презентацию любимого народом праздника. Нам думается, что все присутствующие почувствовали и ощутили единство устремления нашего школьного коллектива, когда послушали наших детей. Неоспорим и факт объединенного подъема учащихся всей школы. Он сказался и на результатах учебного процесса: за полгода выросло количество отличников и хорошистов.

Итак, какая же нами выработана методика общешкольного исследовательского проекта:

1. Определена идея проекта.

2. Постановка его целей и задач.

3. Определены руководители.

4. Была создана инициативная группа в составе трех учителей и двух заместителей директора по опытно-экспериментальной работе и учебно-воспитательной работе, где рассматривались этапы подготовки проекта, их корректировка, отработка последующего материала.

Совместная деятельность учащихся и педагогов приобретает несколько другой характер. Строго по интересам отбирается материал и начинается работа в более узком направлении. Одни занимаются открытками, другие – елочными игрушками, третьи слушают песни о Новом годе и смотрят кинофильмы и т.д. Весь собранный материал: открытки, новогодние елочные игрушки, подарочные упаковки, фотоматериалы, видео- и аудиозаписи, рабочие записи на экскурсиях и в экспедиции, исторический материал из интернета, рассказы старшего поколения, отрывки литературных произведений ребята условно поделили на временные отрезки:

1 - дореволюционные годы,

2 – 20-е-30-е годы,

3 – 40-е годы,

4 – 50-е годы,

5 – 60-е годы,

6 – 70-е годы,

7 – 80-е годы,

8 – 90-е годы,

9 – первые годы второго тысячелетия (наши дни).

 

4. Поход или экспедиция, в рамках которых учащиеся выполняют индивидуальные или групповые творческие или исследовательские работы по самостоятельно выбранной тематике, решают спортивные или коммуникационные задачи.  Интересен опыт организации вида «Экспедиционный туризм» в рамках Первенства по туризму обучающихся государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, который ежегодно проводится Московской городской станцией юных туристов. Этот вид предполагает, помимо прохождения спортивного маршрута, выполнение исследовательских программ в области естественных и гуманитарных наук, согласованных с научно-методическим советом при Главной судейской коллегии Первенства. Особый жанр содержательного летнего оздоровительного отдыха представляет ежегодная комплексная исследовательская экспедиция МГДД(Ю)Т, в рамках которой работает 10-12 разнопредметных групп, осуществляющие комплексное исследование района проведения экспедиции (Карелия, Мурманская область, Алтай, Бурятия и др. районы) в таких областях, как геология, экология, география, фольклористика, этнопсихология и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: