Формирование ФПГ в России

 

Формирование российских ФПГ происходит на основе холдинга или объединения капиталов. Холдинг предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путями:

1) созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре управления ФПГ;

2) скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры.

Идея создания холдинговой компании состоит в таком соединении различных видов бизнеса, чтобы между ними возникла синергия или усилилось их взаимное влияние. Одной из разновидностей подобного объединения является формирование под контролем банка промышленно-финансовой группы холдингового типа. В этом случае предприятия как бы обретают эффективного собственника, способного обеспечить их устойчивое развитие и располагающего необходимыми для этого ресурсами. Для координации инвестиционной деятельности группы образуется единая холдинговая компания, осуществляющая контроль через советы директоров банков и предприятий. Существует ряд разновидностей холдингов:[9]

· государственные холдинг-структуры;

· холдинги в интегрированных компаниях;

· холдинги в конгломератах;

· банковские холдинг-структуры.

Российские ФПГ формируются главным образом путем объединения крупных предприятий, уже имеющих доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но постепенно утрачивающих его, по крайней мере, по отношению к западным производителям. Объединяясь в финансово-промышленные группы, предприятия получают возможность контролировать определенные секторы экономики.

Однако вхождение в состав ФПГ в основном крупных предприятий отрицательно сказывается на гибкости и динамичности их структуры управления.

В целом ряде случаев финансово-промышленные группы в России создаются по инициативе государственных органов и являются отражением селективной политики государства в области структурной перестройки экономики. Государство стремится сделать ФПГ опорными пунктами промышленной политики, чтобы, влияя на их деятельность, осуществлять макроэкономическую политику. Кроме того, ФПГ является структурой, позволяющей в силу особого положения на рынке перераспределять инвестиционные средства из развитых отраслей в отстающие. Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего элемента современной российской экономики, необходимо исходить из следующих принципов государственной политики:[10]

· создание благоприятной среды и особая селективная поддержка образования ФПГ в соответствии со стратегическими направлениями промышленной и социальной политики, задачами подъема и выравнивания уровня жизни в различных регионах;

· обеспечение публично-правового характера деятельности ФПГ, ее гласности;

· разработка особого механизма воздействия и сотрудничества государства и ФПГ, основанного не столько на предоставлении льгот и прямых дотаций государства, сколько на системе соблюдения взаимных прав и обязательств.

Нередко по инициативе местной администрации и под ее контролем создаются финансово-промышленные группы для решения социально-экономических проблем региона (рис. 2). Местная администрация при этом предусматривает систему мер финансовой поддержки ФПГ:[11]

· освобождение полностью или частично от налогов на имущество;

· льготная аренда или передача во временное безвозмездное пользование имущества, являющегося собственностью области;

· передача в доверительное управление пакетов акций (находящихся в региональной собственности) предприятий, технологически связанных с основной деятельностью группы, но не входящих в ее состав;

· предоставление инвестиционного налогового кредита.

Рис. 2. Условное организационное строение «региональных» ФПГ

 

Основными источниками финансирования деятельности финансово-промышленной группы выступают инвестиционные кредиты банков-участников, финансирование из бюджета по целевым программам, кредиты и прямые инвестиции банков, не являющихся участниками данной ФПГ, собственные средства предприятий.

Региональные ФПГ, являясь элементом народнохозяйственного комплекса региона, должны решать двуединую задачу экономического развития производственных и финансовых структур региона, и, как следствие, комплексного развития конкретной территории.

Финансовый капитал российских ФПГ и банков должен способствовать развитию территории в случае, если их участник расположен на территории определенного региона. Однако процесс согласования интересов приобретает наиболее острый характер, когда управляющая компания зарегистрирована за пределами данного региона. Появляется возможность оттока прибыли региональных предприятий в управляющую компанию. Помимо этого, отток финансовых ресурсов из региона может осуществляться по банковским каналам через размещение временно свободных средств на финансовых рынках  Москвы, через вывоз средств в качестве процентов за межбанковский кредит, балансовой прибыли банковских филиалов. Все это увеличивает потенциальные потери реального сектора данного региона.

В России при переходе на новую модель развития каждый регион имеет свои особенности. Успешность перехода сопряжена с административно-территориальными реалиями федеративного устройства государства, разнообразием природно-ресурсного потенциала и экологических условий, уровней и возможностей социального и экономического развития, политических сил в регионе. Экономическая политика российских регионов формируется, исходя из утверждения о том, что изолированные экономики исчерпали потенциал развития и необходима их структурная перестройка. Такими структурами становятся в отдельных регионах ФПГ, ориентированные на развитие определенных территорий и области в целом, либо межрегиональные ФПГ, структурные звенья которых должны строиться с учетом как корпоративных, так и территориальных интересов. Организация работы по выбору и построению модели региональной финансово-промышленной группы — это не оформление документов, а длительное изучение различных вариантов возможного объединения капиталов, проработка альтернативных сценариев, которые в итоге смогут повысить управляемость региональной экономикой в целом на основе согласования интересов всех субъектов хозяйствования в регионе.

Основные этапы стратегии создания ФПГ в регионе:

§ оценка экономического потенциала региона;

§ определение целей и оценка полезности создания РФПГ на макро- и микроуровне;

§ анализ и оценка проектируемой модели РФПГ;

§ разработка стратегии и методических положений по созданию и контролю за деятельностью РФПГ.[12]

При оценках эффективности ФПГ с позиций регионов можно выделить ряд показателей:

§ размер и динамика поступлений в региональный бюджет от ФПГ в сравнении с размером и динамикой общих доходов от производства и реализации продукции ФПГ или (в случае с межрегиональными ФПГ), которые расположены в данном регионе: размеры капиталов, вывозимых из региона через ФПГ, и связанные с этим потери регионального бюджета;

§ уровень рентабельности инвестиций, полученных предприятиями ФПГ от местной администрации;

§ показатели, определяющие социальную устойчивость региона.

Следующим уровнем оценки эффективности ФПГ является оценка с позиций конкретных участников.

Важной причиной, тормозящей развитие ФПГ, является отсутствие адекватной законодательной базы (о государственных гарантиях, о залоге, о трасте), облегчающей привлечение частных инвестиций в проекты ФПГ. [13]

Сложности, возникающие на стадии официальной регистрации, также не способствуют созданию ФПГ. Так, для регистрации группы необходимо иметь неординарный экономический проект (организационный план). В нем нужно обосновать целесообразность создания и функционирования ФПГ, показать зримую финансовую отдачу и доказать, что деятельность группы принесет большую пользу народному хозяйству. Требуется согласование с Министерством по антимонопольной политике РФ и Мингосимуществом России, а иногда даже с Министерством обороны и Минэкономразвития России. Кроме того, могут потребоваться экспертные заключения компетентных организаций и специалистов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: