Показатель затрат на рубль товарной продукции характеризует уровень себестоимости одного рубля обезличенной продукции. Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарное продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это — наиболее обобщающий показатель себестоимости, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
· изменение структуры выпущенной продукции;
· изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
· изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
· изменение оптовых цен на продукцию.
Рассмотрим влияние этих факторов на основе данных анализа затрат на рубль товарной продукции в ООО “Адамас” Уральский ювелирный завод” в приложении 4 и расчетных показателей для анализа затрат на рубль товарной продукции в ООО “Адамас” Уральский ювелирный завод” представленного в приложении 3.
Для расчета показателей приняты следующие условные обозначения:
q - количество изделий;
S – средняя себестоимость единицы изделия;
C – средняя цена реализации единицы изделия;
S'ф - фактическая себестоимость единицы изделия, скорректированная на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.
При расчете получены следующие результаты:
Общее отклонение затрат на рубль товарной продукции от плана определяется сравнением строк 9 и 7 в приложении 4
41,34 – 78,19 = -36,85 копейки
Фактические затраты оказались ниже утвержденных планом.
Проанализируем влияние каждого из четырех вышеперечисленных факторов на это отклонение.
Влияние структурных сдвигов в составе продукции определяются сравнивая строки 8 и 7 приложения 4
44,41 – 78,19 = -33,78 копейки
Таким образом, изменения ассортимента выпущенных изделий привело к уменьшению затрат на рубль товарной продукции на 33,78 копейки.
Определим влияние изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе продукции
56,19 – 44,41 = +11,78 копеек
Полученное изменение себестоимости за счет этого фактора — это перерасход, достигнутый в результате увеличения затрат материальных ресурсов, использования более прогрессивной техники и технологии, уменьшения производительности труда.
Выделим влияние изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы
45,73 – 56,19 = -10,46 копеек
Увеличение в среднем цен и тарифов на ресурсы привело к уменьшению показателя затрат на рубль товарной продукции на 10,46 копеек.
Определим влияние последнего фактора — изменения оптовых цен на продукцию
41,34 – 56,19 = -14,85 копеек
Полученное отклонение свидетельствует об увеличении затрат на 14,85 копеек за счет уменьшения в среднем отпускных цен, установленных предприятием в отчетном периоде на свою продукцию.
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАТРАТ НА ООО “АДАМАС” УРАЛЬСКИЙ ЮВЕЛИРНЫЙ ЗАВОД”
Стремиться минимизировать расходы — не значит действовать в ущерб интересам работы предприятия, лишь бы избежать затрат. Эту задачу следует решать, отыскивая оптимально возможное соотношение доходов и расходов.
Решение может находиться в следующих направлениях:
1. Прямое снижение издержек производства за счет поиска внутренних ресурсов (например, сокращение управленческих расходов и штатов, снижение материальных затрат, повышение производительности труда).
2. Относительное снижение издержек производства (главным образом в части условно-постоянных затрат) за счет увеличения объемов производства продукции. При этом на единицу готовой продукции будут затрачиваться существенно меньшие средства.
3. Проведение грамотных маркетинговых исследований для формирования конкурентоспособных предложений с целью стимулирования повышения объема закупок постоянными клиентами и привлечения новых покупателей.
4. Установление в организации жесткой финансовой дисциплины, когда решение о расходах имеет право принимать одно лицо или несколько ответственных лиц, четко оговоренных приказом руководителя компании.
Чтобы эффективно управлять затратами предприятия, необходимо следующие составляющие:
· знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
· знание закономерностей поведения различных видов затрат предприятия;
· умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов предприятия;
· организацию системы управления производством, ориентированной на постоянные контроль затрат и поиск резервов их эффективного снижения;
· сосредоточение на предупреждении затрат, а не на их учете;
· вовлечение в систему управления затратами всех видов затрат;
· оперативность получения информации о затратах.
Так же затраты предприятия могут сократиться за счет:
· поддержания широкого ассортимента продукции;
· исследования рынка, рекламу и продвижения продукции;
· поддержания широкого круга клиентов;
· поддержания определенного качества изготовляемых изделий;
· тщательного отбора сырья и компонентов с определенными техническими характеристиками;
· повышения квалификации сотрудников;
· механизации производственного процесса;
· организации производства;
· сохранения существующей политики в отношении обслуживания техники и оборудования;
· скорости выполнения заказов;
· сохранение гибкости производственного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе были рассмотрены теоретические вопросы касающиеся затрат предприятия, проведен анализ себестоимости продукции и затрат ООО “Адамас” Уральский ювелирный завод”. Результатом этого сделан вывод, что комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.
Затраты, связанны с производством и реализацией продукции, группируются по статьям калькуляции. Группировка затрат по статьям калькуляции отражает место возникновения этих затрат и применяется для планирования, учета и калькулирования затрат на производство и реализацию единицы продукции, а также всей товарной продукции.
Анализ затрат, является важным элементом функции контроля, подготавливает информацию для обоснованного их планирования. При проведении анализа необходимо фактический уровень затрат отчетного периода сравнить установленным планом, выявить объем и причины изменения затрат по составу и структуре, установить факторы, обусловившие рост или сокращение затрат, вскрыть резервы возможного их снижения.
Калькуляционные статьи затрат, их состав и методы распределения затрат по статьям и видам продукции сформированы с учетом особенностей производства. Одной из причин изменения прямых производственных затрат является увеличение (или снижение) объема выпускаемой продукции и изменение ее структуры.
Основным фактором роста себестоимости выпуска продукции является рост себестоимости единицы продукции.
На увеличение фактической себестоимости единицы продукции по сравнению с планом повлияли такие статьи затрат как металл, безвозвратные потери металла и фонд оплаты труда рабочих.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Серьезным резервом снижения затрат на производство является расширение специализации и кооперирования. Чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. Значительные резервы снижения издержек производства заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрютина, М.С. Экономика предприятия. - М.: Дело и сервис, 2004 – 482 с.
2. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 221 с.
3. Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2007. – 611 с.
4. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2005. – 356 с.
5. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 431 с.
6. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 497 с.
7. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий): Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2005. – 264 с.
8. Ковалев, В.В., Волков, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2005. – 359 с.
9. Крылов, Э.И., Власова, В.М., Журавкова, И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 720 с.
10. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 348 с.
11. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – М.: Экономистъ, 2006. – 511 с.
12. Трубочкина, М.И. Управление затратами предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА - М, 2005. – 218 с.
13. Управление затратами предприятия: Учебное пособие/ Под ред. Г.А. Краюхина – СПб.: Издательский дом “Бизнес – пресса”, 2006. – 352 с.
14. Филатов, О.К. Экономика предприятий (организаций): Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 417 с.
15. Чуев, И.Н., Чечевицына, Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Дашков и К, 2005. – 498 с.
Приложение 1
Variable cost [1]
Variable costs are expenses that change in proportion to the activity of a business. In other words, variable cost is the sum of marginal costs. It can also be considered normal costs. Along with fixed costs, variable costs make up the two components of total cost. Direct Costs, however, are costs that can be associated with a particular cost object. Not all variable costs are direct costs, however; for example, variable manufacturing overhead costs are variable costs that are not a direct costs, but indirect costs.Variable costs are sometimes called unit-level costs as they vary with the number of units produced.
For example, a manufacturing firm pays for raw materials. When activity is decreased, less raw material is used, and so the spending for raw materials falls. When activity is increased, more raw material is used and spending therefore rises. Note that the changes in expenses happen with little or no need for managerial intervention.
A company will pay for line rental and maintenance fees each period regardless of how much power gets used. And some electrical equipment (air conditioning or lighting) may be kept running even in periods of low activity. These expenses can be regarded as fixed. But beyond this, the company will use electricity to run plant and machinery as required. The busier the company, the more the plant will be run, and so the more electricity gets used. This extra spending can therefore be regarded as variable.
In retail the cost of goods is almost entirely a variable cost; this is not true of manufacturing where many fixed costs, such as depreciation, are included in the cost of goods.
Although taxation usually varies with profit, which in turn varies with sales volume, it is not normally considered a variable cost.
In most of the concerns, salary is paid on monthly rates. Though there may exist a labour work norm based on which the direct cost (labour) can be absorbed in to cost of the product, salary cannot be termed as variable in this case. Variable cost are not the same as Fixed cost because variable cost changes while fixed cost stays constant.
Продолжение приложения 1
Переменные затраты [2]
В соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности существует две группы переменных затрат: производственные переменные прямые затраты и производственные переменные косвенные затраты. Производственные переменные прямые затраты — это расходы, которые можно на основе данных первичного учёта отнести непосредственно на себестоимость конкретных изделий. Производственные переменные косвенные затраты — это расходы, которые находятся в прямой зависимости или почти в прямой зависимости от изменения объёма деятельности, однако в силу технологических особенностей производства их нельзя или экономически нецелесообразно прямо отнести на изготовляемые продукты.
Примерами переменных затрат первой группы являются:
· Расходы на сырьё и основные материалы;
· Затраты на энергию, топливо;
· Заработная плата рабочих, осуществляющих производство продукции с начислениями на неё.
Примерами переменных затрат второй группы являются затраты сырья в комплексных производствах. Например, при обработке сырья – каменного угля – производится кокс, газ, бензол, каменноугольная смола, аммиак. При сепарации молока получают обезжиренное молоко и сливки. Разделить затраты исходного сырья по видам выпускаемой продукции в этих примерах можно только косвенным путём.
Понятие прямых и косвенных издержек условно.
Например, если основной бизнес - транспортные услуги, то заработная плата водителей и амортизация автомобилей будут прямыми затратами, в то же время для других видов бизнеса содержание автотранспорта и оплата труда водителей будут косвенными издержками.
Если объект затрат − склад, то заработная плата кладовщика будет прямой издержкой, а если объект затрат − себестоимость произведённой и реализованной продукции, то данные издержки (заработная плата кладовщика) будет косвенной по причине невозможности однозначно и единственным способом отнести её к объекту затрат – себестоимости. В зависимости от объёмов производимой продукции будет меняться величина издержек на единицу продукции.
Свойства прямых издержек.
Прямые издержки возрастают прямо пропорционально объёму производимой продукции и описываются уравнением линейной функции в которой b=0. Если издержки прямые, то при отсутствии производства они должны быть равны нулю, функция должна начинаться в точке 0. В финансовых моделях допускается использовать коэффициент b для отражения минимальной оплаты труда работников по причине простоя по вине предприятия и так далее.
Линейная зависимость существует только для некоторого диапазона значений. Например, если при увеличении объёмов производства вводится ночная смена, то оплата в ночную смену является более высокой, чем в дневную смену.
Приложение 2
Анализ себестоимости продукции по статьям в ООО “Адамас” Уральский ювелирный завод”за июль –
Ноябрь 2008 года
| Элементы затрат | Изделия 1 категории | Изделия 2 категории | Изменения по сравнению с планом | |||||||
| План сумма, тыс. руб | План удельный вес, % | Факт сумма, руб | Факт удельный вес, % | План сумма, руб | План удельный вес, % | Факт сумма, руб | Факт удельный вес, % | Изделия 1 категории удельный вес, % | Изделия 2 категории удельный вес, % | |
| Металл | 64 344,95 | 8,20 | 89 925,99 | 11,46 | 2 097 629,81 | 16,10 | 2 752 976,26 | 21,13 | +3,26 | +5,03 |
| Безвозвратные потери металла | 2 338,07 | 0,30 | 2 338,07 | 0,30 | 65 070,35 | 0,50 | 71 577,39 | 0,55 | 0,0 | +0,05 |
| Вставки | 379 546,70 | 48,70 | 229 055,71 | 29,18 | 8 467 492,18 | 65,00 | 7 020 202,36 | 53,89 | -19,52 | -11,11 |
| Безвозвратные потери вставок | 2 338,07 | 0,30 | 1 524,36 | 0,19 | 51 973,54 | 0,40 | 51 973,54 | 0,40 | -0,11 | 0,00 |
| ФОТ ювелиров-монтировщиков (с налогами) | 24 160,06 | 3,10 | 29 002,01 | 3,69 | 846 454,73 | 6,50 | 760 507,02 | 5,84 | +0,59 | -0,66 |
| ФОТ ювелиров-закрепщиков (с налогами) | 81 832,45 | 10,50 | 104 440,39 | 13,31 | 1 510 921,49 | 11,60 | 2 370 583,71 | 18,20 | +2,81 | +6,6 |
| ФОТ ювелиров-модельеров (с налогами) | 225 234,08 | 28,90 | 328 678,90 | 41,87 | 0, 00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | +12,97 | 0,00 |
| Итого | 779 794,37 | 100,00 | 784 965,43 | 100,00 | 13 039 542,10 | 100 | 13 027 820,28 | 100,00 | ||
Продолжение приложения 2
| Элементы затрат | Изделия 3 категории | Изделия 4 категории | Изменения по сравнению с планом | |||||||
| План сумма, тыс. руб | План удельный вес, % | Факт сумма, тыс. руб | Факт удельный вес, % | План сумма, тыс. руб | План удельный вес, % | Факт сумма, тыс. руб | Факт удельный вес, % | Изделия 3 категории удельный вес, % | Изделия 4 категории удельный вес, % | |
| Металл | 2104555,10 | 20,40 | 3174370,61 | 30,77 | 1 573 704,95 | 26,9 | 2257008,81 | 38,58 | +10,37 | +11,68 |
| Безвозвратные потери металла | 61900,24 | 0,6 | 82533,65 | 0,80 | 46945,78 | 0,8 | 58682,22 | 1,00 | +0,20 | +0,20 |
| Вставки | 5942723,88 | 57,6 | 4409583,66 | 42,74 | 2761376,07 | 47,2 | 2054065,97 | 35,11 | -14,86 | -12,09 |
| Безвозвратные потери вставок | 30484,33 | 0,3 | 32516,62 | 0,32 | 17533,40 | 0,3 | 15195,61 | 0,26 | +0,02 | -0,04 |
| ФОТ ювелиров-монтировщиков (с налогами) | 784395,17 | 7,6 | 800908,75 | 7,76 | 655657,23 | 11,2 | 495255,37 | 8,46 | +0,16 | -2,74 |
| ФОТ ювелиров-закрепщиков (с налогами) | 1382173,57 | 13,4 | 1816423,62 | 17,61 | 795528,44 | 13,6 | 970427,71 | 16,59 | +4,21 | +2,99 |
| ФОТ ювелиров-модельеров (с налогами) | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
| Итого | 10 306 232,29 | 100 | 10 316 336,91 | 100 | 5 850 745,87 | 100 | 5 850 635,69 | 100 | ||
Приложение 3
Расчетные показатели для анализа затрат на рубль товарной продукции в ООО “Адамас” Уральский ювелирный завод”
| Наименование категории изделий | Кол-во изделий, шт | Средняя себестоимость изделий, руб | Средняя цена реализации изделий, руб | Изменение цен и тарифов на материальные ресурсы, руб | Расчетные показатели | |||||||||
| План qп | Факт qф | План Sп | Факт Sф | План Сп | Факт Сф | S=qп*Sп | S=qф*Sп | S=qф*Sф | S=qф*S'ф | S=qп*Cп | S=qф*Cп | S=qф*Cф | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| Категория 1 | 10 | 9 | 77 979,44 | 87 218,38 | 180 000,00 | 190 230,00 | +34200,00 | 779 794,37 | 701 814,96 | 784 965,43 | 1 092 765,42 | 1 800 000,00 | 1 620 000,00 | 1 712 070,00 |
| Категория 2 | 360 | 345 | 36 220,95 | 37 761,80 | 90 000,00 | 95 260,00 | -1658,80 | 13 039 542,10 | 12 496 227,75 | 13 027 820,28 | 12 455 535,00 | 32 400 00,00 | 31 050 000,00 | 32 864 700,00 |
| Категория 3 | 600 | 587 | 17 177,05 | 17 574,68 | 28 000,00 | 31 000,00 | +5589,00 | 10 306 232,29 | 10 082 928,35 | 10 316 336,91 | 13 597 080,16 | 16 800 000,00 | 16 436 000,00 | 18 197 000,00 |
| Категория 4 | 1100 | 1097 | 5 318,86 | 5333,31 | 15 000,00 | 18 000,00 | +3500,00 | 5 850 745,87 | 5 834 789,42 | 5 850 635,69 | 9 690 141,07 | 16 500 000,00 | 16 455 000,00 | 19 746 000,00 |
| Итого | 2070 | 2038 | 29 976 314,63 | 29 115 760,48 | 29 979 758,31 | 36 835 521,65 | 38 340 000,00 | 65 561 000,00 | 72 519 770,00 | |||||
Приложение 4
Анализ затрат на рубль товарной продукции в ООО “Адамас” Уральский ювелирный завод”
| Наименование показателя | № строки | Сумма |
| Плановая себестоимость всей товарной продукции, руб. | 1 | 29 976 314,63 |
| Себестоимость всей выпущенной продукции: | ||
| а) по плановой себестоимости, тыс.руб. | 2 | 29 115 760,48 |
| б) по фактической себестоимости, тыс. | 3 | 29 979 758,31 |
| Товарная продукция в оптовых ценах предприятий: | ||
| а) по плану, руб. | 4 | 38 340 000,00 |
| б) фактически в ценах, принятых в плане, руб. | 5 | 65 561 000,00 |
| в) фактически в ценах, действовавших в отчетном году, руб. | 6 | 72 519 770,00 |
| Затраты на рубль товарной продукции по плану (стр.1:стр.4), коп. | 7 | 78,19 |
| Затраты на рубль фактически выпущенной товарной продукции: | ||
| а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент (стр.2:стр.5), коп. | 8 | 44,41 |
| б) фактически в ценах, действовавших в отчетном году (стр.3:стр.6), коп. | 9 | 41,34 |
| в) фактически в ценах, принятых в плане ((стр.3 - изменение цен):стр.5), коп. | 10 | 56,19 |
| г) фактически в оптовых ценах на готовую продукцию, принятых в плане (стр.3:стр.5), коп. | 11 | 45,73 |
| Затраты на рубль товарной продукции по отчету за прошлый год, коп. | 12 | 81,32 |
[1] http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page
[2] http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page






