Экспресс-диагностика финансового состояния

ООО ЖСФ «СТАРТ»

2.1  Расчет показателей финансового состояния фирмы

          Жилищно-строительная фирма «Старт» начала свою деятельность в 1993г. За годы работы фирма накопила опыт выполнения строительно-монтажных работ. В настоящее время в составе ООО ЖФС «Старт» работают высококвалифицированные специалисты с большим стажем работы. Руководство фирмой осуществляет сплоченный коллектив инженерно- технических работников с высшим и среднетехническим образованием. «Старт» имеет надежных поставщиков строительных материалов, как в челябинской области, так и за ее пределами. Фирма располагает своим парком землеройной техники и автотранспортом. Располагает отработанной методикой заключения договоров, учитывая интересы заказчика, фирма окажет помощь в строительстве и реконструкции объектов фирмы. Открытость в работе и взаимное доверие является важнейшими стратегическими приоритетами данной фирмы.

В спектр её услуг входит:

а) строительство новых объектов;

б) капитальный и косметический ремонт старых объектов

в) реконструкция и ремонт фасадов зданий;

г) благоустройство территории;

д) прокладка наружных инженерных сетей и внутреннего санитарно-технического оборудования зданий.

   Миссия компании – применяя новейшие технологии в области строительства мы стремимся быть надежными партнерами, как в плане организационного бизнеса, так и в сфере человеческих отношений.

  Цель – в связи со спецификой маленького города, «Старт» не стремится завоевать рынок, а делает упор на получение максимальной прибыли.

  Можно условно выявить задачи, реализация которых приводит к достижению цели.

а) качественное выполнение работ;

б) пополнение ассортимента предоставляемых услуг;

в) ежегодно все работники проходят аттестационную комиссию, с целью выявления их профпригодности.

    ООО ЖФС «Старт», с момента своего существования, имела разные этапы функционирования – как упадки, так и подъемы. На рынке очень трудно продержаться и ещё труднее сделать так, чтоб быть самым сильным и перспективным среди конкурентов. Качество работ, выполняемых на рынке фирмой «Старт» очень высоко. И в подтверждении этого фирма прошла добровольную сертификацию качества продукции. Рассмотрим какова внутреннее состояние фирмы, для это проанализируем ее активы и пассивы по выбранной методике.

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капи­тала фирмы, его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заем­ных источников, а также эффективность их привлечения.

Произведем диагностику финансового состояния ООО «Старт» по выбранному алгоритму. Исходными данными финансовой диагностики являются формы годового отчета: №1 «Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008г», №2 Приложение к балансу «Отчет о прибылях и убытках» ООО ЖСФ  «Страт» за период с  01.01.2008г. до 31.01.2008 за отчетный период и за аналогичный период 2007, 2006 года.

Диагностика финансового состояния  ООО ЖСФ «Старт» представляет анализ таких характеристик как финансовая устойчивость, оборачиваемость активов, платежеспособность и рентабельность. Проведем процесс формирования имущественного комплекса фирмы ООО СЖФ «Старт».

Проведем расчет согласно Блоку 1 – «Диагностика финансовой устойчивости как характеристика финансового состояния».

Рассчитаем коэффициент автономии:

КА2008 = (1919 +23+6) / 6203 = 0,3

 КА 2007 = (394 +9+16) / 3943= 0,1

КА 2006 = (200 +7+14) / 4000 =0,05

Рассчитаем коэффициент финансирования:

КФ2008= (1919 +1418+6) / 1883 = 1,77

КФ2007= (394 +1090+16) / 2443 =0,46

КФ2006=(1000 +786+14) / 3000=   0,38

Рассчитаем коэффициент маневренности:

Км2008= (4320- 1919) /4320 =0,7

Км2007=  (1500- 394)/1500=0,6

Км2006= (1000-200)/1000=0,08

Рассчитаем коэффициент задолженности:

КЗ2008== (1883) / 1919+23+6 =0,094

КЗ2007= (2443) / 394+9+16  =5,8

КЗ2006= (3000) / 200+14+9 = 13,4

                                                                                              Таблица 2.1.

Диагностика коэффициентов финансовой устойчивости

Коэффициент финансовой устойчивости

2006 г.

2007 г.

2008 год

Знач-е % Знач-е В % к 2006 г. Знач-е В % к 2006 г.
Коэффициент автономии (КА) 0,05 100 0,1 200 0,3 600
Коэффициент финансирования (КФ) 0,38 100 0,46 121 1,77 466
Коэффициент задолженности (КЗ) 13,4 100 5,8 43 0,094 7
Коэффициент маневренности (Км) 0,08 100 0,6 750 0,7 875

Произведем необходимые вычисления перед расчетом показателей согласно Блоку 2 – «Диагностика платежеспособности и ликвидности как характеристика финансового состояния».

Классифицируем все активы и пассивы по группам за анализируемый период, и отобразим в таблице 2.2.

                                                                                                 Таблица 2.2.

Классификация статей актива и пассива баланса.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 год

тыс. руб. % тыс. руб. В % к 2005 г. тыс. руб. В % к 2005 г.
А1 – Быстро реализуемые активы (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) 1000 100 1139 113,9 1380 138
А2 – Средне реализуемые активы (дебиторская задолженность) 1800 100 1698 94 1479 82
А3 – Медленно реализуемые активы (группа статей «Запасы» раздел ıı) 800 100 1090 136 1418 177
А4 – Трудно реализуемые активы(статьи раздела ı «Внеоборотные активы») - - - - 1919 100
П1 - Наиболее срочные обязательства (кредиторы) 3000 100 2443 81 1883 63
П2 - Краткосрочные обязательства (статьи раздела ν баланса) - - - - - -
П3 - Долгосрочные обязательства (статьи раздела ıν баланса) - - - - - -
П4 - Постоянно (фиксированные) пассивы (статьи раздела ııı «Капитал и резервы») 1000 100 1500 150 4320 432

                                                                           

Проведем расчет согласно Блоку 2 – «Диагностика платежеспособности и ликвидности как характеристика финансового состояния».

Рассчитаем коэффициент абсолютной платежеспособности:

КАП2008 =1380/1883 = 0,74

КАП2007 =1139 /2443=0,46

КАП2006 =1000 /3000= 0,3

   Рассчитаем коэффициент промежуточной платежеспособности:

КПП2008 = (1380+ 1479) / (1183)=1,5

КПП2007 =(1139+ 1698) / (2443)=1,16

КПП2006 =(1000+ 1800) / (3000)=0,9

   Рассчитаем коэффициент текущей платежеспособности:

КТП2008 =(1380+ 1479+1418) / (1183)= 2,3

КТП2007 =(1139+ 1698+1090) / (2443)=1,6

КТП2006 ==(1000+ 1800+800) / (3000)=1,2

Рассчитаем коэффициент абсолютной ликвидности:

Кал2008 = 1380 / 1183=0,7

Кал2007 =1139/2443=  0,47

Кал2006 =1000/ 3000= 0,3

  Рассчитаем общий показатель ликвидности баланса фирмы

Кол2008 = (1380+0,5*1479+ 0,3*1418)/1883=1,4

Кол2007 = (1139+0,5*1698+ 0,3*1090)/2443=0,95

Кол2006 = (1000+0,5*1800+ 0,3*800)/3000=0,7

Таблица 2.2.

Диагностика коэффициентов платежеспособности и ликвидности

Коэффициенты платёжеспособности и ликвидности

2006 г.

2007 г.

2008 год

Знач-е % Знач-е В % к 2006 г. Знач-е В % к 2006 г.
Коэффициент абсолютной платежеспособности (КАП) 0,3 100 0,46 153 0,74 247
Коэффициент промежуточной платежеспособности (КПП) 0,9 100 1,16 129 1,5 167
Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) 1,2 100 1,6 133 2,3   192  
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) 0,3 100 0,47 157 0,7 234
Общий показатель ликвидности баланса фирмы (Кол) 0,7 100 0,95 136 1,4 200

     Проведем расчет согласно Блоку 3 – «Диагностика рентабельности как характеристика финансового состояния».

   Рассчитаем коэффициент финансовой рентабельности:

РА2008 = 1875/4413 =0,43

РА2007 = 3810/ 2901=0,35

РА2006 = 4876/6253=0,29

    Рассчитаем коэффициент рентабельности собственного капитала:

РК2008 = 1875/959,5 =1,96

РК2007 = 3810/1030=1,8

РК2006 = 4876/1500=1,3

     Рассчитаем коэффициент рентабельности продажи продукции:

РП2008 = 1875/20923=0,09

РП2007 = 3810/31908=0,03

РП2006 = 4876/40790=0,0098

   Рассчитаем коэффициент рентабельности текущих затрат:

РЗ2008 = 1875/19048=0,19

РЗ2007 = 3810/28098=0,11

РЗ2006 = 4876/43884=0,0098

                                                                                               Таблица 2.3.

Диагностика коэффициентов рентабельности

Коэффициент рентабельности

2006 г.

2007 г.

2008 год

Знач-е % Знач-е В % к 2006 г. Знач-е В % к 2006 г.
Коэффициент финансовой рентабельности (РА) 0,29 100 0,35 120 0,43 148
Коэффициент рентабельности собственного капитала (К2) 1,3 100 1,8 138 1,96 151
Коэффициент рентабельности продажи продукции (РП) 0,01 100 0,03 300 0,09 900
Коэффициент рентабельности текущих затрат (РЗ) 0,01 100 0,11 1100 0,19 1900

            2.2. Анализ тенденций финансового состояния фирмы

На основе полученных данных проведем анализ тенденций изменения финансового состояния ООО СЖФ «Старт».

Для более точного анализа изменения финансового состояния проведем анализ тенденций показателей, непосредственно влияющих на оценку финансового состояния фирмы.

Изменения коэффициент автономии представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Изменение коэффициента автономии

Коэффициент автономии - характеристика устойчивости финансового состояния фирмы, характеризующая степень его финансовой независимости. В 2006г данный коэффициент составлял 0,05 а к 2008г он увеличился на 0,25 и стал равным 0,3. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости фирмы, снижение риска финансовых затруднений в бедующие периоды, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств. Показывает степень независимости фирмы от кредиторов, или какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных средств. В 2006г состояние фирмы считается не устойчивым, но к 2008г. состояние значительно переходит к категории устойчивого состояния.

Изменения коэффициент финансирования представлены на рисунке 6.

 

Рис. 6. Изменения коэффициента финансирования.

Коэффициент финансирования (КФ) составил в 2006г составлял  0,38 а к 2008г он увеличился в 4,5 раза и стал равным 1,77. Произошло существенное  увеличение суммы заемных средств, привлеченных предприятием в расчете на единицу собственного капитала. Только в 2008 году предприятие может покрыть собственным капиталом заемные средства, а более ранних годах полностью покрыть заемные средства предприятие было не в состоянии.

Изменения коэффициента задолженности представлены на рисунке 7.

Рис.7.  Изменения коэффициента задолженности

 Коэффициент задолженности показывает отношение общей задолженности по краткосрочным и долгосрочным обязательствам к собственному капиталу. В 2006 г коэффициент составлял 13,4 – это превышение нормы по данному коэффициенту во много раза. Это говорит о том, что в 2007г предприятие находилось в рискованной ситуации. А в 2008г данный коэффициент составляет 0,094. Предприятие успешно справилась с данной трудностью в своей деятельности.

Изменения коэффициента маневренности представлено на рисунке 8.

Рис. 8. Изменение коэффициента маневренности.

Рассмотрим коэффициент маневренности, который в 2006г составлял 0,08  а к 2008г он уменьшился в 8 раз и стал равным 0,7. Высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние фирмы. Чем выше показатель, тем больше у фирмы финансовых возможностей для маневра.

Изменения коэффициента платежеспособности представлены на рисунке 9.

Рис.9.  Изменение коэффициента абсолютной платежеспособности

Коэффициент абсолютной платежеспособности показывает, в какой степени неотложные обязательства фирмы могут быть удовлетворены за счет имеющихся активов в ликвидной форме. Данный коэффициент  в 2006г составлял 0,3 а к 2008г он увеличился на 0,44 и стал равным 0,74. Изменения произошли, но не значительно.

Изменения коэффициента промежуточной платежеспособности представлены на рисунке 10.

Рис.10. Изменения коэффициента промежуточной платежеспособности.

Коэффициент промежуточной платежеспособности показывает, в какой степени все текущие обязательства фирмы могут быть удовлетворены за счет имеющихся активов в ликвидной форме и быстрореализуемых активов. Данный коэффициент в 2006г составлял 0,9 а к 2008г он увеличился на 0,6 и стал равным 1,5.

      Изменения коэффициента текущей  платежеспособности представлены на рисунке 11.

Рис.11. Изменения коэффициента текущей платежеспособности

Коэффициент текущей платежеспособности показывает, в какой степени текущие обязательства фирмы могут быть удовлетворены за счет имеющихся всех его текущих (оборотных) активов. Данный коэффициент в 2006г составлял 1,2 а к 2008г он увеличился на 1,1 и стал равным 2,3.

Изменения коэффициента абсолютной ликвидности представлены на рисунке 12.

Рис.12. Изменения коэффициента абсолютной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Данный коэффициент в 2006г составлял 0,3 а к 2008г он увеличился на 0,4 и стал равным 0,7.

Изменения коэффициента ликвидности баланса представлены на рисунке 13.

 

Рис.13. Изменения коэффициента ликвидности баланса

Общий показатель ликвидности баланса фирмы показывает, платежные возможности фирмы при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Данный коэффициент в 2006г составлял 0,7 а к 2008г он увеличился в 2 раза и стал равным 1,4.

Изменения коэффициента финансовой рентабельности представлены на рисунке 14.

Рис.14.  Изменения коэффициента финансовой рентабельности

      Коэффициент финансовой рентабельность характеризует эффективность использования капитала и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля авансированного в капитал. Данный коэффициент в 2006г

составлял 0,29 а к 2008г он увеличился на 0,14 и стал равным 0,43. Увеличение данного коэффициента свидетельствует о повышении спроса на услуги фирмы.

     Изменения коэффициента рентабельности собственного капитала представлены на рисунке 15.

Рис.15. Изменения коэффициента рентабельности собственного капитала

      Коэффициент рентабельности собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акции фирмы. Данный коэффициент в 2006г составлял 1,3 а к 2008г он увеличился на 0,66 и стал равным 1,96.

     Изменения коэффициента рентабельности продажи продукции представлены на рисунке 16.

 

 

Рис.16. Изменения коэффициента рентабельности продажи продукции

     Коэффициент рентабельности продажи продукции показывает, сколько прибыли приходится на рубль товарной продукции. Данный коэффициент в 2006г составлял 0,01 а к 2008г он увеличился на 0,08 и стал равным 0,09. Увеличение данного коэффициента свидетельствует о повышении спроса на продукцию фирмы.

   Изменения коэффициента рентабельности текущих затрат представлены на рисунке 17

Рис.17. Изменение коэффициента рентабельности текущих затрат

    Коэффициент рентабельности текущих затрат  характеризует окупаемость издержек производства и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный коэффициент в 2006г составлял 0,02 а к 2008г он увеличился на 0,17 и стал равным 0,19. 

        Таким образом, стоит отметить, что ООО СЖФ «Старт» имеет положительную динамику всех показателей, по всем заметна тенденция на увеличение. Финансовое состояние фирмы в 2008 заметно улучшено по сравнению с анализируемыми годами.

   По выбранному алгоритму диагностики финансового состояния расчет показателей не выявил каких либо явных недостатков. В ряде случаев показатели дублируют друг друга и не структурированы в разрезе укрепленных блоков финансового состояния.  В выбранном алгоритме используются коэффициенты для всех фирм в целом, то есть, нет специфики строительной фирмы.


 3. РАЗРАБОТКА АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ ДИАГНОСТИКИ        ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ ООО СЖФ «СТАРТ»

3.1. Концептуальные основы   диагностики финансового состояния фирмы.

Диагностирование финансового состояния фирмы осуществляется задолго до проявления его явных негативных признаков. Такая оценка и прогнозирование развития кризисных симптомов финансовой деятельности фирмы является предметом диагностики финансового кризиса.

 Диагностика финансового состояния  характеризует систему регулярной оценки кризисных параметров финансового развития фирмы, осуществляемой на базе данных его финансового учета по стандартным алгоритмам диагностики. Рассмотрим план диагностики финансового состояния фирмы разработанной мной, который отображен на рисунке 18.

Рис.18. Этапы диагностики финансового состояния, разработанные автором диплома.

 

    Теперь более детально рассмотрим вышеизложенные этапы авторской модели диагностики финансового состояния фирмы.

   1Этап:   Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на: социально-экономические факторы общего развития страны (рост инфляции, нестабильность налоговой системы, нестабильность регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения, рост безработицы); рыночные факторы (снижение емкости внутреннего рынка, усиление монополизма на рынке строительства, нестабильность валютного рынка, рост предложения товаров-субститутов) и прочие внешние факторы (политическая нестабильность, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной ситуации).

2 Этап:   Внутренние факторы возникновения кризиса: управленческие (высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости в управлении, недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности); производственные (необеспеченность единства фирмы как имущественного комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, перегруженность объектами социальной сферы); рыночные (низкая конкурентоспособность продукции, зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей).

3 Этап:  Рассмотрим детально показатели, с точки зрения автора, от которых зависит финансовая устойчивость фирмы:

а) Фирма считается платежеспособной, если соблюдается следующее условие:

                                                    ОА>КО,                                  (3.1)

где:  OA — оборотные активы (раздел II баланса);

     КО — краткосрочные обязательства (раздел V баланса).

Более частный случай платежеспособности: если собственные оборотные средства покрывают наиболее срочные обязательства (кредиторскую задолженность)

COC > СО,                                              (3.2)

где COC — собственные оборотные средства (OA - КО);

  СО — наиболее срочные обязательства (статьи из раздела V баланса).

На практике платежеспособность фирмы выражается через ликвидность его баланса.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированным по срокам их погашения и расположенных в порядке возрастания сроков погашения.

Степень ликвидности баланса характеризует следующие соотношения:

1. Абсолютная ликвидность:

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; П4 ≥ А4.                                                       (3.3)

2. Текущая ликвидность (достаточная для рыночных условий):

А1+А2 ≥ П1+П2; П4 ≥А4.                                                                      (3.4)

3. Перспективная ликвидность:

А1+А2 < П1+П2; А3 ≥ П3; П4 ≥ А4.                                                     (3.5)

4. Недостаточный уровень перспективной ликвидности:

А1 + А2 < П1+П2; А3 < П3; П4 ≥ А4.                                                   (3.6)

5. Баланс организации неликвиден

П4 < А4.                                                                                                    (3.7)

б) Диагностика финансовой устойчивости

По состоянию источников формирования материальных запасов определяют внутреннюю финансовую устойчивость.

Различают четыре типа внутренней финансовой устойчивости:

     а) Абсолютная устойчивость

                           СОС – МЗ > 0,                                       (3.8)

где СОС – собственные оборотные средства,

  МЗ – материальные запасы

     б) Нормальная финансовая устойчивость

                 СОС – МЗ <0, но КФ – МЗ >0,                  (3.9)

где КФ – функционирующий капитал,

КФ = СОС + Долгосрочные кредиты и займы

      в) Недостаточный уровень внутренней финансовой устойчивости

               СОС – МЗ < 0; КФ – МЗ < 0; И – МЗ > 0,   (3.10)

где И – общая сумма источников формирования материальных запасов

  И = КФ + кредиты банков и займы используемые для покрытия запасов + расчеты с кредиторами по товарным операциям

     г) Кризисная внутренняя финансовая устойчивость И - МЗ < 0 (3.11)

Идея расчета показателя финансовой устойчивости (или финансового левериджа) фирмы состоит в том, чтобы оценить риски, связанные с финансированием его деятельности с помощью привлеченных источников средств.

Финансовая устойчивость фирмы или степень его зависимости от привлеченных источников финансирования определяется через сопоставление объема собственных источников средств с объемом привлеченных источников средств.

                                                 (3.12)

 где Л - леверидж,
СС - собственные источники средств = уставной капитал + добавочный капитал + резервный капитал + нераспределенная прибыль + доходы будущих периодов.

КЗ - кредиторская задолженность = долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы + кредиторская задолженность

Коэффициент финансовой независимости (КфН):

                                  КфН = СК / ВБ,                            (3.13)

где СК — собственный капитал;

  ВБ - валюта баланса

Значения коэффициента:  

0,5 - 0,6 и более - высокое положительное состояние;

0,5 - 0,4 – соотношение среднего уровня;

0,4 - 0,3 – неустойчивое состояние;

< 0,3 – высокая степень риска.

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К0)

                      К0 = СОС / ОА                                        (3.14)

где СОС —собственные оборотные средства;

       О А — оборотные активы

Рекомендуемое значение пока­зателя ≥ 0,1 (или 10%). Чем выше показатель, тем больше возмож­ностей у фирмы в проведении независимой финансовой политики

в) Диагностика деловой активности.

      Финансовое положение фирмы находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет либо при том же объеме продаж высвободить из оборота часть оборотных средств, либо при той же величине оборотных средств – увеличить объем продаж.

     Оборачиваемость дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:

                         ,                                          (3.15)                                                              

где ДЗнп, ДЗкп - дебиторская задолженность на начало и конец периода.

Период оборота дебиторской задолженности рассчитывается по формуле:

                                     .                                               (3.16)

     Период оборота дебиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемых покупателям.

    Оборачиваемость кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:

                                              ,                                (3.17)                                        

где КЗнп - кредиторская задолженность на начало  периода,

   КЗкп - кредиторская задолженность  конец периода.

    Период оборота кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:

                                                                                                (3.18)

     Период оборота кредиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность отсрочки платежей, предоставляемой предприятию поставщиками. Чем он больше, тем активнее предприятие финансирует текущую производственную деятельность за счет непосредственных участников производственного процесса (за счет использования отсрочки оплаты по счетам, нормативной отсрочки по уплате налогов и т д.).

    Фондоотдача основных средств – характеризует степень эффективности использования основных производственных средств.

                                                                           (3.19)

где ВР –выручка от реализации,

  Оснг – основные средства на начало года,

  Оскг – основные средства  на конец года.

  Рост данного показателя свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств.

г) Диагностика рентабельности.

Расчет данных показателей выполнен в главе 2.1.

 

Фирма  находится в центре рыночной экономики и является частью этой большой системы. Поэтому при диагностики финансового состояния фирмы необходимо учитывать ее взаимодействие и поведение на рынке совместно с фирмами конкурентами.

         В настоящее время в российской экономической науке сформировался подход к оценке конкурентоспособности строительных организаций. Некоторые исследователи (Е. А. Яичников, X. М. Гумба и др.) предлагают использовать для этого коэффициент конкурентоспособности, определяемый количеством и объемом выигранных тендеров по отношению к общему количеству конкурентных случаев (тендеров, в которых принимает участие фирма). Нетрудно заметить, что наивысший показатель конкурентоспособности в данном случае может иметь фирма, принявшая участие в одном тендере и выигравшая его. Таким образом, несмотря на простоту и удобство использования данный подход имеет существенные недостатки и в связи с этим ограниченный характер применения.

         В то же время большинство исследователей сходятся во мнении, что конкурентоспособность строительной фирмы определяется ее способностью получать заказы в условиях конкурентной борьбы с другими участниками рынка. Таким образом, строительная фирмы, чтобы объективно оценить конкурентоспособность производимой ею строительной продукции, должна в первую очередь использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, т. е. заказчик. Следовательно, необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения покупателей строительной продукции. Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности покупателя. В процессе покупки потребитель выбирает товар, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке.

      Специфика строительной продукции как инвестиционного товара, как известно, состоит в закрепленности, неподвижности, капиталоемкости, материалоемкости, длительности создания и эксплуатации и др. Она предопределяет характер взаимоотношений участников инвестиционного процесса, особенности обращения строительной продукции как товара. В следствие неразрывности фаз производства и реализации товар инвестиционного комплекса, как правило, не выходит на рынок в поисках покупателя, а создается по заказу в соответствии с заранее выбранной моделью (проектом) и в строго заданном месте, будучи предназначенным для определенного заказчика (инвестора).

        Следует обратить внимание на временной фактор, который играет огромную роль  в строительной отрасли. Скорость строительства определяет сроки ввода объекта в эксплуатацию. Подрядные контракты могут выполняться досрочно или с превышением договорных сроков. В первом случае заказчик строительной продукции согласно условиям договора может выплачивать вознаграждение за сокращение срока строительства или выполнения подрядного контракта, а во втором - взыскивать штраф.

      Однако практика премирования и штрафных санкций применяется в настоящее время очень редко, при том, что досрочный ввод дает возможность заказчику (инвестору) получить дополнительную прибыль. Если по предмету торгов заказчик в своих требованиях для производственных зданий и сооружений выставляет условия по ускорению их ввода в эксплуатацию и повышению рентабельности проектируемого или сооружаемого объекта, то выбор победителя торгов может осуществляться по критерию минимума затрат, определенных стоимостью строительства, дополнительной прибылью, которую предполагается получить за период сокращения срока строительства, а также дополнительной прибылью от снижения текущих затрат за расчетный период эксплуатации объекта.

Отобразим всё вышеизложенное на рисунке 19.

 

 

Рис.19. Авторская модель диагностики.
3.2. Расчетная модель диагностики финансового состояния фирмы

      Жилищно-строительная фирма «Старт» начала свою деятельность в 1993г. За годы работы фирма накопила опыт выполнения строительно-монтажных работ. В настоящее время в составе ООО ЖФС «Старт» работают высококвалифицированные специалисты с большим стажем работы. Руководство фирмой осуществляет сплоченный коллектив инженерно- технических работников с высшим и среднетехническим образованием. «Старт» имеет надежных поставщиков строительных материалов, как в челябинской области, так и за ее пределами. Фирма располагает своим парком землеройной техники и автотранспортом. Располагает отработанной методикой заключения договоров, учитывая интересы заказчика, фирма окажет помощь в строительстве и реконструкции объектов фирмы. Открытость в работе и взаимное доверие является важнейшими стратегическими приоритетами данной фирмы.

В спектр её услуг входит:

а) строительство новых объектов;

б) капитальный и косметический ремонт старых объектов;

в) реконструкция и ремонт фасадов зданий;

г) благоустройство территории;

д) прокладка наружных инженерных сетей и внутреннего санитарно-технического оборудования зданий.

   Миссия компании – применяя новейшие технологии в области строительства мы стремимся быть надежными партнерами, как в плане организационного бизнеса, так и в сфере человеческих отношений.

  Цель – в связи со спецификой маленького города, «Старт» не стремится завоевать рынок, а делает упор на получение максимальной прибыли.

  Можно условно выявить задачи, реализация которых приводит к достижению цели.

- качественное выполнение работ;

- пополнение ассортимента предоставляемых услуг;

- ежегодно все работники проходят аттестационную комиссию, с целью выявления их профпригодности.

        Фирма – одно из главных действующих лиц экономической жизни; это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ. Процесс деятельности фирмы не возможен без взаимосвязи с рынком, она подчиняется его законам, принципам. С рынка берется информация о спросах и предпочтениях потребителей, данные о конкурентах, деньгах, об объемах продаж и т.д. в целом это замкнутая, постоянно функционирующая система.

           На деятельность фирмы влияет внешняя и внутренняя среда. К внешней среде относится:

- Покупатели с их демографическими характеристиками;

- Конкуренты;

- Посредники – транспортные фирмы;

- Действующие и готовящиеся законы;

- Экономическая ситуация в стране;

- Культурные традиции;

- Политический климат страны;

- Достижения НТР и т.д.

То есть внешняя среда складывается из понятий:

- Факторы макросреды;

- Факторы окружения фирмы.

      Влияние макросреды: Здесь можно выделить ряд аспектов: экономическое и политическое состояние страны, социальное и культурное окружение и НТР.

    Изучение экономического состояния страны дает возможность понять действующие законы – нормы налогообложения, темпы инфляции и т.д. можно увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов, уровень безработицы. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отноше­нии развития общества и о средствах, с помощью которых госу­дарство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение по­литической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные пар­тийные структуры, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результа­те принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономи­ческие процессы.

Ближайшее окружение фирмы.

Конкуренты фирмы «Старт»:

а) ЗАО «Уралспецмонтаж»;

б) ЗАО «Альтернатива»;

в) ООО «Промстрой»;

г) ООО «Кедр».

Но не одна из перечисленных фирм не обладает теми характеристиками, которые присущи ООО ЖФС «Старт». Главные отличия от конкурентов:

а) увеличение сроков гарантийной эксплуатации объектов до 5 лет (обычно 2 года);

б) минимальные сроки выполнения работ;

в) контроль качества материалов на месте с привлечением строительных лаборатории.

г) контроль качества работ на месте;

д) снижение стоимости строительных работ;

е) использование новых строительных материалов и технологий;

ж) большой стаж работы на рынке труда;

з) наличие сертификата качества (у единственных в области).

Признаками хорошего баланса являются:

а) Оборотные активы превышают краткосрочные обязательства.

б) Обеспеченность собственным оборотным капиталом не менее 20-30% от оборотных активов.

в) Собственным капитал должен составлять не менее 50% ко всему капиталу.

г)  Коэффициенты ликвидности должны быть равны или превышать нормативы.

д) Дебиторская задолженность должна находится в равновесии с кредиторской.

е)  Производственные запасы не должны превышать нормальный источник финансирования.

ж) Отсутствии резких изменений в балансе.

з) В балансе отсутствуют или минимальны такие статьи как:

- убытки;

- непроизводственные расходы;

- неликвидные активы;

- просроченная задолженность.

                                                                                                 Таблица 3.1.

Отчет о прибылях и убытках

Наименование

Код стр.

Абсолютное значение

2006

2007

2008

Выручка  от реализации услуг

10

16644

20923

31908

Себестоимость проданных услуг

20

15208

19048

28098

Валовая прибыль

29

1436

1875

3810

прибыль от продаж

50

1436

1875

3810

Прибыль (Убыток)до налогообложения

140

1567

1861

3790

Налог на прибыль

150

315

448

910

Чистая прибыль

190

856

1413

2870

 

Тенденция к увеличению на 2008г. наблюдается:

а) выручка от реализации услуг увеличилась на 15264 тыс. руб.,

б) себестоимость проданных услуг на 12890 тыс.руб.,

в) валовая прибыль на 2374 тыс.руб.,

г) прибыли от продаж на 2374 тыс.руб.

Для более удобного расчета показателей, отражающих финансовое состояние фирмы, структурируем баланс по группам.

Формирование  имущественного комплекса фирмы на 2008.

Перманентный капитал 4320 тыс. руб.

Краткосрочные заимствования 1883 тыс. руб.

Собственный капитал 4320

Долгосрочные займы и кредиты 0

Краткосрочные займы и кредиты 0

Кредиторская задолженность 1881

Прочие 2

         

                                                                                           

                                                                   

Основные средства 1919

Незавершенное строительство 0

Долгосрочные финансовые вложения 0

Наличность и эквиваленты 1380

Запасы и НДС 1425

Дебиторская задолженность 1479

Внеоборотные активы 1919 тыс. руб.

Оборотные средства 4283 милл. руб.

Производственный капитал (активы, имущество) 6203 тыс. руб.

 

Формирование имущественного комплекса фирмы на 2007.

Перманентный капитал 1500 тыс. руб.

Краткосрочные заимствования 2443 тыс. руб.

Собственный капитал 1500

Долгосрочные займы и кредиты 0

Краткосрочные займы и кредиты 0

Кредиторская задолженность 2437

Прочие 6

         

                                                                                           

                                                                                                                                       

Основные средства 394

Незавершенное строительство 0

Долгосрочные финансовые вложения 0

Наличность и эквиваленты 1139

Запасы и НДС 1425

Дебиторская задолженность 1698

Внеоборотные активы 394 тыс. руб.

Оборотные средства  800 тыс. руб.

Производственный капитал (активы, имущество) 3943 тыс. руб.

Формирование имущественного комплекса фирмы на 2006.

Перманентный капитал 1000 тыс. руб.

Краткосрочные заимствования 3000 тыс. руб.

Собственный капитал 1000

Долгосрочные займы и кредиты 0

Краткосрочные займы и кредиты 0

Кредиторская задолженность 1881

Прочие 2

         

                                                                                           

                                                                                                                                       

Основные средства 200

Незавершенное строительство 0

Долгосрочные финансовые вложения 0

Наличность и эквиваленты 1000

Запасы и НДС

Дебиторская задолженность 1800

Внеоборотные активы   200тыс. руб.

Оборотные средства        500 тыс. руб.

Производственный капитал (активы, имущество) 4000 тыс. руб.

Улучшение платежеспособности фирмы неразрывно связано с политикой управления оборотными активами и текущими пассива­ми. Такая политика предполагает оптимизацию оборотных средств и минимизацию краткосрочных обязательств.

Для увеличения прибыли и нейтрализации выявленных негативных сторон финансового состояния ООО СЖФ «Старт», были предложены меры: сокращение затрат; увеличение поступления денежных средств в фирму; проведение реструктуризации кредиторской  и дебиторской задолженности.


           

 Рассчитаем показатели влияющие на финансовое состояния фирмы:

Сравним оборотные активы и краткосрочные обязательства, тем самым выявим платежеспособность анализируемой фирмы.

В течении анализируемого периода оборотные активы превышают краткосрочные обязательства. Фирма считается платежеспособной. Это свидетельствует о том, что в случае прекращения дальнейшее деятельности фирмы она в состоянии рассчитаться с своими долгами.

   Производим сравнение активов и пассивов анализируемого фирмы, основываясь на расчет произведенный в Глава 2.1. Сравнение отобразим в таблице:

                                                                                                               Таблица 3.1.

Анализ ликвидности фирмы сравнением активов и пассивов

2006 г 2007 г 2008 г
А1<П1 А2>П2 А3>П3 А4<П4 А1<П1 А2>П2 А3>П3 А4<П4 А1<П1 А2>П2 А3>П3 А4<П4
A1+A2 <П1+П2, А4<П4 A1+A2> П1+П2, А4<П4 A1+A2 >П1+П2, А4<П4
Перспективная ликвидность Текущая ликвидность (достаточна для рыночных условий) Текущая ликвидность (достаточна для рыночных условий)

 

Таким образом, можно сказать, что ликвидность фирмы не абсолютна, но наличие трех из четырех плюсов говорит о достаточно устойчивом состоянии фирмы. Такая ликвидность считается текущей, то есть достаточной для рыночных условий. В 2006 г. ликвидность была перспективной, и последующие года уровень ликвидности увеличился.

Диагностика внутренней финансовой устойчивости показала, что в 2006-2007 г. анализируемая фирма обладала недостаточным уровнем внутренней финансовой устойчивости, но в 2008г. фирмы значительно повысила данный показатель до состояния абсолютной внутренней финансовой устойчивости.

     Диагностика коэффициента финансовой независимости показал, что в 2006г. было неустойчивое состояние, в 2007г. соотношение среднего уровня, а в 2008г. высокое положительное состояние.

     Диагностика изменения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами показала, что с каждым анализируемым годом у фирмы появляется больше возможностей в проведении независимой финансовой политики.

  Диагностика оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует о том, что уровень дебиторской задолженности значительно повысился. В 2006г составил 0,08%, в 2007г. 0,12% а в 2008г. 0,22%. Произошел резкий скачек в 2008г, это связано с экономической ситуацией в стране, многие фирмы не в состоянии по срокам оплачивать свои долги. Соответственно увеличился период оборота дебиторской задолженностью. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.

Диагностика оборачиваемости кредиторской задолженности свидетельствует о том, что уровень кредиторской задолженности повысился. В 2006г составил 0,06%, в 2007г. 0,09% а в 2008г. 0,17%.

Если дебиторская задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности. Одновременно это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

Таким образом, оценка влияния балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на финансовое состояние фирмы должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.

     ООО«Старт» является пример успешного функционирования строительной фирмы. Рассмотрим, есть ли угроза банкротства фирмы. Воспользуемся формулой Альтмана, она построена на фирмах, которые стали банкротами, адаптированной к российской терминологии

                                                                                                Таблица 3.3.

Формула Альтмана применительно к российской специфики.

Z = 1,2 К1 + 1,2 К2+ 3,3 К3 + 0,6 К4 + К5

К1 Чистый оборотный капитал = 4283        Активы                     6203 0,6
К2 Накопленная прибыль =   2870       Активы           6203 0,5
К3 Валовая прибыль = 3810     Активы       6203 0,6
К4 Баланс. стои-ть акций = 459 Задолженность      3943 0,116
К5 Выручка = 31908 Активы 6203 5,14
Z-счет Суммируем все значения 6,956

 

Формула Э.Альтмана построенная по данным успешно действовавших, но обанкротившихся промышленных фирм, адаптированная к российской специфики:

Z = 1,2 К1 + 1,2 К2+ 3,3 К3 + 0,6 К4 + К5,                       (3.20)

где К1 - доля чистого оборотного капитала в активах;

К2 - отношение накопленной прибыли к активам;

К3 - экономическая рентабельность активов;

К4 - отношение стоимости эмитированных акций к заемным средствам  фирмы;

К5 - Оборачиваемость активов (деловая активность).

