Статья 159 КоАП РФ (“Стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка”)

Стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не установленных для этого местах, а также в отведенных местах с нарушением установленного порядка — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти рублей с конфискацией оружия и боевых припасов или без таковой.
Правонарушения, связанные со стрельбой из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в других, не отведенных для этого местах, а также и в отведенных местах, но с нарушением установленного порядка, посягают на общественный порядок и личную безопасность граждан.
Федеральный закон РФ от 13 декабря 1996 г. “Об оружии” регулирует отношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Он направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природных ресурсов, борьбу с преступностью, незаконным распространением оружия.
Данный закон в целях устранения различного, т. е. неоднозначного, понимания и толкования определяет ряд основных понятий, имеющих непосредственное отношение к комментируемой статье:

 

· оружие — устройство и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;

· огнестрельное оружие — оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное действие за счет энергии порохового и иного заряда.

Названный закон относит к огнестрельному оружию:

· гражданское огнестрельное оружие — самообороны, спортивное и охотничье, включая гладкоствольное;

· служебное огнестрельное оружие;

· боевое ручное стрелковое оружие.

При этом любой из указанных видов огнестрельного оружия может явиться орудием совершения правонарушения, предусмотренного ст. 159 Кодекса, независимо от способа его производства — заводского или самодельного.

Газовое оружие самообороны: газовые пистолеты и револьверы, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые и искровые разрядники; спортивное и охотничье пневматическое и сигнальное оружие; строительные пистолеты, ракетницы, взрывпакеты и иные имитационно-пиротехнические и осветительные средства — не относятся к огнестрельному оружию и не могут рассматриваться в качестве правонарушения по ст. 159 Кодекса.

Постановление Правительства РФ от 02 декабря 1993 г., утвердившее “Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации”, приказы МВД РФ от 30 декабря 1993 г. № 609 и от 24 января 1996 г. № 146, утвердившие Инструкцию о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия, и другие нормативные акты детально регулируют производство, продажу, передачу, приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия в Российской Федерации.
Диспозиция ст. 159 является бланкетной. Для определения характера нарушения необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок использования оружия в различных условиях: при охране предприятий, учреждений, организаций; в учебных заведениях, тирах, при съемках кинофильмов и т. п.
Для состава данного правонарушения необходимо наличие одного из следующих признаков объективной стороны:

· стрельба в населенном пункте;

· стрельба не в специально отведенных для этого местах;

· стрельба с нарушением установленного в определенном месте порядка.

Под специально отведенными для стрельб местами понимаются стрелковые тиры, стрельбища, стрелково-охотничьи стенды государственных и общественных организаций, открытых по разрешениям органов внутренних дел, при соблюдении условий, обеспечивающих безопасность для окружающих.
Нарушением установленного порядка является несоблюдение безопасности в каждом конкретном месте, например, открытие огня без команды руководителя стрельб или после команды “отбой”, ведение огня из неисправного оружия или в опасных направлениях, передача оружия другим лицам и т. д.
Состав рассматриваемого правонарушения не предусматривает наступления каких-либо последствий в результате совершения противоправного деяния. Поэтому же действия, повлекшие вредные последствия, должны квалифицироваться в зависимости от их характера и тяжести (вред личности, ущерб собственности и др.) по соответствующим статьям УК РФ или настоящего Кодекса.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения могут быть достигшие 16-летнего возраста граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства (ст. 13 закона “Об оружии”). Субъектами данного правонарушения могут рассматриваться лица, которым огнестрельное оружие вверено в связи с выполнением служебных обязанностей или передано во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, а также лица, которые владеют либо пользуются таким оружием в нарушение установленного порядка.
Лица в возрасте от 16 до 18 лет за нарушение правил использования огнестрельного оружия подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что виновный сознательно нарушает правила использования огнестрельного оружия и желает этого. Мотив и цель нарушения не имеют значения для квалификации содеянного. Данные правонарушения совершаются как с прямым умыслом, так и по неосторожности.

Санкция комментируемой нормы предусматривает наложение на правонарушителя штрафа с конфискацией оружия и боевых припасов или без таковой.

 

Конфискации подлежат оружие и боевые припасы, находящиеся в личной собственности нарушителя. Она не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Протокол о рассматриваемом правонарушении составляется сотрудником милиции, который вправе изъять огнестрельное оружие и боевые припасы до рассмотрения дела, о чем делается запись в протоколе с указанием марки или модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия, количества и вида боевых припасов. При отказе добровольно предъявить оружие и боевые припасы сотрудник милиции вправе произвести личный досмотр и досмотр вещей нарушителя.
К лицу, совершившему данное правонарушение при исполнении служебных обязанностей, сотрудник милиции вправе применить личный досмотр и досмотр его вещей, изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов лишь в случаях, не терпящих отлагательства.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 159 Кодекса, рассматривают и налагают административные взыскания административные комиссии при органах местного самоуправления, а также непосредственно главы поселковой и сельской администрации по месту совершения нарушений.
Дела в отношении несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет с учетом личности нарушителя и характера правонарушителя могут быть переданы на рассмотрение в районную (городскую), районную в городе комиссию по делам несовершеннолетних.

Как видно из отчета по Ханты-Мансийскому автономному округу за первый и второй кварталы 1998 г. возросло количество правонарушений по ст. 159 КоАП. Так, например, если в первом квартале 1998 г. зарегистрировано 6 правонарушений, то во втором квартале 1998 г. зарегистрировано уже 13, то есть количество административных правонарушений только за второй квартал возросло в 2.1 раза, а всего за первое полугодие зарегистрировано 19 правонарушений по данной статье.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: