Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики.
Монетаристская политика предполагает развитую рыночную экономику, эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры, укоренившуюся предпринимательскую психологию, т. е. массовое логичное с хозяйственной и юридической точки зрения поведение экономических субъектов, высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции или полное ее отсутствие.
Мероприятия денежной политики в Республике Беларусь осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Важнейшая цель кредитно-денежной политики – обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объёма ВВП. Денежная политика ориентируется на более мелкие, конкретные цели для реализации данной, глобальной. Фиксация денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, и т. д.
|
|
В большинстве стран имеется официальное учреждение, которое наделено функцией контроля за денежной массой, находящейся в экономике, и кредитом. Кроме того, т. к. внутренний денежный рынок связан с внешним, то Национальный банк проводит политику стерилизации, т.е. увеличивает или уменьшает денежную массу посредством операций с валютой.
Между Национальным банком (НБ) и Министерством финансов складывается разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего НБ является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредотачивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.
Национальный банк и министерство финансов совместно занимаются исполнением государственного бюджета.
В Республике Беларусь НБ, как мы знаем, представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год.
Также следует отметить, что объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. НБ в основном формирует предложение денег высокой эффективности (Mh), т.е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.
Деньги высокой эффективности – только один из агрегатов, измеряющий денежные остатки населения. Имеются более широкие агрегаты М1, М2, М3.
Заключение
Написав курсовую работу на тему «Денежный оборот и типы денежных систем. Денежная политика в Республике Беларусь», сделаем выводы.
|
|
1. Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме. Такое определение соответствует содержанию современного денежного оборота, где движение совершают именно деньги, а не различные заменители или суррогаты денег;
2. Денежный оборот разбивается на три части: денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные отношения за товары и услуги и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц; денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения в хозяйстве; денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве;
3. Следует отметить, что денежная система – исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв. в условиях становления централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков;
4. В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов: системы металлического обращения; системы бумажно-кредитного обращения;
5. Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами, обычно золотом и серебром. Монеты из золота и серебра функционируют на равных основаниях, предусматривается их свободная чеканка;
6. Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения;
7. Элементы денежной системы. Денежная система включает следующие основные элементы: денежную единицу, виды денег, имеющие законную платежную силу, эмиссионную систему, кредитный аппарат;
8. Таким образом, наличное и безналичное денежное обращение взаимосвязаны, они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги. Деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую; в частности, наличные деньги переходят в безналичную форму при размещении банковских депозитов и наоборот. Соотношение между наличным и безналичным денежным обращением определяется уровнем развития платежно-расчетной системы страны;
9. Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики. Мероприятия денежной политики в Республике Беларусь осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Список использованных источников
1. Курс экономической теории: Учебное пособие./Под ред. А. Н. Тур, М. И. Плотницкий. – Мн.: ”Мисанте”1998.
2. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Ч.1. Мн., 1994.
3. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997. - 720 с.
4. Хайман Д. Н. Современная макроэкономика: анализ и применение. Под ред. С. В. Валдайцева. М.: Финансы и статистика, 1998.
5. Макроэкономика: Учебное пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитрива и др.; Под ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.
6. Макроэкономика для всех. Дадаян В. С. Феникс – Дубно, 1996 год.
7. Самуэльсон П. Экономика. Т. 1. – М.: МГП «Алгон» 1999.