     По формуле Э.Альтмана получили, что Z = 6, 607

    Для оценки вероятности наступления банкротства в течение двух лет используется алгоритм:

Z < 1,81 1,81 < Z < 2,675 Z = 2,675 2,675 < Z < 2,99 Z > 2,99
Вероятность банкротства очень велика Вероятность банкротства средняя Вероятность банкротства равна 0,5 Вероятность банкротства невелика Вероятность банкротства незначительна

 

Вывод: Вероятность банкротства фирмы в течение ближайших двух лет незначительна.

  В текущий момент финансовое состояние ООО СЖФ «Старт» находится в устойчивом положительном состоянии. Наблюдаются тенденции на увеличение показателей, это говорит о хорошем функционировании деятельности фирмы.

После проведения диагностики ООО СЖФ «Старт» не выявлено кризисных факторов финансового состояния. В связи с текущим экономическим положением в стране, многие фирмы не могу в установленные сроки погасить свои долги, поэтому у фирмы «Старт» большая дебиторская задолженность и соответственно растет кредиторская задолженность. Необходимо применить ряд мер на ее устранение и придерживаться оптимального соотношения дебиторской и кредиторской задолженностью.  Отобразим в таблице 3.4. возможные аспекты изменений, которые влияют на повышение финансового состояния.

 

 

Таблица 3.4.

Аспекты изменений необходимых для улучшения финансового состояния

Аспекты изменений Способы проведения изменений Результат
Уменьшение дебиторской задолженности - Увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности, -Воздействие на фирму должника по возврату суммы в денежном эквиваленте, - Бартер.   При возврате задолженности в денежном эквиваленте, денежные потоки переходят в следующую стадию существования. Это отражается на ликвидности и платежеспособности фирмы. Данные показатели значительно увеличиваются. При возврате задолженности бартером, фирма может пополнить свои основные не производственные фонды, либо сократить затраты на покупку сырья и стройматериалов.
Уменьшение кредиторской задолженности - Сдача в аренду активов фирмы, - Продажа менее используемых активов фирмы, - Изменение кредитной политики.

Чем больше денежных средств находится в распоряжении фирмы, тем больше и шире появляются возможности для совершенствования деятельности фирмы. Это существенно

 отражается на

 финансовой независимости фирмы.

 

Максимализация прибыли - Сокращение затрат - Удешевление сырья - Хорошие рекламные акции и реклама - Оптимизация продаж
Расширение спектра услуг -Повышение уровня  квалификации сотрудников, -Приобщение к  новейшим технологиям. Привлечение новых заказчиков увеличивает спрос на услуги, тем самым, увеличивается общая прибыль.

      Фирма «Старт» преследует цель своей деятельности – максимализацию прибыли. Можно попробовать изменить данную цель на максимально захватить большую часть рынка. Для этого нужно будет усовершенствовать спектр услуг и расширять свои возможности.

     Для того чтобы увеличить прибыльность, необходимо в тоже самое время увеличить и заработок, (при этм стараясь не увеличивать затраты), или одновременно увеличивать заработок и уменьшать затраты.
     Ниже приведены три альтернативы для увеличения прибыльности, которые необходимо детально разобрать и которые являются весьма актуальными:
Первая, увеличение цен при сохранившемся значении издержек. Заработок может быть увеличен несколькими путями:

- Поднятием цен на  продукт;

- Поднятием уровня продаж;

- Увеличением разности между ценой и себестоимостью товара.

     Установленные цены могут пересматриваться один или два раза в год, но увеличивать цену на товар необходимо в условиях сохранения конкурентоспособности. Другим важным критерием, который необходимо учитывать перед повышением цен, является тип продукта или продаваемой услуги. Существуют такие категории, к которым покупатели относятся лояльно и готовы заплатить чуть больше за них, лишь бы качество и вкус товара оставались на высоте.

    Вторая альтернатива, это снижение издержек или себестоимости при сохранившемся значении заработка. Второй альтернативой является снижение суммы общих затрат. Это может быть достигнуто уменьшением себестоимости товара. Введение в эксплуатацию продукции высоких технологий. Другим важным инструментом в понижении общих затрат является внедрение новых методов управления, таких как совместная деятельность.

    Третье, это одновременное увеличение цен и уменьшение себестоимости. Это может быть достигнуто путем массового строительства. Принцип экономики, обусловленный ростом масштаба строительства, может привести к желаемой цели.

         
   








ГЛОССАРИЙ

Активы - Принадлежащие предприятию имущество, денежные средства, ценные бумаги. Составная часть баланса фирмы, где в активной части показываются все его средства и их размещение по стадиям воспроизводства, а в пассивной части отражаются источники средств, сгруппированные по их происхождению. Точная оценка активов на момент составления баланса достигается применением фактических рыночных цен, а по основным фондам еще и учетом износа.

Антикризисное управление — процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, фирмы, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики региона или страны в целом.

Диагностика финансового состояния фирмы - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: